ППФП является не только видом производственной физической культуры, но и важным направлением физического воспитания учащейся молодежи. Задачи ППФП на производстве — развивать и поддерживать высокий уровень профессионально важных физических и психофизиологических качеств, умений и навыков; в физическом воспитании — целенаправленно готовить организм школьников и студентов к предстоящей профессиональной деятельности. Таким образом, в процессе физического воспитания выполняется задача целенаправленного развития профессионально важных физических качеств и двигательных навыков, а в процессе труда — их совершенствование и поддержание на должном уровне. Однако при обучении профессии в условиях производства особо важной будет первая задача.
Физкультурные и медицинские работники на производстве должны знать требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к организму рабочего, значение отдельных средств физической культуры и спорта для его развития и совершенствования.
Прикладность физической культуры базируется на профессиографии. При изучении профессии в целях ППФП описывают приемы работы, характеристики типичных аварий и травм, организацию труда: санитарные условия (микроклимат, освещение, вентиляция), профессиональные вредности (запыленность, загазованность, уровень шума и вибрации). Особое внимание уделяется требованиям к физическим качествам, навыкам и психофизиологическим функциям. Их следует располагать в порядке значимости для данного вида труда. На основании знания требований, которые предъявляет профессия к организму, выявляются задачи ППФП и отбираются соответствующие средства физической культуры и спорта.
Особое гигиеническое значение ППФП имеет для профессий, связанных со специфическими условиями труда: строительных — каменщики, штукатуры, монтажники строительных конструкций и др., где одной из основных задач ППФП является закаливание к холоду; сталеваров, литейщиков, термистов, поваров и др., где важно закалить организм к жаре, добиться тепловой выносливости; химической промышленности и других отраслей, в которых труд протекает в условиях повышенной влажности воздуха с примесью различных химических соединений. Здесь применимы аэробные упражнения, имеющие для работников этих отраслей большой оздоровительный эффект.
Медицинские работники предприятия должны оказывать помощь инструкторам по физической культуре в определении сущности прикладного воздействия физических упражнений, в анализе влияния профессиональной деятельности и ее гигиенических условий на организм трудящихся.
Удобен бригадный принцип формирования групп. Занятия в группах ППФП осуществляются на спортивных сооружениях или на ФОЦ предприятий. Проводятся занятия 2—3 раза в неделю по 30—60 мин в форме урока. Используются тренажеры прикладной направленности.
Занятия профилированными видами спорта проводятся с трудящимися во внерабочее время, также 2—3 раза в неделю. Для многих профессий профессионально-прикладные виды спорта определены в ходе исследований на учащихся системы профтехобразования. Так, для монтажников-высотников такими видами являются гимнастика, акробатика, прыжки в воду и батут; для профессий, требующих тонкой и точной ручной работы, — баскетбол, волейбол, настольный теннис; для профессий водного транспорта — плавание, гребной спорт, акробатика и прыжки на батуте.
Для конкретного производства отбираются профилированные виды спорта из числа профессионально-прикладных, обладающих наибольшим эффектом для совершенствования прикладных качеств и навыков.
Наиболее рациональный объем физкультурно-спортивных занятий для разных профессиональных групп, учитывая возрастно-половой фактор, — от 2 до 10 ч в неделю (В. И. Жолдак). У рабочих лучшее самочувствие и высокая профессиональная работоспособность отмечаются при активных занятиях в течение 2—6 ч в неделю, а у служащих — 6—8 ч в неделю. У женщин лучшие показатели при меньших затратах времени на занятия, чем у мужчин.
При занятиях трудящихся в спортивных секциях лучшие показатели профессиональной работоспособности наблюдаются при двигательной активности в течение 4—6 в неделю.
Более высокий эффект обеспечивается при комплексном использовании физических упражнений. В возрасте до 35 лет самые высокие трудовые показатели при занятиях 10—12 раз в неделю, из них 6—7 — утренней гимнастикой. В возрасте свыше 35 лет благотворно влияют 8—10 занятий в неделю, в том числе ежедневная утренняя гимнастика. В возрасте до 35 лет при легком физическом и умственном труде оптимальные затраты времени на занятия физическими упражнениями равны 8 ч в неделю, при физическом труде средней тяжести — 6 ч, а при тяжелом напряженном физическом труде — 4 ч. Для трудящихся старше 35 лет времени нужно на 2 ч меньше.
Занятия в физкультурно-оздоровительных группах и спортивных секциях регулируются преподавателем в соответствии с расписанием и программами. На рациональное распределение физкультурно-спортивных занятий во времени существенно влияет график трудовой деятельности, определяющий основной режим труда и отдыха.
—Источник—
Лаптев, А.П. Гигиена/ А.П. Лаптев [и д.р.]. – М.: Физкультура и спорт, 1990.- 368 с.
Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава