Далекое прошлое Египта, так же как история древнего Двуречья, стало доступно для систематического и углубленного изучения только в ХIХ столетии.
До этого приходилось пользоваться отрывочными библейскими данными и произведениями греческих и латинских авторов, не имевших возможности использовать письменные документы Египта и излагавших устную традицию чужого народа.
В известной нам «Истории» Геродота прошлое Египта описано гораздо подробнее, чем вавилоно-ассирийская история, но довольно бессистемно.
«Отец истории» проехал по Нилу от северных до южных пределов страны, осматривал старинные памятники, посещал поля сражений и расспрашивал египтян, знающих греческий язык, об обычаях и прошлом их народа. Собеседники давали ему отрывочные и нередко искаженные сведения, которые он не мог проверить.
Иногда египетские собеседники сознательно вводили в заблуждение греческого путешественника, преувеличивая военные подвиги своих предков. Они уверяли Геродота, что один из фараонов, которого они называли Сесострисом, проник на северный берег Черного моря и покорил Скифию. В действительности войска египетских фараонов никогда не доходили до Черного моря. Одновременно у Геродота имеется много и верных сведений, особенно когда он говорит о том, что видел собственными глазами (земледельческие работы, культ животных, способы мумификации и т. д.). Гораздо позже (в I-II вв. н. э.) специальную книгу («О6 Исиде и Осирисе») посвятил вопросам египетской религии греческий писатель Плутарх.
Интересовались Египтом и другие античные писатели, но все они, подобно Геродоту и Плутарху, основывались на устных беседах с египтянами и если даже видели египетские надписи, то не могли прочитать их.
Когда в 332 г. до н. э. Египет был завоеван Александром Македонским и туда переселилось множество греков, то интерес к его прошлому усилился и египетский жрец Манефон написал на греческом языке «Египетскую историю». Он дал хронологическую схему (в основном достоверную) и изложил по ней ряд событий египетской истории, перемешивая реальные факты со сказочными повествованиями.
1. Дешифровка египетских надписей. Историкам нового времени приходилось поневоле пользоваться источниками подобного рода. Правда, в Египте на поверхности земли сохранялись многие памятники (пирамиды, храмы, обелиски, колоссы), нередко покрытые письменами, но попытки прочесть и понять их в течение долгого времени оставались безрезультатными. Только в 1822 г. французский ученый Ф. Шампольон нашел ключ к чтению египетских иероглифов.
Точкой опоры для него послужила двуязычная (греко-египетская) надпись на Розеттском камне, найденном во время похода генерала Бонапарта (будущего императора Наполеона) в Египет в 1799 г. В этой надписи упоминается царь македонского происхождения по имени Птолемей, который издавал декреты для своих подданных (египтян и греко-македонян) на двух языках.
Имя самого Птолемея было обведено узорчатым овалом (картушем), и его можно было разложить по буквам. Это был только первый шаг. Другие слова надписи писались согласными буквами (гласные звуки, за редкими исключениями, не передавались на письме) вперемежку со слоговыми знаками и логограммами (знаками, передававшими целые слова: «сын», «жизнь», «добро» и т. д.).
Ф. Шампольону удалось определить (путем сложных сопоставлений) целый ряд знаков. Его ученики и продолжатели завершили его работу. Сперва дело ограничилось разбором надписей, вырезанных на камне, затем перешли к текстам, написанным черными и красными чернилами на листах папируса (изготовленных из волокон особого тростника).
Большинство этих текстов писалось скорописью (иератикой) и более поздней демотикой; последняя уже напоминала современную стенографию. Из папирусов следует отметить: Лейденский №344 (описание народного восстания), один из Туринских (первый экземпляр знаменитой «Книги мертвых») и целый ряд рукописей, хранящихся в Эрмитаже (Ленинград) и Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва).
2. Археогические памятники. Как уже говорилось, в Египте многие памятники сохранились на поверхности земли (большинство пирамид, грандиозные фиванские храмы, стены которых покрыты надписями, и др.).
Однако большинство памятников оказались занесенными песком, и для открытия их потребовались раскопки.
Были вскрыты целые города, а также скальные гробницы. Дело в том, что с середины II тысячелетия до н. э. египетских фараонов хоронили уже не в пирамидах, находившихся на виду и легко подвергавшихся ограблению, а в засекреченных, подземных гробницах, высеченных в скалах. Впрочем, и эти подземные склепы оказались в большинстве ограбленными. Уцелел только один из них. Это известная гробница Тутанхамона (XIV в. до н. э.), обнаруженная в долине царей (к западу от г. Фивы) английским археологом Г. Картером в 1922 г. В одной из четырех камер этого склепа находилась мумия самого царя — болезненного девятнадцатилетнего юноши, положенного в золотой саркофаг изумительной ювелирной работы (особенно поражает золотая маска, передающая портретное сходство), а тот, в свою очередь, последовательно вставлен в семь других гробов (из золота, камня и дерева). Рядом положены бесчисленные дорогие изделия (алебастровые вазы с тонкой резьбой, серебряные трубы и многое другое). Из-за отсутствия доступа воздуха прекрасно сохранились даже венки и букеты из васильков и лотосов, пролежавшие в склепе 3300 лет. Сейчас все эти ценности хранятся в музее Каира — столицы ОАР.
В последнее время в археологические изыскания в ОАР включились местные исследователи, интересующиеся далеким прошлым своей родины. В 1954 г. М. З. Гонейм откопал пирамиду, в которой был погребен малоизвестный фараон III династии (XXVIII в. до н. э.) Сехемхет.
Саркофаг этого фараона, вырезанный из полупрозрачного золотистого алебастра, оказался, к сожалению, пустым, хотя никаких следов его ограбления не было обнаружено. Очевидно, мумию фараона предпочли спрятать в более укромном месте.
Ряд удачных археологических изысканий в районе Асуанской плотины произвели советские исследователи во главе с Б. Пиотровским (наскальные рисунки и надписи, скотоводческие фермы додинастической эпохи и др.). Правительством ОАР был принят ряд мер для сохранения ценных памятников в районе затопления на юг от Асуана. Те из них, которые невозможно было перенести в безопасное место, были снабжены покрытиями, предохраняющими их от действия воды.
3. История науки. Многочисленные находки ХIХ и ХХ вв. (мы привели лишь немногие, наиболее яркие образны) создали базу для изучения прошлого древнего Египта. На первых порах главное внимание обращалось на религию, литературу и искусство, а также на политическую историю. К социальным проблемам проявлялось гораздо меньше интереса. Если в древней Вавилонии искали черты капитализма, то в Египте постулировали крепостное право и феодальную раздробленность (особенно в трудах американского египтолога Д. Г. Брэстеда).
Из дореволюционных русских египтологов особенно следует отметить В. С. Голенищева, издавшего и комментировавшего целый ряд ценнейших памятников (сказку о потерпевшем кораблекрушение, магические тексты, поучения и пр.) и особенно Б. А. Тураева, оставившего капитальные труды по истории религии и литературы («Бог Тот», «Египетская литература»), не говоря уже о многих других исследованиях.
В советской египтологии был поставлен вопрос о специфике социальных отношений и о классовой борьбе в древнем Египте. Особенно много сделал в этом направлении В В. Струве. Ему принадлежат также работы по древнеегипетской хронологии. Следует отметить работы Ю. Я. Перепелкина (особенно его монографию «Переворот Аменхотепа IV»), В. И. Авдиева (по военной истории Египта), М. А. Коростовцева (комментированные издания египетских литературных памятников, монографию «Писцы древнего Египта»), Т. Н. Савельевой, Р. И. Рубинштейн, Е. В. Черезова, Н. С. Петровского, О. Д. Берлева, И. С. Кацнельсона, И. А. Стучевского.
—Источник—
Редер, Д.Г. История древнего мира. Часть 1/ Д.Г. Русин [и д.р.]. – М.: Просвещение, 1970.- 287 с.
Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава