Семен Иванович Челюскин

(XVIII век)

 

Челюскин в течение десяти лет — с 1733 по 1743 г. — принимал самое деятельное участие в работах отряда Великой северной экспедиции, описывавшего берега Северного Ледовитого океана от устья Лены на запад. На долю Челюскина выпали опись и обследование наиболее трудных участков побережья — самой северной части Таймырского полуострова. Он дошел, попутно производя съемку, до крайней северной оконечности Азии (77°34), по справедливости впоследствии названной мысом Челюскина. Проявленные при этом Челюскиным мужество, энергия и выносливость ставят его в ряд самых настойчивых и неутомимых полярных исследователей.

Биографических данных о Челюскине сохранилось очень мало. Даты рождения и смерти не установлены. Известно лишь, что он происходил из мелкопоместных дворян бывшей Калужской губернии. Еще с детства у Челюскина стали проявляться наклонности к путешествиям, и отец отдал его в «Навигацкую школу», — так называлось тогда морское училище. Учиться было трудно: не хватало преподавателей, почти не было книг по мореходному делу. Челюскин преодолел все препятствия, окончил в 1726 г. Навигацкую школу и был зачислен на службу подштурманом. 17 апреля 1733 г. Челюскин был зачислен в состав Великой северной экспедиции и одновременно произведен в штурманы.

Во время Великой северной экспедиции Челюскин был в отряде, которым вначале командовал лейтенант Прончищев, а после смерти Прончищева — лейтенант Харитон Лаптев; отряд Прончищева в 1735 г. на дубель-шлюпке «Якутск» спустился в море по Лене и, обогнув дельту, направился к устью реки Оленек, где стал на зимовку.

В начале августа 1736 г. судно двинулось к устью реки Анабар, откуда после небольшой остановки направилось к Хатангскому заливу. Пробиваясь сквозь густые льды, «Якутска достиг, по современным данным, 77°45′ с. ш. На обратном пути с величайшим трудом пришлось пробиваться сквозь тяжелые льды. В это время судном командовал Челюскин, так как Прончищев был прикован к постели тяжелой болезнью. 6 сентября судно добралось до места прошлогодней зимовки, где похоронили Прончищева, а вскоре и его жену — Марию Прончищеву.

В середине декабря 1736 г. Челюскин и геодезист отряда Чекин, захватив с собою судовые журналы и отчеты, выехали в Якутск; они везли также образцы горной породы, собранные Чекиным на реке Анабар. Из-за ссоры со сборщиком податей они не получили лошадей и прожили в поселке Сектях на Лене до июня 1737 г. В августе из Якутска в Петербург отправлялся Дмитрий Лаптев, с ним Челюскин послал журналы и карты плавания, а также рапорт, в котором просил о присылке нового такелажа и компасов.

Летом 1737 г. боцман Медведев привел дубель-шлюпку в Якутск. На место умершего Прончищева был назначен лейтенант Харитон Лаптев. Адмиралтейств-коллегия поручила Лаптеву повторить попытку Прончищева обогнуть Таймырский полуостров с востока и с моря описать район от Лены до Енисея, а если это сделать окажется невозможным, то осмотреть и описать берег с суши.

Весь 1738 год ушел на подготовку к плаванию и только летом 1739 г. дубель-шлюпка «Якутск» вышла в море и 6 августа достигла Хатангской губы. Челюскин и Чекин обследовали побережье губы и выяснили, что в нее впадают реки Балахна и Хатанга, а в последнюю впадает река Попигай. Вскоре дубель-шлюпка двинулась дальше и 21 августа достигла мыса Фаддея. Здесь оказались сплошные льды, удобного места для зимовки не нашлось, и отряд принужден был возвращаться в Хатангскую губу, куда и прибыл 29 августа и стал на зимовку в устье реки Блудной. Во время зимовки Челюскин производил обследование и описание окрестностей. Челюскин на оленях добрался до устья реки Таймыры, прошел к морю, а отсюда двинулся вдоль берега на запад.

Дойти до реки Пясины он не смог и 17 мая 1740 г. вернулся на зимовку. Уже приближалась весна, началась подготовка к продолжению плавания,

Дубель-шлюпка смогла выйти из Хатанги только 13 июля, так как мешал скопившийся в Хатангском заливе лед; остров Бегичева «Якутск» миновал только 12 августа. 13 августа при продвижении судна вдоль кромки сплошного льда на северо-запад переменившийся ветер стал нагонять льды. В борту появились пробоины, и вода хлынула внутрь. Положение судна стало безнадежным, и команда покинула его. С большим трудом люди добрались до бывшей зимовки в устье реки Блудной в Хатангском заливе.

Из опыта своих предыдущих плаваний с Прончищевым и двух последних неудачных попыток Челюскин пришел к убеждению, что на таком судне, как «Якутск», обогнуть полуостров Таймыр невозможно. С его доводами согласился и сам Лаптев и совет (консилиум), созванный Лаптевым 8 ноября 1740 г. Было решено просить разрешения у Адмиралтейств-коллегий производить опись Таймырского полуострова сухим путем, т. е. продвигаясь пешком по берегу. Такое разрешение в дальнейшем было получено. Но еще до этого, весной 1741 г., Лаптев отправил несколько сухопутных партий для обследования и описи Таймырских берегов.

Начался самый ответственный этап работы отряда. Большие заслуги принадлежат в этом деле Челюскину, на его долю выпало произвести обследование и опись самых трудных и отдаленных мест побережья. 28 марта 1741 г. Челюскин отправился с места зимовки в путь, в его распоряжении имелись два солдата и три собачьих нарты. Задача Челюскина состояла в том, чтобы добраться по тундре до устья реки Пясины, а оттуда пройти с описью берега вокруг Северо-Западного мыса на восток до устья реки Таймыры.

Преодолевая большие трудности — сильные морозы и бураны, страдая от снежной слепоты (воспаление глаз, вызванное отраженными от снега солнечными лучами), Челюскин все же произвел опись своего участка. 1 июня он встретился с Лаптевым недалеко от устья реки Таймыры, и они вместе прошли до устья Пясины, откуда добрались до Туруханска. В декабре 1741 г. Челюскин снова отправляется на исследование послед него наиболее труднодоступного участка — северного берега Таймырского полуострова. В конце февраля он достиг устья Хатанги. Отсюда он, производя опись берегов, направился к северу вдоль побережья и 1 мая достиг мыса Фаддея. Продвигаясь дальше, Челюскин установил, что берег тянется на север. Наконец, 7 мая 1742 г. он достиг мыса, от которого берег явно поворачивал на юг. Это и был недоступный дотоле мыс Северо-Восточный. Здесь Челюскин определил астрономически широту места (77°34′ — по современной карте 77°41´), поставив знак (привезенное с собой бревно), и составил описание мыса.

«Сей мыс каменный, приярый, высоты средней; около оного льды гладкие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточно-Северный мыс» — записано в путевом журнале Челюскина.

На обратном пути Челюскин встретился с посланным ему навстречу солдатом, а в устье Пясины с самим Лаптевым. Вместе с Лаптевым Челюскин добрался по Енисею до Енисейска, и отсюда оба в августе 1742 г. выехали в Петербург.

Работа отряда была успешно закончена. Большая доля в этом успехе принадлежит Челюскину; благодаря своему мужеству, энергии, выносливости Челюскин преодолел все трудности полярного похода и с честью выполнил поставленную перед ним задачу. Челюскин вел подробный путевой журнал, где тщательно описаны маршруты походов и указаны измеренные координаты.

Журнал Челюскина был впоследствии обработан историком русского флота А. Соколовым и опубликован в «Записках гидрографического департамента». По данным журнала, Соколов перевычислил широту мыса Северо-Восточного. Она оказалась той же, что и у Челюскина. Это окончательно рассеяло некоторые сомнения в том, что Челюскин действительно достиг крайней северной оконечности Азии. В этом огромная заслуга штурмана Челюскина перед географической наукой. Но эта заслуга Челюскина не была оценена его современниками.

Имя Челюскина, однако, не осталось забытым. В 1878 г. Норденшельд первым после Челюскина подошел на «Веге» к Северо-Восточному мысу и, воздавая должное беспримерному мужеству и упорству Челюскина, предложил именовать Северо-Восточный мыс в честь Челюскина — мысом Челюскина. Под этим названием и значится теперь этот мыс на карте Арктики.

Кроме этого мыса, о Челюскине напоминают: остров Челюскина (в устье Таймырской губы) и полуостров Челюскина (самая северная часть полуострова Таймыр). Имя Челюскина было присвоено ледокольному пароходу, прошедшему в 1933 г. в одну навигацию Северный морской путь, но в конце пути вмерзшему в лед и погибшему в Чукотском море. Героическая эпопея спасения высаженных на лед челюскинцев тысячекратным эхо повторило имя Челюскина всему миру.

В 1745 г. по окончании экспедиции Челюскин был произведен в лейтенанты и командовал придворными яхтами, затем в чине капитан-лейтенанта был переведен в Балтийский флот. В 1760 г. Челюскин вышел в отставку в чине капитана 3-го ранга.

 

Источник—

Отечественные физико-географы и путешественники. [Очерки]. Под ред. Н. Н. Баранского [и др.] М., Учпедгиз, 1959.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
Adblock
detector