Оптимальные социально-гигиенические факторы микросреды, условия быта и трудовой деятельности

Социально-гигиенические факторы микросреды играют важную роль в подготовке спортсменов. Они проявляются во взаимоотношениях с людьми, окружающими спортсмена (родственники, друзья, члены учебного, производственного и спортивного коллективов). Их постоянное влияние может положительно или отрицательно воздействовать на психическое состояние спортсмена, его моральную и волевую подготовку и спортивную работоспособность.

При оптимальных и социально-гигиенических факторах спортсмен испытывает благожелательное и дружеское отношение со стороны окружающих, находит в них понимание важности и ответственности его спортивной деятельности. Спортсмен постоянно чувствует их поддержку в сложных житейских и спортивных ситуациях. В семье ему создаются необходимые условия для организации спортивного режима, трудовой деятельности и отдыха. Вместе с тем спортсмен знает, что к нему предъявляются высокие требования. Когда это необходимо, окружающие должны сурово осудить его неблаговидные поступки. Такой психологический микроклимат способствует правильному воспитанию спортсмена, формированию у него ценных моральных и волевых качеств и соответствующей мотивации, профилактике стрессовых ситуаций, лучшему отдыху и восстановлению.

При отрицательных социально-гигиенических факторах микросреды складывается неблагоприятный психогигиенический климат в окружении спортсмена. Он не находит понимания у окружающих, часто попадает под дурное влияние «друзей», начинает нарушать спортивный режим. Вследствие этого нередко возникают различные конфликты и стрессовые ситуации. Все это приводит к резкому снижению уровня моральных и волевых качеств и падению спортивной работоспособности.

Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев основной причиной неправильного поведения спортсменов и нарушение ими гигиенического режима являются не субъективные факторы, а объективные условия несоответствующей микросреды и окружения спортсмена, которое оказывает на него неблагоприятное влияние.

Тренеры должны хорошо знать и постоянно контролировать состояние социально-гигиенических факторов микросреды спортсмена, а также принимать все меры для ее улучшения. В случаях нарушения оптимального психогигиенического климата в окружении спортсмена следует своевременно принимать решительные меры для его нормализации, используя различные средства и методы педагогических и других воздействий.

Оптимальные бытовые условия также в значительной мере способствуют повышению работоспособности и быстрейшему восстановлению спортсменов. Жилые помещения должны отвечать санитарно-гигиеническим нормам и обеспечивать спортсмену необходимые условия для хорошего отдыха, личной гигиены и приема восстанавливающих гидропроцедур (ванна, душ). Желательно, чтобы вблизи дома находился зеленый массив, что позволило бы спортсмену в лучших гигиенических условиях отдыхать и проводить утреннюю гимнастику, вечерние прогулки и индивидуальные тренировки.

Особенности учебной и трудовой деятельности спортсмена необходимо учитывать при всех видах планирования тренировочного процесса. В напряженные периоды учебной (трудовой) деятельности уровень тренировочных и соревновательных нагрузок несколько снижается. Особое внимание следует уделять рациональному планированию тренировок в недельном микроцикле и разработке суточного режима. Это необходимо для того, чтобы обеспечить правильное чередование учебной (трудовой) деятельности, тренировочных занятий, отдыха и восстановительных мероприятий на протяжении недели и отдельных дней.

 

Источник—

Лаптев, А.П. Гигиена/ А.П. Лаптев [и д.р.]. – М.: Физкультура и спорт, 1990.-  368 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
Adblock
detector