Возрастные особенности детей и подростков

Организация учебно-воспитательного процесса и физического воспитания в школе осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. В практике советской педагогики и здравоохранения применяется следующая возрастная периодизация: преддошкольный возраст — до 3 лет; дошкольный — 3—7 (6) лет; младший школьный — 7 (6) — 10 лет; подростковый — 15—18 лет.

Для практической работы учителя физической культуры важное значение имеют данные о возрастных изменениях опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также деятельности центральной нервной системы.

Организм детей и подростков во многом отличается от организма взрослых. Это проявляется в особенностях строения и функций отдельных органов и физиологических систем. Дети и подростки находятся в состоянии непрерывного роста и развития. Под ростом подразумевают количественные изменения организма, а под развитием — качественные, связанные с формированием различных органов, тканей.

Одной из важных особенностей детского организма является высокая интенсивность обменных процессов. При этом процессы ассимиляции преобладают над процессами диссимиляции.

Наибольшее увеличение роста и массы тела у детей происходит на первом году жизни и в период полового созревания (13—14 лет). В каждом возрасте наблюдаются определенные изменения показателей роста, массы тела, объема грудной клетки и т. п. Необходимо регулярно проводить антропометрические измерения у школьников, что позволяет судить о динамике их физического развития.

Кости детей сравнительно легко подвергаются искривлению при длительных напряженных и неправильных положениях тела. Кости таза к 7 годам только начинают срастаться и при резких сотрясениях могут смещаться. Сращение костей таза заканчивается в 17—18 лет. К 7 годам, как правило, формируется кривизна позвоночника в области шеи и груди, к 12 годам — поясничной части. Окостенение позвоночника завершается в 18 — 25 лет.

Важное значение имеют особенности развития мышечной системы у детей. Объем, структура и химический состав мышц изменяются. Возраст от 6 до 14 лет является периодом активного совершенствования мышечной системы и двигательных функций, значительно улучшается координация движений. В этот период происходит интенсивное формирование психофизиологических функций, связанных с быстротой и точностью движений. Быстрее идет прирост объема мышц, укрепляются связки.

Работоспособность детей и подростков, а также приспособляемость их к физическим нагрузкам в значительной степени определяются состоянием сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Минутный объем крови с возрастом увеличивается, а величина минутного объема на 1 кг массы тела уменьшается.

Возрастные особенности детей и подростков обусловливают более низкие функциональные резервы сердечно-сосудистой системы, чем у взрослых. Одинаковая работа примерно с одним и тем же поглощением кислорода требует у подростков и особенно у детей младшего школьного возраста значительно большего напряжения сердечно-сосудистой системы, чем у взрослых. У детей и подростков работа сердца еще несовершенна, а механизм условно-рефлекторных влияний на сердечно-сосудистую систему окончательно не сформировался. Выносливость сердца сравнительно мала. Продолжительные физические и психические нагрузки могут отрицательно сказаться на деятельности сердца. Поэтому при занятиях физической культурой и спортом необходимо строго соблюдать дозировку нагрузок и увеличивать их постепенно.

Дыхательная система у детей и подростков находится в стадии развития и совершенствования и отличается высокой лабильностью. Жизненная емкость легких с возрастом увеличивается и достигает в среднем в 7 лет — 1400 мл, в 12—14 лет —2 200 мл, в 17 лет — 4000 мл.

Несовершенство сердечно-сосудистой и дыхательной систем в значительной степени ограничивает возможность длительного выполнения детьми интенсивной нагрузки.

Процессы роста и развития детского организма осуществляются в непрерывном взаимодействии с окружающей средой и регулируются центральной нервной системой. У детей 8—10 лет отмечается высокая подвижность нервных процессов. При этом наблюдается преобладание процессов возбуждения над процессами торможения со значительной иррадиацией возбуждения. Неуравновешенность возбудительно-тормозных процессов ЦНС обусловливает ее сравнительно быструю утомляемость, повышенную возбудимость, быструю смену желаний, кратковременность активного внимания. В этом возрасте у детей отмечается подражательная, имитационная способность. Использование этой особенности является важным педагогическим приемом, который следует широко применять при подготовке юных спортсменов.

В возрасте 9—12 лет увеличивается сила тормозных процессов, расширяются функциональные возможности первой и второй сигнальных систем. Окончательно определяется тип нервной системы, улучшается внимание. В этом возрасте также быстрыми темпами идет развитие двигательной зоны коры больших полушарий головного мозга, и вследствие этого в значительной степени улучшается координация движений.

В возрасте 13—15 лет происходит дальнейшее интенсивное развитие функций коры больших полушарий. В значительной мере возрастают функциональные возможности ЦНС. Все это создает благоприятные условия для совершенствования двигательных способностей, которые в этот период бурно развиваются.

