Гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу в школе направлены на то, чтобы создать оптимальные условия для укрепления здоровья, нормального умственного и физического развития и повышения успеваемости учащихся за счет рациональной организации учебной работы, правильного сочетания умственного и физического труда и систематического физического воспитания.
Учебный процесс в школе строится с учетом возрастных особенностей школьников, что позволяет постепенно увеличивать продолжительность, сложность и интенсивность учебных нагрузок. Наряду с этим принимаются во внимание сезонные и другие изменения работоспособности учащихся, связанные с влиянием различных факторов. Так, для младших школьников урок имеет меньшую продолжительность, чем для старших школьников, а время летнего отдыха у них соответственно увеличивается. Важное значение имеют каникулы, в течение которых у школьников восстанавливается работоспособность.
При составлении недельного расписания уроков следует учитывать, что наибольшая работоспособность отмечается во вторник и среду, а наименьшая — в субботу. Планирование уроков в течение учебного дня также должно осуществляться в соответствии с колебаниями работоспособности школьников. Ее максимум наблюдается на втором и третьем, а минимум на пятом и особенно на шестом уроках.
В целях профилактики утомления учебные предметы необходимо рационально чередовать. Практика показывает, что правильно организованные уроки физической культуры и ручного труда положительно влияют на работоспособность школьников. Поэтому целесообразно этим предметам отводить третьи часы в I—IV классах и третьи — четвертые — в V—X классах.
Важное значение для предупреждения утомления имеет рациональный режим школьника и применение различных видов физических упражнений в течение дня (гимнастика до уроков, физкультминутки, физические упражнения и игры на переменах и др.).
Во время учебного года не рекомендуется переводить учащихся любого класса из одной смены в другую, так как это отрицательно сказывается на их работоспособности.
Особого внимания заслуживает организация воскресного отдыха школьников. Учащиеся должны использовать воскресные и праздничные дни для прогулок, походов, подвижных игр и развлечений на открытом воздухе, занятий различными видами спорта.
—Источник—
Лаптев, А.П. Гигиена/ А.П. Лаптев [и д.р.]. – М.: Физкультура и спорт, 1990.- 368 с.
Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава