(1835 — 1920)
Г. Н. Потанин, современник Н. М. Пржевальского, известен как исследователь Сибири, Монголии, Китая и окраины Тибета. Его описания изученных им районов по широте подхода, детальности наблюдений и точности характеристик стоят на уровне классических произведений географической литературы. Особенно ценны его обширные и разнообразные этнографические наблюдения. Многие его данные о природе и населении посещенных им большей частью труднодоступных мест не потеряли научной ценности до настоящего времени.
Потанин родился 4 октября 1835 г. в семье казачьего офицера в одном из поселков на р. Иртыше выше г. Павлодара, до 10 лет жил у родителей.
С чуть видного дальнего берега реки в поселок приходили для обменной торговли смуглые люди в живописных костюмах, говорившие на непонятном языке и приводившие с собой интересных горбатых верблюдов с длинной шеей и на высоких ногах. Эти впечатления детства дополнялись воспоминаниями отца и других казаков о службе в Киргизской степи, на Алтае и на границе с Китаем.
В 10 лет мальчика отдали учиться в Омский кадетский корпус, где к личным впечатлениям детства прибавились рассказы сверстников, прибывших в корпус из поселков и станиц степной линии Алтая и из пограничных караулов. Среди товарищей Потанина был казах Чокай Валиханов, который плохо говорил по-русски, но умел хорошо рисовать оружие, утварь, одежду казахов. (См. очерк о нем в «Отечественных экономико-географах»),
В 1852 г. Потанин кончил корпус в чине хорунжего и записался на службу в казачий полк, стоявший в Семипалатинске, чтобы быть ближе к Алтаю. Скоро он получил назначение в от ряд, направленный в г. Копал, и далее в долину реки Или и увидел снеговые вершины обоих Алатау, скалистые склоны, бурные потоки, водопады, горные ущелья и принял участие в большом походе с зимовкой в новом городе Верном. Потом он получил командировку — отвезти серебро в Кульджу русскому консулу. В этой поездке познакомился с большим китайским го родом, а в 1855 г. попал с сотней казаков на Алтай в станицу Чарышскую Бийской линии и наблюдал там патриархальный быт казаков-земледельцев. Чувствуя неполноту своего образования, Потанин вернулся в Омск, где при разборке архивов извлек из них интересные материалы по истории Сибири и Джунгарии. За этой работой его застал по пути в Тянь-Шань географ и путешественник П. П. Семенов, который заинтересовался молодым офицером, рывшимся в архиве и мечтавшим о путешествиях, несбыточных при его бедности и неподготовленности. П. П. Семенов помог ему освободиться от военной службы, переехать в Петербург и получить там заработок. Приехав в столицу, Потанин поступил в университет, где пробыл три года, отправляясь летом на свои скромные средства в ботанические и геологические экскурсии. Он мечтал о путешествии в глубь Азии к озеру Кукунор. Закрытие университета в связи с волнениями студентов заставило Потанина вернуться назад в Омск, где он принял деятельное участие в организации выборов депутатов от казаков в собрание, обсуждавшее новое положение для казачьего войска. По рекомендации П. П. Семенова он в 1862 г. попал в состав экспедиции Струве в пограничную полосу между Алтаем и Джунгарским Алатау. Эта экспедиция обследовала берега озера Зайсан, горы Сарытау, впадину озера Маркаколь, зимовала в Усть-Каменогорске, откуда Потанин ездил еще раз на Зайсан для наблюдений над зимним ловом рыбы, а в следующем году изучал в составе экспедиции хребет Тарбагатай; он собирал гербарий, данные о быте казахов на летних кочевках, материалы по фольклору и вместе со Струве написал большой отчет о путешествии, напечатанный Географическим обществом.
По окончании экспедиции, в 1864 г., Потанин был переводчиком с татарского языка при генерал-губернаторе в Омске, но вскоре получил место секретаря статистического комитета в Томске; в этом городе он преподавал также естествознание в гимназиях, участвовал в местной газете, организовал кружок молодежи. И в этом кружке, и в газете ставились и обсуждались вопросы о необходимых для Сибири реформах, об открытии в Сибири университета, вопросы развития сибирского патриотизма. Это вызвало вскоре арест членов кружка, причем их обвинили в сибирском сепаратизме. Обвиняемых увезли в Омск, где они, находясь под следствием, провели три года в тюрьме. Потанин, принявший на себя главную вину в организации кружка, был присужден к каторге, а остальные члены кружка — к ссылке. В тюрьме Потанин разбирал областной архив и написал очерки по истории Сибири XVII и XVIII веков.
С 1868 по 1871 , г. Потанин отбывал каторжные работы в крепости Свеаборг в Финляндии, а затем провел три года в ссылке в т. Тотьме и Никольске Вологодской губернии, где занимался перепиской бумаг и составлением прошений по землеустройству для крестьян, написал для Географического общества работу о распространении тюркских и финских племен в Томской губернии и этнографические наблюдения над местным населением. В конце периода ссылки он женился на А. В. Лаврской, сестре другого ссыльного, которая сделалась его незаменимой помощницей в позднейших трудах и экспедициях.
Получив в 1874 г. помилование, Потанин переехал в Петербург, где, готовясь к путешествию в глубь Азии, помогал П. П. Семенову писать дополнения к «Азии» Риттера об Алтае-Саянской горной стране. В 1876 г. экспедиция Географического общества в -составе Потанина, его жены, топографа Рафаилова, монголиста Позднеева и охотника-натуралиста Березовского выступила из г. Зайсана, обследовала Монгольский Алтай, зимовала в г. Кобдо, в 1877 г. пересекла Алтай и Джунгарскую Гоби, посетила Баркуль и Хами, вторично пересекла Гоби и Монгольский Алтай, обследовала нагорье Хангай до озер Косо-гол и Убса и через Кобдо вернулась в Кош-Агач на Алтае. Кроме ботанических, зоологических, геологических коллекций и материалов маршрутной съемки, экспедиция доставила сведения о русской торговле в этой части Монголии, о путях сообщения, а также обширные этнографические материалы, составившие два тома «Очерков северо-западной Монголии», написанных Потаниным и его сотрудниками в 1878 г. и напечатанных в 1881 г.
Летом 1879 т. в эту же область Монголии была совершена вторая экспедиция, в которой участвовали Потанин, его жена, топограф Орлов и археолог Адрианов, два переводчика и три казака (последние в качестве помощников топографа). Собравшись в Кош-Агаче на Алтае, экспедиция прошла в Уланком, обследовала район больших озер между Уланкомом и Кобдо, вечноснеговую группу Харкира, пересекла хребет Танну-Ола и прошла по Урянхайскому краю, составлявшему тогда владения Китая [ныне Тувинская автономная область РСФСР] вверх по рекам Улуг-Хем и Ка-Хем в Дархатский курень, близ западного берега озера Косогол. Здесь экспедиция оставила своих лошадей и снаряжение до весны и выехала через Саяны на зимовку в Иркутск. Но осложнения с Китаем помешали продолжению экспедиции в области нагорья Хангай, как это предполагалось, и в 1880 г. Потанин вернулся в курень, чтобы продать
лошадей, увезти снаряжение и попутно сделать экскурсию на запад вокруг озера Дод-Нур.
Отчеты об этой экспедиции (1883 г.) составили еще два тома «Очерков северо-западной Монголии» с дневниками, списками флоры и фауны, материалами о тюркских и монгольских племенах, их быте, религии и фольклоре и вместе с первыми томами представляют до сих пор ценные источники сведений о природе и населении этой части Монголии и страны Тува в верховьях реки Енисея.
Закончив описание этой экспедиции, Потанин в начале 1884 г. с женой, топографом Скасси и натуралистом Березовским начал третье большое путешествие (или четвертое, если считать путешествие 1862 г. в Алтай и Тарбагатай). Географическое общество поставило перед Потаниным задачу изучения Северного Китая и восточной окраины Тибета, тогда как Пржевальский, начавший почти в это же время свою четвертую экспедицию, направился в Западный Китай с намерением сделать еще попытку проникнуть в глубь Тибета до Лхасы. Потанин и его спутники прошли из Одессы на военном фрегате через Суэцкий канал, вокруг Индии в Китай, где начали путешествие в Пекине, пересекли провинции Чжили и Шаньси, хр. Утайшань по дороге в г. Куку-Хото. Отсюда они направились по восточной окраине провинции Ордос через Боро-балгасун, где взяли в проводники монгола Сантан-джимбу, участника экспедиции в Тибет французских миссионеров Гюка и Габэ в 1845 г. Через восточную часть провинции Ганьсу они прошли в г. Ланьчжоу и далее на зимовку в местность Санчуань в южной части гор Наныланя.
Весной 1885 г. они прошли через г. Синин и монастыри Гумбум и Лабран на Амдосское нагорье. Изучая окраину Тибета, они посетили города Минчжоу, Сигу и Сунпань в провинции Сычуань, а на зимовку вернулись в монастырь Гумбум, где познакомились с жизнью лам и окрестных тангутов. В 1886 г. экспедиция побывала на берегах озера Кукунор, пересекла Наньшаяь до г. Ганьчжоу и вдоль р. Эцзингол, мимо озера Гашун-Нур, прошла через Монгольский Алтай, пересекла Цен тральную Монголию и восточный Хангай и закончила поздней осенью свои наблюдения в г. Кяхте. Маршруты этой экспедиции на значительном протяжении пересекли местности, еще не посещенные европейскими путешественниками.
Отчет Потанина составил два больших тома: первый соде жит дневники наблюдений и очерки посещенных стран и народов со снимками местностей, зданий и населения. Во втором помещены наречия нескольких монгольских племен, живущих в Наньшане и на окраине Тибета, а также сказки, легенды и предания разных народов. Топограф Скасси дал карту всего маршрута, а Березовский — обильные коллекции по зоологии в дополнение к ботаническим коллекциям Потанина и его жены. Составляя этот отчет, Потанин прожил часть времени в Иркутске, где участвовал в работах Восточно-Сибирского отдела Географического общества, был правителем его дел и организатором изучения быта и сбора эпоса бурят Прибайкалья и Забайкалья, издал первые тома трудов этнографической секции отдела и помог устроить выставку принадлежностей буддийского культа в Иркутске.
Следующее путешествие Потанина началось осенью 1892 г.; в нем участвовали Потанин, его жена, Березовский, коллектор Кошкаров и переводчик Рабданов, а в качестве геолога — В. А. Обручев, имевший, впрочем, самостоятельные задачи и отдельные маршруты. Остальные участники проехали, не проводя по дороге наблюдений, из Кяхты через Калган в Пекин и также быстро по большой дороге через г. Сианьфу, горы Циньлин и провинцию Сычуань на окраину Тибета, где провели зиму и лето 1893 г. в городах Тарсандо и Лифаньфу, занимаясь подробными исследованиями. Болезнь и затем смерть А. В. Потаниной прервали работы, за исключением сборов по зоологии и ботанике, которые продолжал еще больше года Березовский. Потанин, удрученный кончиной своей верной помощницы, вернулся в Россию. Его небольшой отчет содержит дневники проезда на окраину Тибета и наблюдений на месте, этнографические данные и описание буддийских монастырей.
Следующие пять лет Потанин провел в Петербурге, занимаясь изучением народного эпоса Азии и Европы по своим материалам и литературным источникам. Но в 1899 г. он совершил еще летнюю поездку из восточного Забайкалья через страну Баргу к хребту Большой Хинган, обследовал часть этого хребта и местность на пути туда и обратно и вернулся с ботаническими и этнографическими сборами. Его отчет содержит подробное описание наблюдений по пути и во время пребывания в монастырях и ставках.
Последние 20 лет своей жизни Потанин провел в Иркутске, Красноярске и Томске, совершая в начале этого периода летние поездки на Алтай, в Забайкалье и Киргизскую степь для сбора народных легенд, сказок, поверий, чтобы дополнить ими свои труды о восточном эпосе. Он принимал также деятельное участие в научной и общественной жизни Сибири, был инициатором учреждения ученых обществ, школ, музеев, хлопотал об открытии в Томске и Красноярске отделов Географического общества. В Томске по его инициативе было учреждено Общество изучения Сибири, в котором он был главным деятелем и собрал средства на экспедицию в Монголию двух профессоров для изучения русской торговли. Он был также инициатором открытия в Томске первых в Сибири Высших женских кур сов, организовал музей наглядных пособий для городских школ, литературно-художественный кружок и удивлял всех своей энергией и инициативой, несмотря на преклонный возраст и ослабевшее зрение. После тяжелой болезни он умер 30 июня 1920 г.
Заслуги Потанина как исследователя природы и населения Сибири и Внутренней Азии очень велики: в отношения точных и подробных характеристик изученных местностей, детального описания быта и нравов разных народов Азии, с которыми он встречался, его заслуги превышают заслуги Пржевальского. Особенно велики его оборы по этнографии, народному эпосу, материальной и духовной культуре народов. Кроме больших отчетов, его наблюдения рассеяны в мелких статьях и заметках, напечатанных в разных газетах и журналах за 50 лет. Гербарии его и Александры Викторовны находятся в Ботаническом институте АН СССР, отличаются полнотой и точностью и дополняются заметками о флоре в отчетах.
—Источник—
Отечественные физико-географы и путешественники. [Очерки]. Под ред. Н. Н. Баранского [и др.] М., Учпедгиз, 1959.
Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава