big-archive.ru

Большой информационный архив

                       

Культура древнего Египта

Благодаря исключительной сухости египетского климата здесь прекрасно сохранились многочисленные древности, даже из весьма хрупких материалов. Так, здесь было обнаружено огромное количество надписей на папирусе, являющемся предшественником бумаги (настоящая бумага была изобретена древними китайцами), а также на дереве, полотне. Еще лучше сохранились тексты на каменных плитах. Однако эти письменные памятники в своем большинстве носят односторонний религиозно-магический характер.

1. Религия. Религиозные традиции в долине Нила были особенно прочными и живучими. Жречество обладало огромной силой, и хотя оно вступало иногда в конфликты с царской властью, это не мешало ему создавать учения о божественности фараона и призывать массы населения к повиновению «сыну Солнца», как именовало себя властители Египта.

В конечном итоге различные религиозные культы в Египте поддерживали старинные устои и призывали к повиновению власть имущим. Безусловно, египетская религия на протяжении тысячелетий изменялась, приспосабливалась к социальным сдвигам и политическим переменам. Однако многие старинные верования, связанные еще с исчезающими родоплеменными обычаями, сохранились в долине Нила дольше и упорнее, чем в других древних странах. Греческих путешественников особенно поражал необычайно распространенный в Египте культ диких и домашних животных, а также всевозможных птиц, рыб и насекомых.

Примеры можно приводить без конца. Почти любой представитель египетской фауны почитался в той или иной области (особенно в Фаюмском оазисе) даже крокодил считался священным и неприкосновенным властителем речных вод и охота на него строго воспрещалась. Маленьких крокодильчиков помещали в храмовых прудах, откармливали медовыми пирогами и в случае преждевременной смерти мумифицировали, окутывали погребальными пеленами и с почетом погребали.

Никто в Египте не смел обидеть кошку, за ее убийство виновник мог поплатиться жизнью. Огромным почитанием пользовались такие птицы, как ибис, кобчик, коршун, а из насекомых особенно навозный жук.

Иногда из бесчисленных представителей какого-либо вида животных отбирался один представитель и объявлялся богом. Так, например, со многими сотнями и тысячами быков в Египте не особенно церемонились. Их пасли, погоняли бичами, запрягали в плуги и т. д. Зато одного-единственного быка выбирали соответственно особым приметам (он должен был быть черным, но с белым кругом на лбу, с особыми волосками на хвосте и т. д.). Когда такого исключительного быка после долгих обследований находили, то его приводили в Мемфис, в специальный храм и объявляли священным и неприкосновенным. Когда кончалась его счастливая жизнь, его погребали в специальном склепе (обнаруженном при археологических раскопках) и город погружался в траур. Затем начинались поиски нового Аписа (название божественного быка) и, когда его находили, траур сменялся ликованием.

Голова мумии

Такие представления были свойственны не только Египту. Мы Встречаем их и у других народов, но там они отступали, на задний план, и часто дело сводится к таинственным изображениям и мифическим сказаниям о мудрых зверях и птицах. В Египте же пережитки тотемизма (веры в происхождения людей от животных и птиц) сохранились в гораздо более широком масштабе. Иногда даже человекообразный бог изображается с головой барана, а богиня – в виде женщины с коровьей головой.

Гораздо медленнее, чем в других странах, переходили египтяне к антропоморфизму, т. е. к уподоблению богов людям (конечно, наделенным сверхъестественными, чудесными свойствами, отличающими их от обычных людей). Другим своеобразием египетской религии то исключительное значение, которое придавалось заупокойному культу. Если в Шумере и Вавилоне загробный мир выглядел мрачным и безотрадным и умерших представляли несчастными существами, тоскующими по земной жизни, то в Египте религиозные учение было иным. Так считалось, что земные жилища – это гостиницы, которые не стоит строить особенно прочно, все равно в них долго не прожить. Лучше заранее приготовить себе «жилище вечности», гробницу.

Особое внимание обращалось на мумификацию. Существовали более дорогие и более дешевые способы препарирования трупа. Мумии фараонов и вельмож сохранились особенно хорошо. Внутренности извлекались и сохранялись в особых сосудах (канопах), а выпотрошенное тело опускалось на 70 дней в соленый раствор, потом заливалось душистыми смолами и закутывалось в полотняные пелены.

Для загробного блаженства, по учению египетских жрецов, надо было знать много магических заклинаний. В первую очередь их составляли для самого фараона. В «Текстах пирамид», начертанных зеленой краской (цвет жизни) на стенах этих усыпальниц, подробно описывается счастливая жизнь владыки, вступающего в круг богов, попадающего на «Поля Иалу» (египетский рай) и т. д.

В подражание фараонам аналогичные тексты стали применяться и к привилегированным и богатым подданным («Тексты саркофагов»).

Наконец, ко времени Нового царства оформляется «Книга мертвых», в которой подробно описывается загробное странствование и загробный суд.

Попав в чертог Осириса – царя загробного мира, душа умирающего должна оправдаться перед ним, чтобы обрести вечную и блаженную жизнь. В 125-й главе «Книги мертвых» содержится полностью текст оправдательной речи. Душа покойного должна говорить: «Я не убивал, я не грабил, я не развратничал, я не отнимал молока от уст младенца, я не отводил воды с чужого поля и т. д. и т. п.». Честности от покойника при этом не требовалось. Нужна была лишь смелость и уверенность. В «Книге мертвых» имеется специальное обращение к собственному сердцу: «О мое сердце, находящееся в моем теле, не свидетельствуй против меня на суде Осириса!».

Таким образом, всякий человек, который имел средства, чтобы подготовить себе при жизни надлежащее погребение и заказать необходимые магические тексты, мог рассчитывать на то, что ему удастся убедить бога Осириса в своей святости и обеспечить себе загробное блаженство. Для простых людей шансы на это были минимальны.

Только в значительно более позднее время (в период римского господства) появляется сказание о богаче, который испытывает ужасные муки после смерти, и бедняке, который в возмещение своих земных страданий обретает на том свете вечное блаженство. Здесь проявляются уже черты религии утешения, стремление успокоить трудящегося и сгладить острые противоречия жизни.

Египетские жрецы, оформляя и перерабатывая народную традицию, излагали различные мифические повествования о богах. Верховным богом чаще всего считался бог Ра. Он возник еще в первобытном водном хаосе, выйдя из цветка лотоса, и создал все существующее. Из уст бога Ра вышли боги, а из глаз его – люди. Ра возглавил небесный совет, где его божественным секретарем стал бог мудрости Тот – изобретатель письменности. Образ Ра стал приобретать черты земного фараона, перед которым подданные обязаны падать ниц. Когда возвысились Фивы, то местный бог Амон отождествлен с богом Ра и стал именоваться Амон Ра.

Богиня Исида и бог Гор

Общеегипетский характер принял также культ бога умирающей и воскрешающей природы Осириса.

В одном из мифов сообщается, что Осирис правил когда-то на земле, но был лишен власти и убит своим злым братом Сетом (владыкой пустыни, раскаленного ветра и соленой воды).

Бог Бэс - покровитель рожениц

Верная жена погибшего – Исида нашла и погребла его тело, затем она чудесным образом зачала и родила от умершего Осириса своего сына Гора. Когда младенец подрос, он отнял власть у своего дяди и оживил отца.

Подобно мифам об Иштар и Таммузе, египетский цикл мифов об Осирисе должен был объяснить смену времен года. Здесь, однако, умерший бог становится владыкой загробного мира, а наследником его на земле оказывается его сын Гор.

2. Литература. От древних египтян дошло до нас большое количество произведений художественной литературы, восходящих к чисто народным сказкам и былям, хотя и обработанным позднее придворными и храмовыми писцами.

Особенно популярна была повесть о Синухете. Это был вельможа, бежавший из Египта во время смуты из-за престолонаследия. Он попал в Синайскую пустыню, где едва не умер от голода и жажды. Его спасли бедуины. Он пошел дальше, в Палестину, где подружился с вождем одного из племен и женился на его дочери. Победив в поединке одного туземного богатыря, Синухет забрал себе все его имущество. Хотя он разбогател, его стала мучить тоска по родине. Он выпросил у фараона прощение за свое дезертирство и вернулся в Египет. В повести ярко противопоставлены культурная жизнь при египетском дворе и примитивный быт азиатов. Однако антипатии к чужеземцам нет. Беглого египтянина они встречают гостеприимно и проявляют к нему великодушие.

Математический папирус

Другое повествование носит чисто сказочный характер (сказка о потерпевшем кораблекрушение). Один египетский чиновник, отправившись в морское плавание, чуть не погиб во время бури. Потеряв корабль, и всех своих спутников, он добирается на обломке потонувшего корабля до острова, где обитает добрый змей, у которого путник гости, пока фараон не присылает за ним своих моряков.

Следует отметить также «Повесть о красноречивом поселянине», «Сказку об обреченном царевиче», «Сказку о правде и кривде» и т. д.

Сохранилось немало всевозможных народных песен, распевавшихся египетскими молотильщиками, рыбаками, носильщиками и т. д., а также любовных стихотворений, в которых юноша и девушка наивно выражают свою взаимную привязанность.

Совершенно иной характер носит трескучая и напыщенная придворная поэзия, прославляющая невероятные подвиги царей.

Образцом философского произведения, ставящего вопрос о смысле жизни и ее цели, является «Разговор разочарованного с душой». Один из участников диалога (разочарованный) жалуется на жестокость и коварство людей и хочет уйти в загробный мир искать там справедливость.

Другой собеседник («душа разочарованного») высказывает скептические взгляды. Никто не вернулся с того света, никто не знает, лучше ли там, чем на земле. Лучше искать счастья в земной жизни. Однако разочарованный не хочет слушать утешений. В конце концов ему удается убедить свою скептическую душу в преимуществах потустороннего мира перед земной жизнью.

3. Наука. Кроме художественной литературы, до нас дошло и немало произведений научного характера.

Особенно развита была в Египте математика. Правда, числовая система была у египетских математиков довольно громоздкой. Никаких попыток придать цифрам позиционное значение не делается.

Черточка всегда означает единицу, дужка – всегда десяток, вьющаяся веревка – сотня, цветок лотоса – тысяча. Чтобы написать, например, девять тысяч, требуется девять раз подряд начертить цветок лотоса.

Несмотря на все эти трудности и недостатки, египетские писцы ухитрялись решать сложные задачи. В геометрии уже вычислялась площадь усеченной пирамиды и отношение окружности к диаметру (последнее с ошибкой всего на две сотых).

Египетская астрономия также достигла больших успехов. Египтяне наблюдали время появления Сириуса на небе, предвещавшее разлив Нила (конечно, это совпадение было случайным). Египетский календарь был солнечным. Год делился на 12 месяцев по 30 дней в каждом, а месяц – на 3 декады. Лишние 5 дней считались праздничными и не включались ни в один месяц.

Дошли до нас и медицинские египетские папирусы. Многое в их рецептах кажется современному читателю наивным. Употребляются такие лекарства, как толченое копыто осла или «молоко женщины, родившей мальчика». Однако ряд наблюдений выявили точно благотворное (или вредное) действие тех или иных трав. Делались и теоретические обобщения. Уже имелось представление о законе кровообращения. Что касается хирургии, то особенно славились египетские глазные врачи, которых даже привлекали в VI в. до н. э. ко двору персидских царей.

Имелись в Египте и зачатки географической науки, причем наблюдается стремление к неизвестной систематике. Землю представляли себе в виде прямоугольника с приподнятыми краями (горами), обтекаемого со всех сторон океаном («Великим кругом»). Передней стороной считался Юг, откуда течет Нил, задней стороной – Север (острова Средиземного и Эгейского морей), правой стороной – Запад (где предполагалось обиталище душ умерших), а левой стороной – Восток («Страна богов», т. е. Ра).

Народы делились по цвету кожи и языкам, а также на обитателей долины Нила, жизнь которых зависит от благодетельной реки, и всех остальных, которые используют воду, падающую с небес (атмосферные осадки).

Сохранились географические карты древнего Египта (например, детальная карта района золотых рудников в Аравийской пустыне). Выше уже говорилось о том, что древнейшая в мире летопись, охватывающая свыше пяти веков, египетская (шумерские летописи гораздо короче). Однако широких исторических обобщений не делалось, и перемены в жизни государства объяснялись волей богов и моральными качествами людей.

4. Искусство. От древнего Египта сохранилось мало дворцовых построек (обычно они воздвигались из непрочных материалов). Зато сохранились пирамиды, мастабы, скальные гробницы.

Колоннада Луксорского храма

 

Колоннада Карнакского храма

Наиболее крупные храмы стали воздвигаться в период Нового царства. Особенно замечательны фиванские храмы – Луксорский и Карнакский – с огромными колонными залами и открытыми колонными дворами. У входа воздвигались мощные башни (пилоны), к которым вели аллеи сфинксов (львов с человеческими головами, символизировавших власть и мудрость фараона). Стены храмов были покрыты многоцветными изображениями (раскрашенными рельефами) и иероглифическими надписями.

В скульптуре и живописи чувствуется (как и в Двуречье) условность. Древним египтянам  она казалась оправданной, Фараонов и вельмож стремились изображать в величественной, неподвижной позе, с застывшей стандартной улыбкой на лице. Лишь очень осторожно иной раз подчеркивали индивидуальные черты, избегая при этом отмечать какие-либо недостатки.

Гораздо естественнее изображались простые люди (земледельцы, пастухи и особенно чужеземцы, например негры и азиаты). Тут иногда допускалась даже карикатура (толстяк и худощавый пастух и пр.).

Значительная ломка художественных традиций произошла в тель-эль-амаранском искусстве, т.е. во времена фараона-реформатора Аменхотепа IV (Эхнатона). И сам он, и его жена, и дочери, не говоря о других персонажах, изображаются натуралистически, причем недостатки даже подчеркиваются.

Игры на музыкальных инструментах

 

Древнеегипетские танцовщицы

Большого развития достигли в Египте музыка и танцы. Существовали духовые инструменты (флейты), ударные (систры, кастаньеты) и струнные (арфы, лютни и пр.). Танцовщицы иногда разыгрывали целые сложные пантомимы, изображая фараона и побежденного врага или травы, которые клонятся от дуновения ветерка. В храмах ставились религиозные драмы (мистерии), в которых представлялись смерть и воскресение Осириса. Это были зачатки театра, который получил полное развитие уже в античном мире.

Культурные достижения Египта повлияли на внешний мир и (в значительной мере через греков) дошли до нас. Геродот вполне справедливо считал египтян учителями геометрии. Многие художественные сюжеты перешли от египтян к другим народам (конечно, в видоизмененной форме). Образ сфинкса стал классическим в европейском искусстве. Подлинные египетские обелиски возвышаются в Риме и Париже. Сфинксы из красного гранита, привезенные из Египта (они относятся к XV в. до н.э.), украшают набережную Невы в Ленинграде.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

 

                       

  Рейтинг@Mail.ru    

Внимание! При копировании материалов ссылка на авторов книги обязательна.