Классные помещения проектируются из расчета 1,25 2м на одного ученика, общей площадью не менее 60 м . Они должны быть прямоугольной формы, шириной не более 6,1 м, длиной — 8,2 м. При таких размерах класса сидящие на последних партах могут хорошо видеть написанное на доске и слышать речь учителя. Вместе с тем обеспечивается естественная освещенность парт, стоящих у внутренней стены. Стены классной комнаты до высоты 1,8 м от пола покрываются масляной, а выше — клеевой краской. При использовании эмульсионных красителей стены окрашиваются на всю высоту.
Важное гигиеническое значение имеют микроклиматические условия. Температура воздуха в зависимости от климата поддерживается на уровне 17—24°; относительная влажность — 25—60%; скорость движения воздуха — 0,15—0,25 м/с.
Вентиляция классных помещений осуществляется централизованным притоком подогретого воздуха в количестве не менее 16 м3/ч на одного учащегося. Допускается применение децентрализованного притока неподогретого наружного воздуха, если при этом соблюдаются указанные выше микроклиматические условия. В каждой комнате предусматривается естественная вентиляция, обеспечивающая однократный обмен воздуха за 1 ч.
Достаточная естественная и искусственная освещенность является необходимым условием для поддержания оптимальной работоспособности учеников и профилактики близорукости. В связи с этим необходимо парты располагать так, чтобы свет падал с левой стороны и немного сверху, для чего подоконники должны быть выше уровня парт. Световой коэффициент должен равняться 1:4, а коэффициент естественной освещенности— 1,5 %, освещенность на поверхности и рабочих столах — не менее 300 лк при люминесцентных лампах и 150 лк при лампах накаливания. В классных комнатах следует использовать люминесцентное освещение с лампами белого света (типа ЛБ) и светильники рассеянного света. Для ламп накаливания рекомендуется применять предназначенные для классных комнат кольцевые светильники отраженного света.
Школьная парта — основной вид мебели в классе. Нерациональная конструкция парты может отрицательно сказаться на физическом развитии школьников, способствовать быстрому утомлению, ухудшению зрения, снижению работоспособности.
Конструкцию школьных парт для I—IV классов общеобразовательных школ и лечебно-воспитательных учреждений определяет ГОСТ 5994—72. Парты (одно- или двухместные) могут быть двух типов: с постоянными размерами и универсальные — с изменяющейся высотой стола, сиденья и наклоном крышки.
Ученические столы и стулья используются для учебных кабинетов общеобразовательных школ. Их основные размеры приведены в ГОСТе 11015—77 и 11016—77.
В начале учебного года рекомендуется измерить рост учащихся, чтобы подобрать им соответствующие парты. Для этого можно использовать парты-ростоизмерители.
Следует постоянно следить, за тем, чтобы школьники правильно сидели за партой. Посадка на скамье должна быть глубокой, туловище — прямым, голова лишь немного наклонена вперед, между туловищем и партой остается свободное пространство в 3 — 4 см. Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, ступни опираются на пол или на подножку парты. Предплечья свободно лежат на столе.
—Источник—
Лаптев, А.П. Гигиена/ А.П. Лаптев [и д.р.]. – М.: Физкультура и спорт, 1990.- 368 с.
Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава