Нововавилонское (Халдейское) царство

1. Возвышение Халдейского Вавилона. После разгрома Ассирийской державы на Ближнем Востоке на некоторое время установилось известное равновесие сил. Мидия и Вавилон мирно поделили между собой наследие Ассирии, причем последнему досталась не только вся Нижняя Месопотамия, но и часть Верхней, прилегающая к среднему течению Евфрата. Благодаря этому Вавилону открылся путь, ведущий через Сирию к берегам Средиземного моря. На Малую Азию Вавилон не претендовал и установил дружеские отношения с двумя государствами, занявшими господствующее положение на этом полуострове: Лидией (на западе) и Киликией (на юге).

Таким образом, на восточной, северной и северо-западной границах Вавилонии царил мир, и ее экспансия направлялась на запад и юго-запад.

Вавилон под властью Халдейской династии вновь достигает экономического и культурного расцвета. Тяжелые потрясения, вызванные двукратным разгромом города (при Синахерибе и Ашшурбанипале), не могли сломить его. Каждый раз он быстро восстанавливался и притягивал к себе все новых и новых поселенцев. Падение важнейших городов Ассирии и Урарту способствовало возрождению Вавилова как основного международного центра Передней Азии.

Держава, основанная Набупаласаром, получила название Нововавилонского или Халдейского царства. Надо при этом иметь в виду, что халдеи были народом, близкородственным вавилонянам по происхождению и языку, и быстро слились с коренным населением. В дальнейшем термины вавилонянин и «халдей» становятся синонимами.

2. Экономика. В экономике Нововавилонского царства происходят значительные сдвиги. Ремесло и торговля достигают небывалого для прежних времен развития, чему способствует устранение ассирийских конкурентов.

Вавилон и другие крупные города страны, которые в прежние времена были в значительной мере связаны с сельским хозяйством, теперь становятся в полной мере торгово-ремесленными центрами. Многие из них пользуются автономией, с которой приходится считаться царской власти. Важнейшими делами заправляют в них крупные дельцы, которые объединяются в целые компании (вероятно, на основе родственных связей) — «дома». Особенно большим влиянием пользовался торгово-ростовщический «дом Эгиби». Даже ирригационная система, считавшаяся раньше монополией царя, переходит постепенно в частные руки.

Большую роль в торговых операциях играло жречество. Гораздо слабее была халдейская военная знать, которая не в состоянии была соперничать с богатым и всемогущим жречеством. В этом заключается основное отличие Нововавилонской державы от Ассирийской.

Положение массы сельского населения Вавилонии резко ухудшилось. Основная тяжесть податей и повинностей, от которых освобождались крупные города, падала на него. Сильно возросла численность рабов и удельный вес их труда, особенно в городах.

3. Характер рабства. В деловых документах Нововавилонского царства упоминаются сотни рабов.

Показательно, что в приемах эксплуатации их труда произошли сильные изменения. Если еще в Старовавилонском царстве раб отпускался иногда на заработки и заводил свое собственное хозяйство (конечно, под контролем своего господина), то теперь эта система, напоминающая римский пекулий, становится весьма распространенной. Раб, имеющий собственную мастерскую или лавку, обязан уплачивать господину 1/5 своей стоимости в год, не считая известной доли прибыли. При благоприятной обстановке такой раб обогащался, приобретал собственных рабов и даже обладал некоторыми правами. Он мог вести судебные дела и заключать договоры со свободными лицами, но при этом оставался в полной власти своего господина, который мог в любое время продать его или подвергнуть наказанию.

4. Внешняя политика. Наибольшего расцвета достигло Нововавилонское царство при Навуходоносоре II (604-562 гг. до н. э.), который еще при своем отце Набупаласаре командовал армией, а после его смерти стал продолжать его активную завоевательную политику.

Главным врагом Навуходоносора был Египет, не желавший отказаться от своих старинных претензий на Сирию и Палестину. В то же время Нововавилонское царство, которое все более и более втягивалось в международную торговлю, нуждалось в опорных пунктах на Средиземном море и не желало уступать их Египту.

Обеспечив свои тылы союзом с Мидией, Лидией и Киликией, Навуходоносор мог в отличие от ассирийских царей большую часть боевых сил направить против Египта. Египетские фараоны проявили в этой борьбе большое дипломатическое умение и, не полагаясь на одни военные меры, восстанавливали против Вавилова мелкие государства, в особенности Иудейское царство и Тир. В Иудее сильна была проегипетская группировка, к которой особенно тяготела придворная знать, и она оказывала сильное давление на последних иудейских царей.

Против правящей группы, тяготеющей к Египту, выступил пророк Иеремия. В своих пламенных речах он требовал отказа от борьбы с Вавилоном, считая ее безнадежной и ведущей к гибели. За эти выступления он неоднократно подвергался гонениям. Один раз иудейские вельможи даже бросили его в старый, полувысохший колодезь, и он, погрузившись в грязь и тину, чуть не задохнулся.

Несмотря на все протесты, увещания и мрачные предсказания Иеремии, Иудейское царство прочно примкнуло к Египту и Навуходоносору пришлось вести с ним длительную борьбу. Овладев Иерусалимом в первый раз, Навуходоносор пощадил город и довольствовался уводом в плен части населения и сменой царя, посадив на престол своего ставленника — Цидкию.

Но это не помогло. Новый царь после некоторых колебаний под давлением проегипетски настроенной знати, не слушая увещаний Иеремии, возобновил борьбу с Вавилоном. Сознавая опасность своего положения и желая несколько смягчить внутренние противоречия, он распорядился отпустить на волю долговых рабов, но эта реформа не имела успеха. При первой возможности иудейские рабовладельцы нарушили свои клятвы и стали вновь закабалять освобожденных рабов, не взирая на гневные речи Иеремии, угрожавшего им божьей карой. Между тем Навуходоносор вновь подступил к стенам Иерусалима, и после полугодовой осады вавилонские воины пробили городские стены (586 г. до н. э.). Царь Цидкия пытался спастись бегством, но попал в плен и был ослеплен. Его сыновья были перебиты, а все столичное население было уведено в плен и расселено в пределах Вавилонии. На месте остались лишь земледельцы, но большая часть их выселилась вскоре в Египет, и страна на полстолетие опустела.

Труднее, чем с Иудеей, оказалась для Навуходоносора борьба с Финикией. На Средиземном море действовал египетский флот, поддерживая противников Вавилона, не имевшего собственных морских сил. Особенно сильное сопротивление оказывал город Тир, островная часть которого была недоступной для вавилонян. В конце концов, дело окончилось компромиссом: Тир признал верховную власть Навуходоносора, сохранив полностью свою автономию.

Пытался Навуходоносор вторгнуться в Египет, но этот поход, судя по скудным намекам источников, не имел прочных последствий. С другой стороны, и египетские фараоны вынуждены были отступиться от своих неосуществимых претензий на восстановление былого господства в Палестине и Финикии.

Значительные средства, добытые в завоевательных войнах, а также захваченную рабочую силу (особенно охотно угонялись в плен ремесленники) Навуходоносор использовал для строительства. Вавилон был окружен тройной стеной и украшен новыми зданиями. Была восстановлена замечательная крамовая башня (зиккурат), на специальных платформах были разбиты великолепные парки, воспроизводившие горный пейзаж и получившие громкое название «висячих садов».

Несмотря на свои успехи и могущество, Навуходоносор вполне трезво оценивал сложную международную ситуацию и опасался угрозы с восточной стороны. Он понимал, что мирное соглашение с Мидией дает лишь временную отсрочку, и проявлял большую заботу об укреплении северо-восточных границ. Там была воздвигнута при нем «Мидийская стена», т. е. система укреплений и шлюзов. В случае необходимости можно было затопить значительную часть страны и создать для врага водную преграду. К счастью для Навуходоносора, самому ему не пришлось воспользоваться этими сооружениями, ибо в его правление мир с восточным соседом не нарушался.

5. Падение Вавилона. После смерти Навуходоносора в Вавилонии начались смуты, связанные со столкновениями жречества и военной знати. За каких-нибудь семь лет на престоле сменились три царя, и в 555 г. до н. э. царской властью овладел ставленник жречества Набонид, который оказался последним монархом Нововавилонского царства. Царствование его было наполнено смутами и восстаниями. Одно время он даже перенес свою резиденцию в завоеванный им оазис Тейму (в северной Аравии) и лишь к концу царствования вернулся в Вавилон.

Союз с Мидией был при Набониде нарушен, и возникла распря из-за пограничного города Харрана (на северо-западе Месопотамии).

Падение Мидийской державы, захваченной персами (550 г. до н. э.), было встречено Набонидом с радостью, ибо давало ему возможность закрепиться в Харране. Но торжество его было преждевременным. Персия оказалась более опасным врагом, чем Мидия.

В тот опасный момент когда персидский царь Кир вторгся в вавилонские владения, Набонид стал проводить религиозную реформу. Он велел перенести все статуи богов из провинциальных храмов в столицу, что вызвало сильное недовольство в ряде городов, особенно в среде местного жречества, лишившегося своих доходов. Вавилонские купцы, деловые операции которых страдали от военных действий; желали окончания тяжелой войны, хотя бы за счет подчинения Киру, надеясь развернуть свою деятельность в пределах обширной Персидской державы. Еще более горячо желали прихода персов иудейские переселенцы, надеясь, что персидский царь освободит их из «вавилонского плена» и вернет на родину.

В такой обстановке Вавилон не могло спасти ни открытие шлюзов и затопление окрестностей, ни могучие стены. Персы проникли в город с помощью своих сторонников и после кратковременных уличных боев овладели им окончательно в 539 г. до н. э. Вавилония стала составной частью державы Ахеменидов.

 

Источник—

Редер, Д.Г. История древнего мира. Часть 1/ Д.Г. Русин [и д.р.]. – М.: Просвещение, 1970.-  287 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
Adblock
detector