Существенное влияние на весь процесс роста и развития детей, а также на интенсивность обменных процессов оказывают изменения эндокринного аппарата. В подростковом периоде происходит его перестройка, связанная с деятельностью половых желез, что оказывает глубокое влияние на весь организм. В период полового созревания наблюдается повышенная лабильность основных процессов высшей нервной деятельности. Вследствие этого дети быстро устают и склонны к раздражительности, противоречивости в суждениях. Все это требует от воспитателя большого педагогического такта.

В настоящее время у детей и подростков наблюдается процесс ускоренного развития (акселерация). Акселерация представляет собой сложное биосоциальное явление, которое выражается в ускоренном развитии биологических процессов, увеличении антропометрических показателей, в более раннем наступлении половой и интеллектуальной зрелости молодежи. Так, сегодняшние подростки по темпам физического развития и полового созревания на 2—4 года опережают своих сверстников, родившихся 30—50 лет назад.

Наиболее ярко акселерация проявляется в увеличении многих антропометрических показателей (рост, масса тела, окружность грудной клетки и др). Дети стали выше ростом, имеют большую массу тела, чем их сверстники прошлых десятилетий. За последние 100 лет рост подростков в среднем увеличился на 12—20 см. Так, мальчики 13 лет, проживающие в Москве, за 80 лет наблюдений стали выше на 16 см. Отмечается также более раннее прекращение роста. По данным ряда авторов, в настоящее время у юношей процесс роста завершается, как правило, в 18—19 лет, в то время как еще 50 лет назад мужчины переставали расти в возрасте 25—26 лет.

В настоящее время у подростков отмечается более раннее половое созревание: его сроки сдвинулись примерно на 2—3 года. Таким образом, дистанция между наступлением половой зрелости и достижением необходимой для начала половой жизни самостоятельности у современной молодежи увеличилась до 8—10 лет. В связи с этим особого внимания требует воспитание у них соответствующих норм половой этики.

В настоящее время собрано еще недостаточное количество научных данных, полностью раскрывающих влияние акселерации на уровень здоровья. В ряде наблюдений установлено положительное влияние акселерации на физическое развитие, более легкое течение различных заболеваний, улучшение некоторых психологических качеств.

Вместе с тем имеются случаи, свидетельствующие о нарушении гармонического развития организма при резко выраженной акселерации. Рост тела как бы обгоняет развитие внутренних органов, и прежде всего сердечно-сосудистой системы, что отрицательно сказывается на состоянии здоровья и работоспособности. Отмечаются также случаи несоответствия развития некоторых психических функций показателям физической акселерации. Следует подчеркнуть, что наряду с подростками, имеющими ярко выраженные признаки акселерации (акселеранты), встречаются юноши с замедленными темпами физического развития (ретарданты).

Проблема акселерации в спорте пока еще недостаточно изучена. Однако уже сейчас тренерам необходимо учитывать это явление. При подготовке юных спортсменов следует ориентироваться не только на паспортный, но и на биологический возраст спортсменов, который характеризует индивидуальные темпы физического и психического развития, а также полового созревания.

В настоящее время увеличился диапазон индивидуальных различий развития подростков. Это требует большей индивидуализации при подготовке юных спортсменов. Особое внимание необходимо обращать на подготовку спортсменов, имеющих ярко выраженные признаки ускоренного (акселеранты) и замедленного (ретарданты) развития.

Проблема акселерации делает особо важной совместную работу тренера и врача при подготовке юных спортсменов. Совместный анализ результатов педагогических и врачебно-педагогических наблюдений, а также медицинских обследований позволяет более целенаправленно планировать подготовку и вносить соответствующие коррективы в процесс спортивного совершенствования.

Незаконченность функционального формирования отдельных систем и органов обусловливает малую устойчивость организма детей и подростков к воздействию различных внешних факторов, в том числе физических нагрузок. Поэтому в организации учебно-воспитательного процесса и физического воспитания школьника особое значение приобретает гигиена.

Детям младшего школьного возраста необходимы соответствующий режим дня, рациональное питание, повседневное закаливание, знание правил личной гигиены. Особое значение для детей имеют регулярные занятия физическими упражнениями, подвижные игры, прогулки и др.

В среднем школьном и подростковом возрасте следует особенно строго соблюдать общие гигиенические положения и режим всего учебно-воспитательного процесса, при этом важное значение имеют правильное сочетание учебы и отдыха, рациональный двигательный режим, выработка правильной осанки. В этом возрасте гигиеническое воспитание дополняется гигиеническим образованием на уроках анатомии и физиологии, физической культуры и др.

 

Источник—

Лаптев, А.П. Гигиена/ А.П. Лаптев [и д.р.]. – М.: Физкультура и спорт, 1990.-  368 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
Adblock
detector