Революционные кружки 40-х годов

В середине 40-х годов XIX в. под влиянием Белинского и Герцена в Петербурге возник кружок петрашевцев. Его основал М. В. Буташевич-Петрашевский (1821 — 1866), служивший переводчиком в министерстве иностранных дел.

Начиная с 1845 г. на квартире Петрашевского, интересовавшегося вопросами философии и политики, по пятницам стали собираться представители передовой интеллигенции. Среди них были Н. А. Спешнев, А. В. Ханыков, И. А. Мамбелли, Н. П. Григорьев, П. Н. Филиппов, ф. м. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин и др. Участники кружка обсуждали крестьянский вопрос, политическое устройство России, учение французского социалиста-утописта Шарля Фурье и др. В кружок входили люди разных взглядов. Постепенно в нем наметилось два направления: революционно-демократическое и либеральное. Однако развитие взглядов петрашевцев не было завершено, так как их организация вскоре была разгромлена.

Большое внимание петрашевцы уделяли вопросу о ликвидации крепостного права. Петрашевский и Спешнев разработали проекты освобождения крестьян от крепостной зависимости. Спешнев выступал за полную ликвидацию помещичьего землевладения, за наделение крестьян землей без выкупа, за национализацию земли и крупной промышленности. Петрашевцы были сторонниками устранения самодержавия и введения демократических свобод. Наиболее радикальные из них стояли за революционный путь преобразования общества. Петрашевцы глубоко изучили различные социалистические системы и стремились применить их к условиям России.

Активное ядро кружка предпринимало попытки начать широкую пропаганду передовых политических идей. Одной из них было участие Петрашевского и его товарищей в составлении «Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка» (издавался в 1845 — 1846 гг.). Авторы словаря, объясняя слова иностранного происхождения, пропагандировали новейшие философские системы, идеи утопического социализма и критиковали самодержавно-крепостнический строй России. Другим крупным мероприятием петрашевцев было создание на кооперативных началах библиотеки революционных книг, чтобы с их помощью пропагандировать передовые, революционные идеи. В библиотеке была широко представлена новейшая социально-политическая литература, выписанная из-за границы.

Известия о революции 1848 г. петрашевцы встретили с восторгом. В Петербурге наряду с центральным кружком, группировавшимся вокруг Петрашевского, складываются и другие кружки. Они возникли также и на периферии. Осенью 1848 г. активное ядро петрашевцев уже обсуждало вопрос о создании тайного революционного общества в России. Н. А. Спешнев и П. Н. Филиппов пытались организовать нелегальную типографию. В целях антиправительственной агитации петрашевцы намеревались широко распространить письмо Белинского к Гоголю.

Однако петрашевцы не успели осуществить свои планы Царские агенты выследили их. В апреле 1849 г. наиболее активные члены кружков были арестованы. Николай I жестоко расправился с петрашевцами: одни из них были отправлены на каторгу, другие сданы в арестантские роты, третьи сосланы на поселение в отдаленные районы страны. 21 человека приговорили к смертной казни, замененной затем каторгой и ссылкой.

Под влиянием передовой русской общественной мыс ли начинается формирование прогрессивной идеологии народов России. В Киеве в 1846 г. возникла тайная политическая организация — «Кирилло-Мефодиевское общество». Его основателями являлись профессор Н. И. Костомаров, чиновник Н. И. Гулак и учитель В. М. Белозерский. В общество входило несколько десятков человек. Среди них был великий украинский поэт и революционер-демократ Т. Г. Шевченко (1814 — 1861).

Члены «Кирилло-Мефодиевского общества» выступали за национальное и социальное освобождение Украины. Они выдвигали также идею политического объединения всех, славянских земель в федеративную республику с предоставлением каждому славянскому народу широкой автономии. Между участниками общества не было полного единодушия. Большинство его членов придерживались либеральных взглядов и рассчитывали добиться осуществления своих идеалов путем реформ. Т. Г. Шевченко и его сторонники, стоявшие на революционно-демократических позициях, выражали интересы угнетенного крестьянства и выступали за путь реши тельной революционной борьбы.

«Кирилло-Мефодиевское общество» просуществовало около 14 месяцев. Его практическая деятельность заключалась главным образом в вербовке новых членов и в распространении грамотности в народе. Весной 1847г. общество было раскрыто, а его члены арестованы. Шевченко был сослан рядовым солдатом в отдельный Оренбургский корпус «с запрещением писать и рисовать». Из ссылки он вернулся лишь в 1857 г. и снова установил тесные связи с революционно-демократическими круга ми России.

Таким образом, несмотря на жестокий террор царизма, в России росло общественно-политическое движение, интенсивно развивалась передовая общественная мысль, постепенно оформлялась новая революционно-демократическая идеология, отражавшая настроения и интересы угнетенных крестьянских масс. В 30 — 40-х годах революционно-демократическое направление русской общественной мысли еще не отделилось от либерального. Против славянофильства Белинский и Герцен выступали вместе с либералами-«западниками». Но уже в общественно-политической борьбе 40-х годов революционные демократы противостояли не только славянофилам, но и западникам. Они были решительными противниками крепостничества и самодержавия, развивали идеи революции и социализма. «Нельзя забывать, — писал В. И. Ленин, — что в ту пору… все общественные вопросы сводились к борьбе с крепостным правом…». Размежевание революционно-демократического и либерального направлений все больше углублялось.

 

Источник—

Артемов, Н.Е. История СССР: Учебник для студентов ин-тов И90 культуры. В 2-х частях. Ч. 1/ Н.Е. Артемов [и д.р.]. – М.: Высшая школа, 1982.-  512 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью