Харитон Прокопьевич Лаптев

Отечественные физико-географы.

(умер в 1763 г.)

 

На долю X. Лаптева во время Великой северной экспедиции выпало продолжить дело умершего лейтенанта В. Прончищева — опись берега до устья Лены на запад, вплоть до конечных пунктов описи, произведенных отрядами, базировавшимися на Енисей. Благодаря недюжинным организаторским и исследовательским способностям X. Лаптева и его ближайших помощников — штурмана С. И. Челюскина, геодезиста Н. Чекина, боцманмата Медведева и солдата Хороших эта задача была блестяще выполнена. В частности, Челюскин в это время достиг крайней северной точки Евразии — мыса, называемого его именем.

Год рождения X. П. Лаптева неизвестен. В гардемарины флота он был зачислен в 1718 г., служил затем на Балтийском флоте, в 1734 г. ездил на Дон с поручением отыскать удобное место для кораблестроительных верфей, в 1737 г. командовал придворной яхтой «Декроне».

К месту своего нового назначения — в Якутск, где была база отряда, X. Лаптев отправился в 1738 г. вместе со своим двою родным братом Д. Лаптевым — начальником другого отряда экспедиции, приезжавшим в Петербург для отчета и возвращавшимся обратно в Якутию.

Подготовка к плаванию заняла много времени, и дубель-шлюпка «Якутск» под командой X. Лаптева смогла выйти в море из устья Лены только 1 июля 1739 г. Преодолевая большие трудности плавания, во льдах, «Якутск» 24 июля миновал устье Оленёка и вскоре стал на якорь в губе Нордвик для нанесения ее берегов на карту. В дальнейшем Лаптев обогнул остров Бегичева с севера и вошел в Хатангский залив. Здесь у небольшой речки устроили склад провизии для будущего зимовья. Медленно продвигаясь в тяжелых льдах на север, судно достигло мыса Фаддея, но дальше пройти не представлялось возможным из-за льдов. Лаптев решил вернуться и зазимовать в Хатангском заливе. Во время зимовки была произведена сухо путная съемка берегов — участники экспедиции Чекин и Медведев описали около 150 верст побережья, но из-за недостатка провианта были вынуждены вернуться.

Летом 1740 г. Лаптев сделал еще одну попытку обойти Таймырский полуостров морем. 13 августа на 75°26′ с. ш. Лаптев подошел к кромке невзломанного льда и вскоре судно было затерто льдами. «Якутск» получил тяжелые повреждения. Решено было спасти с «Якутска» все, что можно было, и перебраться на берег. С огромными трудностями совершенно изнеможенным людям удалось с частью спасенного провианта и снаряжения достичь берега. 31 августа «Якутск» вместе со льдами унесло в море.

Ввиду крайне тяжелого положения Лаптев решил вернуться к месту прошлогодней зимовки. Неудачи и потеря корабля, однако, не обескуражили Лаптева. Крутыми мерами добившись высокой дисциплины, в частности обязательного питания свежей мороженой рыбой (что предохранило людей от цинги), Лаптев решил по окончании зимовки предпринять описание Таймырского полуострова по суше. Еще в 1740 г. он предвидел возможность такого сухопутного путешествия и позаботился о заготовке провизии и собак. Ранней весной 1741 г. все было готово для путешествия, которое предполагалось осуществить тремя партиями, действующими с трех сторон. 28 марта 1741 г. из Хатангского зимовья вышел помощник Лаптева — С. Челюскин, имевший целью пройти тундрой до устья реки Пясины и оттуда следовать с описью берега на восток до устья реки Таймыры, где заблаговременно был устроен склад продовольствия. 3 мая в путь отправился геодезист Чекин, который дол жен был описать восточный и северный берега полуострова, а через два дня с партией отправился сам Лаптев напрямик через тундру к устью реки Таймыры. Чекин смог довести опись восточного берега полуострова только до 75°35′ с. ш., откуда он был вынужден повернуть назад, так как он сам и его товарищи заболели снежной слепотой. Лаптев прошел с Хатанги на Таймырское озеро, затем к устью реки Таймыры, откуда отправился на съемку морского берега к западу. За этот поход Лаптеву удалось не только правильно определить координаты устья реки Таймыры и Северо-Западного мыса, но и провести ряд других ценных наблюдений.

На широте 75°21´ X. Лаптев встретился со штурманом Челюскиным, откуда они вместе отправились в г. Туруханск, куда потом собрался весь наличный состав отряда. Перезимовав здесь и подготовившись для продолжения работ, отдельные партии снова отправились на собачьих нартах в путь в начале 1742 г.

 

Маршруты В. Прончищева, Д. Я. и Х. П. Лаптевых и С. Н. Челюскина

 

Заключительным этапом работы отряда явилось достижение Челюскиным самой северной точки азиатского материка. К концу лета 1742 г. отряд Лаптева закончил свою работу, и Лаптев с Челюскиным через Туруханск и Енисейск направились для представления отчета в Петербург.

Значение Таймырской экспедиции X. Лаптева и не только в том, что она произвела съемку огромного и труднодоступного участка Северной Сибири, дотоле остававшегося неисследованным, но и в весьма ценных наблюдениях и сведениях по общей географии неизвестного края — по метеорологии, по приливам, по льдам, по магнетизму, по фауне и флоре, по этнографии. Много из высказанного Лаптевым представляется и по современным воззрениям правильным, особенно в части наблюдений над режимом морских льдов.

Оставленные X. Лаптевым «Записки» содержат ценный и интересный материал о тогдашнем состоянии района Северной Сибири между Леной и Енисеем. «Записки» разбиты на три раздела: в первом дается описание берега между устьями этих рек — в сжатой форме, но достаточно полно описан характер берега, указаны места, удобные для якорных стоянок, состояние льдов, приведены сведения о приливах. Этот раздел «Записок» представляет собой как бы своеобразную лоцию. Во втором разделе с возможной полнотой даны описания всех рек от Лены до Енисея, а также озера Таймыр. Третий раздел «Записок» посвящен этнографическим наблюдениям — хорошо описаны быт, занятия, нравы и обычаи жителей; эти записи сохраняют свой интерес и по сию пору.

Успешная деятельность отряда X. Лаптева и ее результаты, несомненно, объясняются выдающимися способностями самого начальника отряда и его ближайшего помощника Челюскина. X. Лаптев по окончании экспедиции продолжал службу на Балтийском флоте в качестве командира кораблей Балтийского флота, с 1762 г. в чине капитана 1-го ранга. Скончался он 21 декабря 1763 г.

Часть западного побережья Таймыра между устьями рек Пясины и Таймыры носит название берега X. Лаптева; два северо-восточных мыса острова имени пилота Махоткина называются: один — мысом Лаптева, другой — мысом Харитона,— оба в честь Харитона Лаптева. В честь двоюродных братьев Харитона и Дмитрия Лаптевых названо море Лаптевых.

 

Источник—

Отечественные физико-географы и путешественники. [Очерки]. Под ред. Н. Н. Баранского [и др.] М., Учпедгиз, 1959.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
Adblock
detector