Гигиенические основы физического воспитания школьников

Физическое воспитание — одно из важнейших направлений деятельности школы. В процессе физического воспитания учащихся укрепляется их здоровье, развиваются их физические способности, расширяются функциональные возможности организма, формируются двигательные навыки, а также нравственные и волевые качества: патриотизм, интернационализм, смелость, решительность, упорство и целеустремленность.

В настоящее время гигиеническое значение физических упражнений и рационального двигательного режима для школьников еще более возрастает. Это связано с современными условиями жизни, которые обусловливают значительное снижение объема двигательной активности учащихся, что отрицательно сказывается на состоянии их здоровья и физическом развитии.

Основным организационно-методическим принципом осуществления физического воспитания является дифференцированное применение различных средств физической культуры в школе. При этом учитываются возрастные и половые особенности, состояние здоровья, степень физического развития и уровень физической подготовленности школьников.

Важное гигиеническое значение имеет постоянный медицинский контроль за процессом физического воспитания детей и подростков. Общее руководство организацией врачебного контроля за здоровьем школьников, занимающихся физической культурой и спортом как в школе, так и вне ее, осуществляется органами здравоохранения. Врачебный контроль за физическим воспитанием учащихся проводится в соответствии с «Положением о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и спортом» (1985).

Медицинский персонал в школе содействует полноценному использованию средств физической культуры и спорта в интересах укрепления здоровья учащихся, их физического развития и повышения физической подготовленности; участвует в организации, физкультурно-оздоровительных мероприятий, контролирует их проведение.

Учащиеся общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведений, школ профессионально-технического обучения и других учебных заведений, занимающиеся по государственным программам физического воспитания, проходят медицинское обследование по установленной форме не реже одного раза в учебном году у врачей, обслуживающих указанные учебные заведения. На основании данных о состоянии здоровья и физическом развитии они распределяются для занятий физическими упражнениями по медицинским группам — основной, подготовительной, специальной.

Организация физического воспитания школьников представляет систему следующих взаимосвязанных форм: уроки и факультативные занятия по физической культуре и спорту; физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня; внеклассная спортивно-массовая работа в школе; внешкольная спортивно-массовая работа.

Уроки физической культуры — основная форма физического воспитания в школе. Их содержание для всех школ определяется государственными программами. В процессе уроков физической культуры наряду с образовательными и воспитательными решаются оздоровительные задачи.

По возможности уроки физической культуры следует проводить на открытом воздухе. Такие занятия дают большой оздоровительный эффект: укрепляют здоровье, повышают закаленность школьников. Готовясь к проведению уроков на открытом воздухе, учитель должен учитывать состояние погоды и подготовить к этому ребят, у которых должна быть соответствующая одежда и обувь.

Кроме того, предусмотрены факультативные занятия по физической культуре и спорту.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия имеют важное гигиеническое значение и являются составной частью режима школьника. К основным физкультурно-оздоровительным мероприятиям относятся утренняя гигиеническая гимнастика, гимнастика до уроков, физкультурные минутки на уроках, физкультурные паузы, подвижные игры и физические упражнения на переменах, прогулки и экскурсии, закаливание.

Школьники должны ежедневно выполнять утреннюю гигиеническую гимнастику (зарядку), оказывающую оздоровительное воздействие и ускоряющую переход организма от сна к бодрствованию. Комплексы упражнений зарядки составляются в соответствии с возрастом и уровнем подготовленности учащихся.

Школьная гимнастика до уроков проводится ежедневно для первой и второй смен. Она способствует лучшей организации учебного дня, повышению дисциплины и более быстрому включению школьников в учебный процесс. Вместе с тем гимнастика повышает работоспособность учеников. Комплексы гимнастики разучиваются предварительно на уроках физической культуры. Гимнастику по возможности следует проводить на открытом воздухе. Если занятия проходят в помещении: спортивном и актовом залах, коридорах, классных комнатах, его следует предварительно проветрить. Гимнастика проводится при открытых окнах (фрамугах, форточках), желательно под музыкальное сопровождение.

Физкультурные минутки рекомендуется проводить на уроке для предупреждения утомления и повышения работоспособности школьников. Они обычно включают 3—5 упражнений, каждое из которых повторяется 4—6 раз. Физкультурные минутки желательно проводить в первой смене на 3-м и 4-м уроках, а во второй смене — на 2-м и 3-м уроках. При сильном утомлении их можно включать в каждый урок за 15—20 мин до его окончания.

При подготовке домашних заданий учащимся рекомендуется также делать физкультурные паузы. Комплексы упражнений для зарядки, гимнастики перед уроками и физкультурных минуток необходимо время от времени изменять.

Подвижные игры и физические упражнения на переменах способствуют лучшему отдыху учеников, повышают работоспособность. Лучше всего их проводить на открытом воздухе. В холодную погоду ученики должны надевать головные уборы, шарфы и спортивные куртки. При температуре воздуха ниже  -10°С занятия проводятся в предварительно проветренном спортивном или актовом зале при открытых окнах или фрамугах.

Учащиеся должны чаще бывать на открытом воздухе, играть в подвижные и спортивные игры, заниматься разнообразными физическими упражнениями, ходить на лыжах, кататься на коньках, плавать и др. Хороший оздоровительный эффект оказывают различные виды трудовой деятельности: посадка деревьев, оборудование спортивных площадок, сельскохозяйственные работы и др. Обязательным условием при этом являются соответствующие погодным условиям одежда и обувь школьников.

Прогулки, экскурсии и походы имеют важное оздоровительное значение, так как оказывают хороший закаливающий эффект и способствуют физическому развитию и совершенствованию различных двигательных качеств, а также выносливости.

Закаливание — неотъемлемая часть режима школьника. При его проведении следует руководствоваться основными положениями о закаливании. Наряду с этим нужно обязательно учитывать возрастные особенности детского организма, и в первую очередь несовершенство его терморегуляционного аппарата. Чем ниже возраст школьника, тем ярче выражена эта особенность. Школьники могут применять те же закаливающие процедуры, что и взрослые, изменяя лишь их дозировку.

Закаливание воздухом рекомендуется начинать при температуре не ниже 18—20 °С. Продолжительность первых воздушных ванн — 5—10 мин (с последующим увеличением до 30 мин). В дальнейшем температуру снижают, но не менее чем до 12 °С при продолжительности процедуры до 10 мин. Во время воздушных ванн можно выполнять различные физические упражнения.

В процессе закаливания водой применяются основные формы водных процедур в такой последовательности: обтирания, обливания, душ, купания.

Обтирания проводятся при температуре воздуха 15— 16°С. Начальная температура воды — 33—^34°С, затем ее постепенно (через 3—4 дня) снижают на 1—2°и доводят до 15—18°С, но не ниже. Продолжительность обтираний (с растиранием тела) — 3—4 мин. Обливания выполняются в тех же условиях с постепенным снижением температуры воды до 19—20 °С; продолжительность процедуры — 2 мин. Холодный душ (не ниже 20 °С) рекомендуется лишь школьникам старшего возраста; продолжительность процедуры — не более 1 мин.

Купание в открытых водоемах — один из лучших видов закаливания школьников. Его начинают при температуре воды не менее 22 °С, а воздуха — 24 °С. Время купания постепенно увеличивают с 5 до 15 мин для детей младшего возраста и до 20—25 мин для старших школьников. Купания прекращают при температуре воды 16 °С и воздуха 17 °С.

Закаливание солнцем имеет важное оздоровительное значение, так как солнечный свет необходим для правильного развития детей и подростков. Однако избыток солнечных лучей особенно неблагоприятно отражается на детском организме. Поэтому рекомендации по разумному использованию солнечных лучей следует обязательно выполнять. Продолжительность первых воздушно-солнечных ванн может быть 4—5 мин, затем время пребывания на солнце детей среднего и старшего возраста постепенно увеличивают до 50—60 мин. Через 30 мин солнечного облучения необходимы перерывы на 10—15 мин для отдыха в тени. Во время солнечных ванн обязательно нужно надевать легкий головной убор.

Важное профилактическое значение имеет облучение детей и подростков с помощью искусственных источников ультрафиолетовой радиации. Оно проводится в осенне-зимний период для ликвидации «светового голодания». Ультрафиолетовые облучения особенно полезны школьникам, проживающим в северных районах, из-за недостатка солнечной радиации.

Большое гигиеническое значение имеет физическое воспитание в семье. Родители обязаны воспитывать у детей привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями и поощрять разнообразные подвижные и спортивные игры, особенно на открытом воздухе, постоянно и активно содействовать выполнению ими установленного распорядка дня, правил личной гигиены и закаливания.

 

Источник—

Лаптев, А.П. Гигиена/ А.П. Лаптев [и д.р.]. – М.: Физкультура и спорт, 1990.-  368 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью