Осенью 1604 г. самозванец, которого историки называют Лжедмитрием I, с 4-тысячным отрядом польской шляхты появился в Северской земле. «Украинный люд», среди которого было много беглых крестьян и холопов, толпами присоединялся к самозванцу. Крестьяне и холопы видели в «царевиче Дмитрии» заступника. Присущая средневековому крестьянству вера в «хорошего Царя» помогла Лжедмитрию I увеличить свое войско. Однако в первом же сражении с царскими воеводами под Добрыничами он был разбит и с немногими оставшимися сторонниками укрылся в Путивле. Большинство польских шляхтичей покинуло его. Казалось, авантюра Лжедмитрия провалилась.
Однако на юге уже разворачивалось широкое народное движение против царя Бориса Годунова. Южные города один за другим переходили на сторону самозванца. С Дона к нему на помощь спешили отряды казаков. А действия царских войск были крайне медлительными и нерешительными — бояре-воеводы готовили измену Борису Годунову, хотели использовать самозванца, чтобы свалить не угодного им «дворянского царя». Все это позволило Лжедмитрию I оправиться от поражения.
В апреле 1605 г. Борис Годунов неожиданно умер. Шестнадцатилетний сын Годунова — царь Федор Борисович недолго удержался на престоле. В царском войске, стоявшем под Кромами, бояре подняли мятеж. Путь на Москву оказался открытым, и Лжедмитрий I двинулся к столице. Здесь он тоже не встретил сопротивления. Бояре-заговорщики убили царя Федора и открыли перед самозванцем ворота Москвы. Под именем Дмитрия Ивановича самозванец стал русским царем.
Лжедмитрий I недолго держался у власти. Победу ему дали народная поддержка, глубокое недовольство крестьянства крепостнической политикой Годунова, однако первые же мероприятия нового царя показали, что крестьяне и холопы ошиблись в своем «заступнике». Был издан указ о сыске беглых крестьян и возвращении их владельцам. Казацкие отряды были высланы из Москвы. Русские феодалы остались недовольны привилегированным положением поляков, которые окружали трон, получали огромные награды; деньги I для этого изымались самозванцем даже из монастырской казны. Православная церковь с беспокойством Ш следила за попытками распространить католичество. Служилые феодалы с неодобрением встретили начавшуюся подготовку к войне с Турцией, которая не была нужна России. Недовольны Лжедмитрием были и в Польше. Он не решился передать полякам западные русские города, как обещал ранее. В обстановке всеобщего недовольства созрел боярский заговор, во главе которого стоял князь Василий Шуйский.
Заговорщики воспользовались народным восстанием в Москве в мае 1606 г. Поводом для восстания явились грабежи и насилия польской шляхты, приехавшей на свадьбу Лжедмитрия I с Мариной Мнишек, дочерью сандомирского воеводы. Во главе большого отряда вооруженных слуг Василий Шуйский ворвался в Кремль, самозванец был убит. С Лобного места на Красной площади царем был «выкликнут» Василий Шуйский. Первая попытка польско-литовских феодалов подчинить Россию, используя самозванца, закончилась неудачей. Воцарение «боярского царя» Василия Шуйского не сумело предотвратить дальнейшего нарастания классовых противоречий. Он опирался на узкий круг феодальной знати. Народные массы никакого облегчения не получили, Василий Шуйский даже отменил налоговые льготы, которые дал самозванец населению «украины». Начались преследования бывших сторонников самозванца, что еще больше накалило обстановку. Политика «боярского царя» вызывала недовольство дворянства, которое боялось потерять свое политическое влияние. В движении против Василия Шуйского оказались вовлечены самые различные слои населения, от беглых крестьян и казаков до служилых феодалов. Это движение вылилось в огромную по своим масштабам крестьянскую войну под предводительством Ивана Болотникова.
—Источник—
Артемов, Н.Е. История СССР: Учебник для студентов ин-тов И90 культуры. В 2-х частях. Ч. 1/ Н.Е. Артемов [и д.р.]. – М.: Высшая школа, 1982.- 512 с.
Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава