Древний восток. Среднее царство

1. Переходный период. Полная политическая раздробленность Египта продолжалась около двух столетий (примерно с середины XXIII столетия н. э.). Ирригационная сеть, требовавшая постоянного наблюдения, пришла в упадок. Каналы засорились, и плодородные земли стали вновь превращаться в болото. Вследствие этого часть земледельцев (более зажиточные) уходила на «высокие поля» (возвышенности, до которых не доходили воды Нила во время разлива), где приходилось поливать землю водой, накачиваемой из колодцев. Освоение целинных земель, не принадлежавших сельской общине, способствовало росту частного землевладения.

Раздробление страны вызвало большие затруднения. Связи с соседними странами нарушились, и слышатся жалобы на набеги азиатских бедуинов.

Все более насущной стала необходимость нового объединения. Главный центр Древнего царства – Мемфис пришел в упадок, и правившая там VIII династия не в состоянии была возглавить борьбу за новое объединение. Зато усилились другие центры – Гераклеополь (в северной части Верхнего Египта) и Фивы (на юге страны).

Когда в Гераклеополе правили IX и X династии, большая часть Египта признала его власть. От гераклеопольского царя Ахтоя III дошло поучение, составленное им для сына и наследника. Старый царь советует царевичу ладить со знатью и не наказывать вельмож смертной казнью, но зато беспощадно подавлять восстания простого народа.

Из этого же поучения мы узнаем, что Гераклеополькой династии удалось утвердиться в дельте, но южная часть страны была уже безнадежно потеряна. Здесь правила параллельная XI династия, объединившая под своей властью восемь номов в небольшое независимое государство. Столицей его стал город Фивы, который с этого времени играет главенствующую роль в стране.

2. Новое объединение Египта. Между царями двух соперничающих династий (X и XI) происходит ряд военных столкновений, которые завершаются победой Фив, превратившихся в столицу объединенного Египта.

С этого времени начинается период Среднего царства (коло 2050-1700 гг. до н. э. – время XIXIII династий).

В экономике Египта на этом этапе наблюдаются значительные сдвиги. Наряду с орудием из кованной меди начинают уже применять литые бронзовые инструменты (правда, еще в небольшом количестве). Совершенствуются многие орудия производства (плуг, ручная мельница и др.). Развивается выработка стеклянных изделий.

Ирригационная система, пришедшая в упадок в период смут и раздробления, не только восстанавливается, но еще более расширяется. Особенно успешные работы производятся в Фаюмском оазисе. Находившееся там озеро углублено и превращено в искусственный водоем, а болотистые берега его осушены. Благодаря этому расширилась посевная площадь.

Развивается внешняя и внутренняя торговля. Прежние случайные морские сношения с островом Крит становятся регулярными, и в Египет ввозится критская расписная керамика.

Основным мерилом ценности становится вместо зерна золото (весовая единица – дебен – 91 грамм). Из азиатских стран привозится все больше серебра (бывшего в Египте до того очень редким), и к концу периода оно становится в Египте уже в два раза дешевле золота.

Рост производительных сил и расширение обмена все более и более способствуют имущественному расслоению. Наряду со знатью выдвигаются средние слои населения – «сильные неджесы», т. е. простолюдины (египетское слово «недже» означало «малый»). Это были разбогатевшие земледельцы и ремесленники, ведущие самостоятельное хозяйство и порой приобретающие рабов.

Плиты с вырезанными на них надписями дошли от времени Среднего царства не только от вельмож и чиновников, но и от золотых дел мастеров, изготовителей сандалий и т. д.

В противовес чересчур усилившейся знати фараоны Среднего царства начинают опираться на эту зажиточную прослойку. На государственные должности привлекались порой люди, не имеющие высокопоставленных предков. Так создается новая, служилая знать.

С другой стороны, увеличивается количество разоренных земледельцев, впавших в полную нищету. Их их среды рекрутируются, по-видимому, так называемые хему-несут («рабы царя»), отличающиеся от настоящих рабов тем, что их труд строго регулировался. Они работали с помощью полученных от казны средств производства, пользуясь за это натуральным довольствием, и частично включались в состав войск. Некоторые их этих царских рабов передаются частным лицам в качестве царского дара.

Одновременно увеличивается количество настоящих рабов, захваченных на войне или приобретенных путем покупки. В некоторых документах упоминаются группы рабов в 20-30 человек, переходящие из рук в руки. На рабов возлагались наиболее тяжелые и изнурительные работы. Так, рабыни-мукомолки, стоя на коленях, растирали на ручных мельницах зерно в муку.

3. XII династия. Наибольшего экономического расцвета и политического могущества достигло Среднее царство при  XII династии (2000-1775 гг. до н. э.) основателем ее был Аменемхет I, принявший ряд мер по укреплению единства страны. Так, он восстановил прежние границы между номами, нарушенные в предшествующий период смут, и для того, чтобы успешнее следить за северными областями, наряду с официальной столицей – Фивами сделал своей резиденцией основанную им крепость Иттаун («Владеющий обеими землями») на стыке Верхнего и Нижнего Египта.

Активируется внешняя политика фараонов Среднего царства. Сам Аменемхет I снаряжает грабительский поход в Ливию с целью угона военнопленных и скота. При Сенусерте III прочно осваивается территория между первыми и вторыми порогами Нила и для охраны новой границы возводятся по обе стороны этой реки могучие крепости. При этом же фараоне был совершен победоносный поход в Палестину и усилилось египетское влияние в этой стране.

Несмотря на достигнутые успехи, фараоны XII династии не могли добиться такое степени могущества, как неограниченные властители Древнего царства. Они не рисковали тратить большую часть государственных средств на свои личные потребности. Воздвигнутые ими пирамиды строились не из тесаного камня, а из более дешевого материала – кирпича – и дошли до нас нашего времени в виде бесформенных холмов.

Фараоны Среднего царства стремились ладить с провинциальной знатью, сохранившей даже после нового объединения страны значительную часть своих богатств и влияния.

Хотя нормахи подчеркивают в своих надписях верноподданнические чувства к фараону, но держаться довольно независимо и даже ведут счет времени по годам своего, а не царского правления. Каждый из них имеет свой собственный двор и гарем, а также свое войско и является скорее подвластным царьком, чем наместником. Царская власть вынуждена с этим мириться. Даже в своем дворце фараоны не чувствовали себя в безопасности.  Сохранились неоднократные сообщения о заговорах и восстаниях.

Только к концу правления XII династии, при Аменемхете III (вторая половина XIX в. до н.э.), усилилась централизация и привилегии нормахов были сильно урезаны. Именно при нем наиболее широко развернулось ирригационное строительство в Фаюмском оазисе, где был сооружен огромный храм, предназначенный для культа всего пантеона богов. Этот храм греки прозвали Лабиринтом. От него, к сожалению, сохранились лишь незначительные остатки.

4. Восстание бедняков и рабов. При следующей, XIII, династии вновь начинается развал и междоусобные войны. Обширные строительные работы прекращаются. Десятки царей сменяют друг друга на троне. Некоторые из них правят по году или даже по нескольку месяцев, и часто мы знаем только их имена, ибо они ничего примечательно не успели совершить.

О глубине социальных конфликтов, потрясавших страну, сообщает нам памятник художественной литературы – «Речение Ипусера». Автором его является вельможа, относящийся с глубокой ненавистью к народным массам.

С нескрываемой скорбью повествует Ипусер о бедствиях страны. Бедняки и рабы, по его словам, поднялись против знати и богачей. Безродные люди уже не отличаются от знатных. Дети князей попадают в руки повстанцев. Их избивают и даже разбивают им головы о стены.

Происходит полный передел имущества. Земледелец, который не имел упряжки быков для пахоты, теперь владеет целым стадом. Не имевший прежде своего угла становится домовладельцем. Не имевший даже лодки становится владельцем целой флотилии судов, а тот, кому они принадлежали, смотрит на них, а они уже не его. Люди, носившие роскошные одежды, вынуждены ходить в лохмотьях. Девушка, которая прежде должна была смотреть в воду, чтобы увидеть свое отражение, теперь владеет зеркалом. На шеях рабынь висят украшения из золота, серебра и самоцветных каменьев, а знатные дамы голодают.

Подобные примеры полного перераспределения имущества приводятся без конца. С ужасом говорит Ипусер о разгроме государственного аппарата. Повстанцы врываются в судебные палаты и архивы. Хранящиеся там документы, в том числе податные списки, выбрасываются на улицу, их рвут и топчут ногами. Наконец, подвергается штурму царский дворец.

Все эти события излагаются без системы, без указания места и времени восстания, даже фараон,свергнутый и попавший в руки восставших, не назван по имени.

Однако, поскольку официальные документы умалчивают об этих событиях, приходится пользоваться яркими поэтическими речами Ипусера, хотя они лишены последовательности изложения, свойственной летописи.

Создается впечатление, что устои рабовладельческого государства были потрясены до основания. Однако восстание было стихийными отнюдь не ставило своей целью отмены частной собственности и рабовладения. Наоборот, Ипусер сетует на то, что прежние рабы теперь сами имеют рабов.

5. Вторжение гиксосов. По не которым намекам видно, что за народным восстанием последовало вторжение в Египет азиатов. По всей вероятности, имеется в виду происшедшее около 1700 г. до н. э. нашествие гиксосов, пришедших из Сирии и Палестины и без особого труда покоривших Египет. Завоеватели использовали развал военно-административного аппарата в результате происходившего в Египте восстания. Кроме того, они имели преимущество в военной технике. В их распоряжении были боевые колесницы, запряженные лошадьми, неизвестными до тех пор в долине Нила.

Однако гиксосы представляли из себя разноплеменную орду (среди них были и семиты, и хурриты, и, вероятно, касситы). К тому же они были весьма малочисленны по сравнению с покоренным египетским населением и быстро восприняли язык и культуру побежденных. Их цари усвоили титулатуру египетских фараонов и приняли, за редким исключением, египетские имена.

При этом и египтяне многое заимствовали у азиатских завоевателей, в первую очередь колесный транспорт (в частности, боевые колесницы).

Сами гиксосы поселились сплошной массой в восточной части Дельты, где они основали свою столицу – Аварис, откуда могли удерживать свои азиатские владения и Египет. Остальная часть Египта была обложена данью.

 

Источник—

Редер, Д.Г. История древнего мира. Часть 1/ Д.Г. Русин [и д.р.]. – М.: Просвещение, 1970.-  287 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
Adblock
detector