Хетты

История древнего мира.

1. Природа Малой Азии. В то время как в Двуречье и Египте создавались могучие централизованные державы, просуществовавшие, несмотря на временные периоды ослабления и распада, целые тысячелетия, в Малой Азии (Анатолии) сложились совсем иное положение.

Природные условия этого обширного полуострова, омываемого с трех сторон морями (Черным, Мраморным, Эгейским и Средиземным) и пересеченного горными цепями, не способствовали процессу объединения и слияния племен и народностей. Крупных речных долин тут не было. Самая большая река – Галис (современный Кызыл-0Ирмак), впадающая в Черное море, не могла идти даже в отдаленное сравнение с Нилом и Евфратом.

Рельеф местности (плоскогорья и горные хребты) не позволял создать единую ирригационную систему, хотя небольшие каналы и прорывались (главным образом для орошения садов и огородов).

Преобладающую роль играло скотоводство (в особенности коневодство), чему способствовало обилие степных пространств, пригодных для пастбищ. Большое значение имело также пчеловодство.

Горы были покрыты густыми лесами, и недра их (в особенности Таврского хребта, носившего показательное название Серебряных гор) были богаты металлами (серебром, медью, свинцом, железом).

2. Население. Основной народ, населявший Малую Азию, – хетты – представляли из себя конгломерат разноязычных племен. Основанное ими во II тысячелетии до н. э. царство просуществовало лишь несколько веков, хотя на короткий срок добилось большого могущества.

В I тысячелетии до н. э. даже само название хеттского народа стало забываться. Если в библии о хеттах еще говорится (хеттские переселенцы в Палестине), то греки их уже не знают. Лишь в одном месте «Одиссеи» мимоходом упоминается вождь «кетеев», пришедших на помощь Трое. Геродот, который сам был родом из Малой Азии, не имел о хеттском народе и Хеттском царстве никакого представления. Очевидно в V в до н. э. хетты уже полностью ассимилировались с другими народами (в основном фригийцами) и утратили свою самобытность и даже название.

3. Источники и историография. Изучение хеттской истории началось с большим опозданием. Правда, в египетских и аккадских текстах, открытых и изученных в прошлом столетии, встречались неоднократные упоминания о Великом Хеттском царстве, которое вступало в военные столкновения и дипломатические связи с Египтом, Вавилоном и Ассирией, но все эти сведения были разрозненными. Ознакомление с хеттскими памятниками, разбросанными в Малой Азии и Сирии, носило в значительной степени предварительный характер и ограничивалось изучением материальной культуры.

Только в 1906 г. немецкий востоковед Г. Винклер приступил к систематическим раскопкам холма Богазкеой (к востоку от современной Анкары), под которым оказались скрыты руины хеттской столицы Хаттусы. Был раскопан дворец хеттских царей и обнаружено множество глиняных таблеток с клинописными текстами на разных древневосточных языках.

Ворота г. Хаттусы

Если аккадские тексты, которых здесь было немало, можно было прочесть (ибо аккадский язык был уже достаточно изучен к этому времени), то надписи на языке (вернее, на языках) самих хеттов удалось разобрать не сразу. Основная заслуга в этом деле принадлежит чешскому ученому Б. Грозному, который в 1915 г. открыл ключ к их чтению и пониманию.

Кроме клинописных документов, которые явно преобладали, были  найдено и некоторое количество хеттских иероглифических надписей. По внешности они несколько напоминали египетские иероглифы, но при ближайшем рассмотрении обнаруживали местный самобытный характер. Употреблялись хеттские иероглифы довольно редко, и преимущественно не в центре, а на восточной периферии хеттского мира. В изучении хеттской письменности и истории приняли участие советские ученые. В частности В.В. Струве обратил внимание на ту большую роль, которую играло у хеттов рабовладение. Таким образом, хеттология появилась как особая отрасль востоковедения лишь в нашем столетии.

Изучение хеттских письмен показало, что хеттский народ сложился в результате непрочного объединения самых различных элементов. Древнейшим этническим субстратом были хетты, или протохетты, говорившие на языке абхазо-адыгейской группы и, по всем данным, тесно связанные с Кавказом. На них наслоились племена, говорящие на языках, относящихся уже к индоевропейскому семейству. Их лексика имеет черты сходства со славянской (например, вода называлась «вадар»), а также с греческой (яблоко – «мала»), латинской и др. Этот язык, ставший государственным, назывался в древности неситским (по городу Неса). На нем были написаны хеттские законы, указы, летописи и другие официальные документы. Племена, говорившие на неситском языке, пришли скорее всего с берегов Каспийского моря.

Хеттская печать с клинописным и иероглифическим текстом

К этому основному населению примешивались также и другие племена, говорившие на своих языках и сохранявшие свои традиции2. Прочного слияния (как, например в Египте) так и не произошло.

4. Хеттское царство. Родо-племенной строй у хеттов стал разлагаться лишь на рубеже III и II тысячелетий до н. э. Этому процессу содействовало проникновение семитских колонистов. Аккадские (а позднее ассирийские) купцы основали в XXIII – XX вв. до н. э. в бассейне реки Галис свои торговые колонии. Они вступали в соглашение с местной племенной знатью и безжалостно эксплуатировало местное скотоводческое и земледельческое население (в частности, посредством долговой кабалы).

В начале II тысячелетия до н. э. делаются первые попытки объединения восточной части Малоазиатского полуострова. Первым выдающимся хеттским царем был Анитта, столицей которого была Неса, давшая название государственному языку.

Окончательно сложилась Хеттская держава лишь при царе Табарне (Лабарне), около 1660 – 1650 гг. до н. э. Основным ядром этой державы был бассейн реки Галис (Каппадокия). Столицей начиная с XVI в до н. э. была Хаттуса.

История Хеттской державы делится на два основных периода: время Древнего царства и время Нового царства.

5. Древнее царство (XVII – XVI вв. до н. э.). Наиболее выдающимся представителем династии Табарны был царь-завоеватель Мурсили. Он совершил целый ряд походов, носивших грабительский характер. Хеттская военная знать, а отчасти и рядовые воины стремились захватить побольше чужеземных рабов и заставить их работать на своих полях.

Мурсили захватил Халпу (современный Халеб), являющуюся узловым стратегическим и экономическим центром северной Сирии. Отсюда он продвинулся к Евфрату, спустился по его берегу вплоть до Вавилона, взял и опустошил этот крупнейший город.

Однако эти успехи были непрочными. В Хеттском царстве происходили неоднократные смуты. Сохранились глухие указания на восстание рабов. С другой стороны хеттская знать (главным образом многочисленные царские родственники и свойственники) не особенно считалась с центральной властью.

Хеттские цари не были столь могущественными, как египетские фараоны. О важнейших делах они должны были совещаться с тулией (советом старейшин), а иногда даже обращаться к панкусу (собранию воинов).

После длительных междоусобиц и частых дворцовых переворотов к концу XVI в. до н. э. были проведены некоторые реформы, свидетельствующие о достижении известного компромисса в правящих кругах.

Царь Телепин утвердил указом строгую систему престолонаследия. После смерти царя власть должна была переходить к его старшему сыну, а если последний умер преждевременно, то к следующему сыну. В случае отсутствия сыновей наследником становился старший зять и т. д. Одновременно царь брал на себя обязательство никого не казнить по своему произволу и не проводить конфискации имущества казненных без ведома тулии и панкуса. Отсюда мы видим, что хеттская монархия не была деспотией и хеттские цари никогда не имели такой неограниченной власти, как египетские фараоны или властители Шумера,  Аккада и Вавилона.

6. Новое царство. В период Нового царства (XV – XIII вв. до н. э.) центральная власть несколько усиливается. Увеличиваются царские домены, разбросанные в разных частях страны. Они управляются социальными конторами («каменными домами») и поглощают ряд сельских общин. Рядовые общинники утрачивают право распоряжаться своими наделами и не могут даже оставлять их в наследство своим сыновьям.

Значительные территории общинных земель переходят также в руки частных собственников (выдающихся воинов или жрецов), свободно пускающие свои участки в оборот. Рядовые общинники разоряются, утрачивают свои былые права и частично даже попадают в долговое рабство. Например, в голодные года богач, который «оживил» (взял на свое иждивение) бедняка, мог удержать его в своей власти, если тот не собрал достаточного выкупа. Таким образом, процесс имущественной дифференциации в хеттском обществе заходил достаточно далеко. Хеттские законы, относящиеся ко времени Нового царства, закрепляли юридически социальное неравенство.

Буржуазные историки очень часто прославляют исключительную гуманность, свойственную якобы хеттским законодателям. Они указывают, что почти за любое преступление виновные караются натуральным или денежным штрафом.

Убийца в хеттском царстве мог отделаться тем, что хоронил убитого за свой счет и отдавал его родным четырех людей (рабов или членов своей семьи). Так же мог откупиться вор, поджигатель, буян, изувечивший кого-то в драке. Такая «мягкость» законов, почти не применяющих (за редкими исключениями) смертной казни, объясняется как проявление благородных черт хеттского народа, который якобы относился к высшей арийской расе в отличие от семитов-вавилонян. Однако если присмотреться ближе, то станут ясным классовые корни подобной «гуманности». Богатый скотовод, соблазнившийся чужим конем, если попадался, мог откупиться, отдав потерпевшему 15 лошадей из своего табуна. Если же вор оказывался бедняком, то ему приходилось идти в долговую кабалу, чтобы уплатить штраф в пятнадцатикратном размере. Еще хуже приходилось рабам. Если раб поджигал дом, то ему отрезали нос и уши, если он занимался колдовством с целью накликать на кого-либо гибель, то его предавали смертной казни.

7. Расцвет и падение Хеттской державы. Хеттская держава была внутренне непрочной. Она не имела единой экономической базы, и для поддержания ее временной мощи требовались все новые и новые походы.

При царе Суппилулиуме – современнике фараона-реформатора Эхнатона (конец XV – начало XIV вв. до н. э.) – она достигает наивысшего расцвета. Используя слабость своих соседей, Суппилулиума разгромил и подчинил Митанни, посадив затем на трон этого царства своего зятя. Затем он отобрал у Египта значительную часть азиатских владений и даже пытался одного из своих сыновей путем династического брака сделать фараоном.

Но все эти военно-дипломатические предприятия оказались непрочными и ненадежными. Война с Египтом затянулась, а с востока стал угрожать новый страшный враг – Ассирия.

Хаттусили III должен был (как мы видели) спешно заключить мир с египетским фараоном Рамсесом II, ибо он опасался, что ассирийские войска ударят ему в тыл. Одновременно он пытался восстановить против Ассирии Вавилонию, с которой был заключен мир. Все это, однако, не помогло.

Ассиряне наносили хеттам удар за ударом, а с запада надвигались «народы моря», среди которых были греческие племена (ахейцы) и этруски (турша). Около 1200 г. до н. э. они разгромили Хаттусу, которая уже не могла оправиться от этого удара.

Человеческое жертвоприношение у хеттов

Небольшие хеттские княжества – осколки былой державы – просуществовали еще несколько столетий, но затем они были поглощены Ассирией и хеттский народ растворился среди других народов (фритийцев, арамеев и т. д.) и исчез, не оставив почти никаких воспоминаний.

8. Хеттская культура. Хеттская культура находилась под сильным вавилонским и египетским влиянием. Хеттские писцы охотно переписывали и переделывали вавилонские поэмы (например, эпос Гильгамеша) и другие тексты (например, астрологические). В архиве хеттской столицы было обнаружено митаннийское руководство по коневодству и управлению колесницами. Впрочем создавались и оригинальные поэмы. Одна из них посвящена богу весны Телепину, который удаляется на чужбину, а затем возвращается по зову богов , и после этого наступает возрождение природы.

Хеттами были созданы замечательные произведения изобразительного искусства. Особенно внушительны изображения богов и священных животных, высеченных в скалах.

Месопотамские мотивы разработаны здесь вполне своеобразно.

Хетты сыграли значительную роль в передаче восточных сюжетов грекам. Хеттские сфинксы, имеющие (в отличие от египетских) женские лица, повлияли на образ греческого сфинкса (полуженщины-полульва). Таким образом, хетты, даже сходя с исторической арены, успели проявить себя как посредники между восточным и греческим миром.

 

Источник—

Редер, Д.Г. История древнего мира. Часть 1/ Д.Г. Русин [и д.р.]. – М.: Просвещение, 1970.-  287 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью