(XVIII век)
Работы отряда Великой северной экспедиции, имевшего своей задачей опись берегов Северного Ледовитого океана от Лены на восток, были начаты в 1735 г. под начальством лейтенанта Петра Ласиниуса. После смерти Ласиниуса начальником отряда был назначен лейтенант Д. Я. Лаптев. Заслуга Лаптева не только в том, что его отрядом был описан большой по протяжению участок сибирского берега (между Леной и Колымой), но и связаны между собой берега Северного Ледовитого и Тихого океанов.
Биографические сведения о Дмитрии Лаптеве скудны; лучше всего освещен период его жизни за время работы в экспедиции.
Лаптев на морскую службу поступил в 1718 г. гардемарином и уже, в 1721 г. был произведен в мичманы. Большую часть службы он провел на судах Балтийского флота. В 1735 г. Д. Лаптев уже в чине лейтенанта был назначен в Великую северную экспедицию. Летом этого года он провел речные суда с грузами экспедиции по рекам Алдану, Мае и Юдоме до Юдомского Креста и после разгрузки каравана и постройки склада доставил суда в Якутск.
В 1736 г. Беринг назначил Д. Лаптева, вместо умершего лейтенанта Ласиниуса, начальником отряда экспедиции, имевшего целью пройти морем до устья Лены на восток, к Камчатке, или к устью реки Анадырь, производя по пути опись северных берегов Азии.
В 1736 г. Д. Лаптеву удалось пройти на боте «Иркутск» на восток только до меридиана мыса Буорхая, — дальше стоял сплошной, непроходимый лед. Пришлось зазимовать на Лене в устье реки Борисовой (70°40´ с. ш.). Зимовка прошла относительно благополучно (умер только один человек): по приказу
Лаптева больных цингой поили отваром из шишек и коры кедрового стланика, благодаря чему заболевшие цингой выздоравливали. По окончании зимовки Лаптев привел бот в Якутск и в середине августа 1737 г. отправился в Петербург для получения дальнейших инструкций. Адмиралтейств-коллегия решила продолжать исследования и приказала Лаптеву в случае невозможности вести опись берега с моря, производить ее по суше.
В Якутск Лаптев вернулся 25 мая 1739 г., но еще до этого он послал матроса Алексея Лошкина для описи берега по сухому пути от устья Лены до Святого Носа, а геодезиста Киндякова для описи реки Индигирки от ее истоков до устья.
Лаптев на «Иркутске» вышел из Якутска 7 июня и, спустившись по Быковской протоке Лены, 5 июля вышел в море. Льды задержали его в Севастьяновой губе. Во время стоянки вернулся Лошкин, сообщивший сведения о Святом Носе. Штурман Михаил Щербинин за это время описал мыс Буорхая.
Только 29 июля «Иркутску» удалось продвинуться между льдами вдоль берегов залива Буорхая и 14 августа обогнуть Святой Нос.
Вскоре на северо-востоке был усмотрен остров, названный островом Меркурьева, а несколько позже на северо — северо-западе еще один остров, названный островом Св. Диомида. В настоящее время эти острова не существуют. По-видимому, они были сложены из вечномерзлого грунта и растаяли.
Дальнейшее продвижение на восток было очень тяжелым. 1 сентября море замерзло, однако 4 сентября льды взломало, и за 15 часов бот отнесло в море верст за сорок. 7 сентября ветер стих, и море вновь замерзло. На «Иркутске» не было ни дров, ни воды. В конце сентября вся команда «Иркутска» перебралась в поселок Русское Устье, расположенный в вершине дельты реки Индигирки.
В ту же осень матрос Лошкин описал морской берег до реки Алазеи и Годыженскую протоку дельты Индигирки, а штурман Щербинин и геодезист Киндяков описали среднюю и восточную ее протоки.
Весной 1740 г. Лаптев описал реку Хрому, Щербинин — реку Яну, Киндяков — нижнее течение Колымы и оттуда морской берег до Индигирки.
Со 2 по 27 июня 1740 г. вернувшаяся на «Иркутск» команда и 85 местных жителей пробили во льду канал длиной около 850 м до открывшейся в это время полыньи. Как только «Иркутск» был заведен в полынью, поднялся ветер, взломал льды, и бот выжало на мель.
Только 31 июля «Иркутск» смог пойти дальше на восток. Следующим утром прошли реку Алазею, а 3 августа подошли к острову Крестовскому из группы Медвежьих островов, который был назван островом Св. Антония. Не заходя в Колыму, Лаптев прошел на восток, но у мыса Большой Баранов путь был прегражден льдом. Лаптев повернул обратно, и 23 августа «Иркутск» стал на зимовку у Нижне-Колымского острога.
29 июня 1741 г. Лаптев еще раз вышел в море. Перед «Иркутском» плыли две лодки, построенные за зиму на Колыме. Они отыскивали проходы между льдами и измеряли глубины.
25 июля и затем 4 августа «Иркутск» безуспешно пробовал продвинуться на восток за мыс Большой Баранов. 10 августа «Иркутск» вернулся в Нижне-Колымск.
27 октября отряд Лаптева вышел из Нижне-Колымска и, сначала на собаках, а потом на оленях, 17 ноября добрался до Анадырска.
В 1742 г. на построенных в Анадырске двух больших лодках отряд Лаптева описал реку Анадырь и осенью по зимнему пути перебрался в Нижне-Колымск.
В декабре 1743 г. после семи лет работы на севере Лаптев вернулся в Петербург. Надо напомнить, что всеми отрядами Великой северной экспедиции были положены на карту берега от устья Печоры до мыса Большой Баранов. Из этого протяжения одна треть была выполнена отрядом Д. Лаптева, другая — от рядом его двоюродного брата, X. Лаптева.
Одна эта работа свидетельствует об исключительных заслугах Лаптева в исследовании северо-восточных окраин России и ставит его в ряд выдающихся географов XVIII века.
По окончании экспедиции Лаптев служил на Балтийском море, командуя разными судами, затем в одном из управлений Адмиралтейств-коллегий, ведавшем верфями. В 1757 г. Лаптев в чине контр-адмирала был младшим флагманом Балтийского флота. В апреле 1762 г. Лаптев был уволен со службы в чине вице-адмирала. Год его смерти неизвестен.
На северной части побережья Ленской дельты находится мыс Лаптева, названный в честь Д. Лаптева. Пролив между материком и Большим Ляховским островом называется проливом Д. Лаптева; от Таймырского полуострова до Новосибирских островов протянулось море Лаптевых, названное так в честь двоюродных братьев X. и Д. Лаптевых.
—Источник—
Отечественные физико-географы и путешественники. [Очерки]. Под ред. Н. Н. Баранского [и др.] М., Учпедгиз, 1959.
Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава