Гигиенические принципы тренировочного процесса и соревнований

Основной гигиенический принцип советской системы физического воспитания, построения тренировочного процесса и проведения соревнований — это обеспечение оздоровительного эффекта, выражающегося в укреплении здоровья и повышении работоспособности спортсменов. В ходе тренировок и соревнований тренеры должны не только предотвращать возможные случаи нарушения здоровья спортсменов, но, прежде всего, активно использовать различные средства и методы для укрепления здоровья занимающихся. В современном спорте высокий уровень здоровья — один из важных факторов повышения эффективности тренировочного процесса и необходимое условие достижения высоких спортивных результатов.

Обеспечение оздоровительной направленности тренировочного процесса и соревнований возможно при соблюдении определенных гигиенических положений, направленных на оптимизацию тренировочного процесса и соревновательной деятельности спортсменов.

Важное гигиеническое значение имеют первичные врачебные обследования, которые являются обязательными для лиц, приступающих к тренировочным занятиям. На основании всестороннего изучения состояния здоровья, антропометрических данных и функционального состояния врач решает вопрос о допуске к тренировкам и совместно с тренером дает рекомендации о целесообразности занятий тем или иным видом спорта.

Регулярный врачебно-педагогический контроль — обязательное и необходимое условие спортивной тренировки. В процессе тренировки следует систематически проводить медицинские обследования, педагогические и врачебно-педагогические наблюдения. Это позволяет получать необходимую информацию о состоянии здоровья и динамике функциональных возможностей спортсменов при различных тренировочных и соревновательных нагрузках. Вместе с этим следует собирать данные о воздействии на организм спортсмена различных внешних факторов: климатических, бытовых, погодных и др.

Важное значение имеет также самоконтроль. Регулярные наблюдения спортсменов за состоянием своего здоровья позволяют не только получить ценную информацию об изменении тренированности, но и выявить индивидуальные особенности при воздействии тех или иных гигиенических факторов. Совместный анализ результатов этих наблюдений дает возможность успешно управлять тренировочным процессом, обеспечивая высокий оздоровительный эффект занятий и повышение спортивной работоспособности.

Планирование и проведение тренировочного процесса должны осуществляться с учетом половых и возрастных особенностей занимающихся. Вместе с тем во внимание принимается уровень развития тех или иных физических качеств, а также другие индивидуальные особенности спортсменов. В соответствии с этим используются необходимые тренировочные средства и методы, определенным образом нормируются тренировочные и соревновательные нагрузки, которые должны соответствовать функциональным возможностям спортсменов.

Важное гигиеническое значение имеет применение в тренировочном процессе различных педагогических средств и методов, направленных на быстрейшее восстановление спортивной работоспособности.

На всех этапах тренировки недопустимо применение каких-либо тренировочных или соревновательных средств и методов, способных вызвать нарушение здоровья занимающихся. Тренеры должны принимать все необходимые меры для предупреждения спортивного травматизма и создания оптимальных условий занятий и предупреждать отрицательное воздействие на организм спортсменов неблагоприятных факторов внешней среды (высокая или низкая температура воздуха, интенсивная солнечная радиация и др.). При внешних условиях, которые могут вызвать нарушения здоровья спортсменов, проводить тренировочные занятия и соревнования нельзя.

Для повышения оздоровительного эффекта спортивной тренировки следует широко использовать благотворное воздействие на организм солнечной радиации, водных процедур и морских купаний, ионизированного воздуха и др., а также искусственных источников ультрафиолетовой радиации и ионизированного воздуха.

В целях обеспечения общей оздоровительной направленности спортивной тренировки и профилактики состояний перетренированности и перенапряжения тренировочный процесс должен осуществляться с учетом общих педагогических принципов и специфических закономерностей тренировки, которые основаны на важнейших физиологических и гигиенических положениях.

При построении тренировочного процесса необходимо учитывать закономерные изменения функционального состояния и работоспособности спортсменов, которые обусловлены влиянием биоритмов и ряда природных и социальных факторов. К числу известных циклических изменений работоспособности человека относятся сезонные, недельные и суточные.

Сезонные изменения работоспособности характеризуются волнообразной кривой, которая имеет наибольший подъем в конце лета и осенью с наибольшим снижением в конце зимы и весной (А. Акрабов, К. М. Смирнов, А. П. Лаптев и др.). Снижение работоспособности в конце зимы и весной объясняется рядом причин: витаминным дефицитом; «световым голоданием» из-за резкого снижения интенсивности естественной ультрафиолетовой радиации; кумуляцией утомления в конце учебного года и перед отпускным периодом и др. Обратная картина наблюдается в осенний период.

Недельные изменения работоспособности проявляются в постепенном повышении ее к среде и последующем снижении к субботе. Наиболее четко такая динамика прослеживается у школьников и студентов. Это объясняется главным образом влиянием социальных факторов, связанных с организацией учебной и трудовой деятельности на протяжении недели. Изучение и учет недельной динамики работоспособности позволяют более рационально планировать подготовку спортсмена в недельном микроцикле.

Суточные изменения работоспособности (циркадные ритмы), как уже отмечалось выше, обусловлены суточным биоритмом различных функциональных систем организма и режимом двигательной деятельности. Их учет необходим для разработки рационального распорядка дня, выбора оптимальных сроков для проведения тренировочных занятий различной направленности, планирования подготовки к ответственным соревнованиям и необходимой перестройки режима в связи с выступлениями спортсменов в других часовых поясах.

В процессе подготовки спортсменок важное значение имеет ряд гигиенических положений. Прежде всего при планировании тренировочного процесса следует учитывать следующие основные анатомо-физиологические особенности женского организма. У женщин по сравнению с мужчинами более низкий уровень показателей физического развития. Мышечная ткань у них составляет 32—35% веса тела (у мужчин 40 % и более), зато жировой ткани у женщин на 10 % больше, чем у мужчин. Силовые показатели у женщин ниже, чем у мужчин. Сила мышц брюшной стенки у женщин на 30—50 % меньше, чем у мужчин.

Чрезмерные тренировочные и соревновательные нагрузки вызывают у женщин более значительные вегетативные сдвиги. Спортсменки нуждаются в более продолжительном отдыхе. Психоэмоциональная сфера у женщин менее устойчива.

Биологические особенности женщин связаны с овариально-менструальным циклом, который проявляется с наступлением половой зрелости, обычно в 12—14 лет. Цикл, как правило, имеет продолжительность 21—28 дней, а менструация — 2—7 дней. При значительных тренировочных нагрузках менструальный цикл может удлиняться до 36—42 дней. У большинства спортсменок менструация не оказывает отрицательного влияния на самочувствие и работоспособность. Однако примерно у 30 % женщин в предменструальный период ухудшается самочувствие, наблюдаются головные боли, плаксивость, тяжесть в нижней части живота, набухание молочных желез и др. При этом учащается пульс, повышается артериальное давление и температура тела.

Спортсменки, тренеры и врачи должны постоянно вести наблюдения за изменениями самочувствия и спортивной работоспособности в связи с менструальным циклом. Эти данные имеют важное значение для правильного планирования тренировочного процесса и выступлений на соревнованиях.

Спортсменки, у которых в менструальный период ухудшаются самочувствие и работоспособность, освобождаются от тренировок и соревнований. Малотренированные спортсменки в предменструальный и менструальный периоды не допускаются к соревнованиям. Высококвалифицированные спортсменки, имеющие хорошее самочувствие и работоспособность в менструальный период, могут проводить непродолжительные тренировки с небольшой нагрузкой, из которых исключаются силовые и прыжковые упражнения, статические усилия и т. п. Если под влиянием тренировочных нагрузок у спортсменок прекращаются менструации, то им нельзя в это время тренироваться и выступать в соревнованиях. Высококвалифицированные спортсменки могут допускаться к соревнованиям в этот период на основании тщательных наблюдений с разрешения врача. Однако, обычно при выступлении во время менструации спортсменки не показывают стабильных результатов (С. А. Ягунов, Л. Н. Старцева).

После аборта приступать к тренировкам разрешается только после окончания первой нормально протекающей менструации. В период беременности выступать в соревнованиях запрещается, однако рекомендуется выполнять физические упражнения. Характер и дозировка упражнений устанавливаются индивидуально для каждой спортсменки при совместной консультации тренера и врача. Особую осторожность следует соблюдать в первые 3—4 месяца беременности. После этого разрешается выполнять лишь комплексы лечебной физкультуры.

В первые 4—6 недель после родов проводится лечебная гимнастика, и только с 4-го месяца можно приступить к легким тренировкам с общеразвивающими упражнениями. В последующие 6—7 месяцев в тренировку включаются элементы упражнений из избранного вида спорта. После прекращения кормления ребенка можно приступать к тренировкам в полном объеме.

Гигиенические положения по организации и проведению соревнований зафиксированы в правилах соревнований по различным видам спорта. Они направлены на сохранение здоровья спортсменов и профилактику травматизма, создание оптимальных условий для проведения состязаний, а также обеспечение безопасности спортсменов и зрителей.

На основании гигиенических положений в правилах соревнований по различным видам спорта регламентируется следующее: правила допуска спортсменов к соревнованиям; возраст участников соревнований (различные возрастные группы спортсменов); весовые категории участников соревнований; одежда и обувь спортсменов; защитные приспособления для спортсменов; порядок проведения соревнований (количество и продолжительность раундов, схваток, таймов и время отдыха между ними); спортивные нагрузки в зависимости от возраста и уровня подготовленности спортсменов; запрещение применения технических приемов и ведения спортивной борьбы, которые могут привести к травмам; особенности медицинского обеспечения участников соревнования; оборудование мест проведения соревнований; необходимый спортивный инвентарь; метеорологические условия при проведении соревнований на открытом воздухе; микроклиматические условия при проведении соревнований в крытых спортивных сооружениях; освещенность мест проведения соревнований; защитные приспособления для зрителей.

 

Источник—

Лаптев, А.П. Гигиена/ А.П. Лаптев [и д.р.]. – М.: Физкультура и спорт, 1990.-  368 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
Adblock
detector