Художественная культура в первой половине

Общая линия развития художественной культуры в первой половине XIX в. была обусловлена усиливающейся связью с общественной жизнью и идейной борьбой. Для всей художественной культуры были характерны довольно быстрая смена направлений по сравнению с предшествующим периодом, общее движение от романтизма к реализму.

Рост национального самосознания определял углубляющийся интерес к человеческой личности, к человеку из народа. Новое понимание роли народных масс в преобразованиях, внесенное в общественное сознание революционными демократами, нашло отражение в одной из важных проблем формирующейся национальной культуры — в развитии понятия народности.

В. Г. Белинский впервые объяснил смысл народное как классового понятия. По его мнению, истинно народное произведение то, которое отвечает объективным интересам народа, прежде всего крестьянства. Отражая реальную жизнь, художественное произведение должно призывать к борьбе за изменение этой жизни. Этот тезис стал одним из главных положений революционно-демократической эстетики В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского, одним из эстетических принципов критического реализма, который начал утверждаться в художественной культуре с 40-х годов XIX в.

Начало утверждения реализма в русской литературе связано с именем А. С. Пушкина, который сыграл огромную роль в развитии национальной литературы и русской культуры в целом. Прекрасно сказал о Пушкине Гоголь: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным… Пушкин есть явление чрезвычайное и может быть, единственное явление «русского духа»: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».

Важную роль в развитии реалистических начал в русской литературе сыграло творчество М. Ю. Лермонтова.

Обличительная тенденция, присущая критическому реализму, особенно сильно сказалась в творчестве Н. В. Гоголя. «Мертвые души» потрясли Россию, прозвучали как приговор ее первенствующему сословию.

В художественных произведениях отражались важные перемены в. социально-экономической и общественно-идейной жизни страны. Новый, невиданный ранее мир русской буржуазии открыл читателю А. Н. Островский. Предметом пристального внимания русской литературы становится судьба крестьянина, задавленного крепостным гнетом (повести «Деревня», «Антон Горемыка» Д. В. Григоровича, очерки из крестьянской жизни В. И. Даля). Особое место среди художественных произведений, посвященных жизни русского крестьянина, занимает цикл рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника». Впервые в русской литературе Тургенев сумел увидеть и показать в крепостном человеке природный ум, одаренность и необыкновенную поэтичность.

Дух оппозиционности и борьбы, присущие реалистическим произведениям передовых писателей России, сделали русскую литературу XIX в. одной из активных общественных сил. Она становится важнейшим средством выражения народного самосознания и распространения освободительных идей.

Театр впервой половине XIX в. начинал играть заметную роль в общественно-культурной жизни. Развитие театра было своеобразным показателем «общественного просвещения и духа времени». Крепостной театр в условиях разложения и кризиса феодально-крепостнической системы приходил в упадок. В этот период господство вали императорские театры, актеры считались собственностью его императорского величества. Открытые в 1824 г. Малый и в 1832 г. Александрийский театры также были императорскими театрами.

Репертуар русского театра включал произведения русской и западноевропейской драматургии. На русской сцене шли трагедии Расина, Корнеля, Вольтера, комедии Мольера и Бомарше.

С развитием драматургии А. С. Грибоедова, И. В. Гоголя, И. С. Тургенева и особенно А. Н. Островского в репертуаре русского театра все более утверждалась реалистическая драма. Развитие реализма в театральном искусстве находилось в тесной связи с общественно-идейной борьбой и утверждением реалистического направления в художественной культуре в целом.

В истории становления реализма в русском сценическом искусстве огромная роль принадлежит Малому театру. Великий русский актер М. С. Щепкин явился основоположником реалистического метода в театральном искусстве. «Он создал правду на русской сцене, он первый стал нетеатрален на театре», — писал о нем Герцен. Реалистические принципы игры Щепкина создали школу в русском театральном искусстве и определили его развитие в течение многих десятилетий.

Театр первой половины XIX в. воспитал плеяду замечательных русских актеров — Е. С. Семенову, В. А. Каратыгина, П. С. Мочалова, М. С. Щепкина, П. М. Садовского, А. Е. Мартынова, которыми по праву гордится русская сцена.

Музыкальная культура в своем развитии опиралась на лучшие традиции предшествующего столетия, и прежде всего на традиции народности и демократизма.

Отечественная война 1812 г. нашла отражение в русской музыке, как и в других областях культуры. Композиторы чаще стали обращаться к народно-героическим темам, воспевающим патриотизм народа. Одним из первых откликов на события Отечественной войны явилась опера К. А. Кавоса «Иван Сусанин» (1815).

К 20 — 30-м годам относится творчество А. Н. Верстовского — видного представителя романтизма в музыке. В развитии музыкального искусства первой половины XIX в. первостепенное значение принадлежит творчеству М. И. Глинки, с именем которого связано создание национальной школы в русской музыке. В музыкальном наследии Глинки особое место принадлежит опере «Иван Сусанин», первая постановка которой состоялась в 1836 г. в Петербурге, и симфоническому произведению «Камаринская» (1848). В них заключены истоки оперного и симфонического реализма XIX в.

Принципы реализма и народности получили дальнейшее развитие в музыкальном творчестве А. С. Даргомыжского. Для музыки Даргомыжского характерна социальная и драматическая напряженность. Это особенно ярко проявилось в опере «Русалка» (1856). Музыка Глинки и Даргомыжского и по идейной направленности, и по средствам выражения тесно связана с творчеством композиторов «Могучей кучки».

В начале XIX в. центром изобразительного искусства была Академия художеств. В искусстве в целом еще преобладал классицизм. В живописи господствовали высокие жанры, парадный портрет, историческая картина, причем следует подчеркнуть, что интерес к исторической живописи, как и к истории вообще, был тесно связан с ростом патриотизма и национального само сознания.

С традициями классицизма связаны блестящие успехи зодчества первой четверти XIX в. Прекрасными памятниками русского ампира являются Адмиралтейство (А. Д. Захаров), Казанский собор (А. Н. Воронихин), здание главного штаба (К. И. Росси) в Петербурге; Большой театр (О. И. Бове и А. А. Михайлов), в Москве.

К выдающимся достижениям станковой скульптуры этого времени можно отнести первый в Москве памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (1818) (И. П. Мартос), скульптурные группы на Аничковом мосту в Петербурге (П. К. Клодт).

В живописи на смену классицизму приходят новые идейно-художественные представления, выводящие ее на путь реалистического восприятия действительности.

Развитие реалистического направления в живописи происходило в острой борьбе с все более ветшавшими канонами академизма, Религиозная тематика картин

академистов, признание исторической живописи единственно достойным внимания видом искусства и отрицательное отношение к бытовому жанру, прославление «народности» в духе официальной идеологии вступали в последние предреформенные десятилетия в полное противоречие с требованиями общественной жизни и теми задачами, которые ставила перед искусством реальная действительность. В академической живописи также намечались некоторые новые тенденции, отвечавшие велениям времени. Психологизм, проникновение романтизма в исторический жанр присущи творчеству К. П. Брюллова. Творчество А. Иванова проникнуто глубоким философским содержанием. Главным делом жизни художника была картина «Явление Христа народу», над которой он работал в течение 20 лет (1837 — 1857).

Новые тенденции в живописи наиболее плодотворно развивались вне стен Академии художеств. Рождение бытового жанра в живописи связано с творчеством А. Г. Венецианова. Его картины были открытием в русской живописи («Гумно», «На пашне», «Жатва», «Захарка» и др.).

Решение социальных проблем в живописи нашло отражение в творчестве П. А. Федотова. Появление маленьких жанровых картин Федотова произвело революцию в русской живописи..

Критический жанр Федотова тесно связан с идейным движением 40-х годов, с философскими и эстетическими взглядами Белинского и других революционеров-демократов. По-гоголевски высмеивал он тупую спесь и цинизм дворянско-чиновничьего общества («Свежий кавалер, или Утро чиновника»), стремление к легкой наживе разорившегося офицерства, быт купечества («Сватовство майора»). В частных, подчас мелких фактах художник раскрывал большие социальные конфликты. Впервые в русской жанровой живописи появились картины, в которых не просто копировалась натура, но и давалась критика общественной жизни.

Итак, к середине XIX в. можно говорить о завершении в основных чертах процесса формирования национальной культуры. К этому времени завершается процесс складывания литературного языка, характерных особенностей русской национальной культуры, которые выражались в ее особой общественной сопричастности и социальности; как направление в художественной культуре утверждается критический реализм, идейной основой которого являлся революционный демократизм. Развитие культуры в первой половине XIX в. подготовило расцвет национальной культуры в последующий период.

 

Источник—

Артемов, Н.Е. История СССР: Учебник для студентов ин-тов И90 культуры. В 2-х частях. Ч. 1/ Н.Е. Артемов [и д.р.]. – М.: Высшая школа, 1982.-  512 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
в первой половине">
Adblock
detector