Нарушения памяти при поражения левой височной области

Известно, что поражение конвекситальных отделов левой височной области доминантного полушария приводит к существенным изменениям в сложных формах слухового анализа.

Наблюдения, проведенные в клинике локальных поражений мозга, показали, что при поражении задневерхних отделов височной области левого (доминантного) полушария возникают существенные затруднения анализа и синтеза сложных звуковых комплексов и дифференциации близких по акустическим свойствам фонем, что и составляет основную особенность акустической (сенсорной) афазии.

Как показали проведенные за последние десятилетия исследования (А. Р. Лурия [1940], [1947], [1961], [1962], [1969]; Э. С. Бейн [1947], [1964]), такие факторы, как нарушение понимания речи, литеральные парафазии, нарушение письма и др., являются лишь вторичными симптомами, легко выводимыми из этого первичного расстройства.

Возникает, однако, вопрос: остаются ли эти нарушения и при поражениях тех отделов левой височной области, которые не входят в «корковое ядро» слухового анализатора? Наблюдаются ли и здесь нарушения слухового анализа и синтеза, характерные для поражения зоны Вернике, или нарушения в работе слухового анализатора носят здесь иной, более тонкий, характер и поражение приводит к другому синдрому?

Еще много лет назад мы высказали предположение, что поражения тех частей конвекситальных отделов левой височной доли, которые не входят в состав «коркового ядра» слухового анализатора, могут приводить к заметному нарушению акустических следовых процессов, не отражаясь существенно на анализе и синтезе непосредственных слуховых раздражителей (А. Р. Лурия [1947], [1962]; А. Р. Лурия и М. Ю. Рапопорт [1962]). Мы описали синдром «акустико-мнестической афазии», оставляя открытым вопрос, является ли она особой формой слухоречевых расстройств или ослабленной формой той акустико-сенсорной афазии, которая возникала при поражении зоны Вернике.

В настоящем разделе мы хотим привести некоторые данные более детального исследования нарушений, которые позволяют ближе подойти к психофизиологическому анализу этих дефектов.

 

Источник—

Лурия, А.Р. Нейропсихология памяти/ А.Р. Лурия.- М.: Педагогика, 1974.- 312 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector