Третьеиюньская монархия

С 3 июня 1907 г., когда была разогнана II Государственная дума, в стране установился контрреволюционный режим третьеиюньской монархии. Ее классовая сущность состояла в союзе царизма с черносотенными помещиками и верхами торгово-промышленной буржуазии. Обусловливался такой союз тем, что царизм после революции 1905 — 1907 гг. нуждался в расширении своей социальной опоры. Усиливалась экономическая мощь буржуазии, в руках которой были промышленность, банки, торговля. Самодержавие поэтому вынуждено было лавировать между помещиками и буржуазией, чтобы сохранить и укрепить в качестве диктатуры помещичьего класса свое положение. В. И. Ленин называл такую политику «бонапартистской». Закрепила эту политику III вполне надежная для самодержавия Государственная дума, действовавшая с ноября 1907 г. по июнь 1912 г., где организационно оформился союз царизма и буржуазии.

В Думе было два угодных самодержавию большинства. Первое состояло из правых монархистов и октябристов, второе — из октябристов и кадетов. «Избирательный закон в III Думу так и подстроен, — писал В. И. Ленин, — чтобы получились эти два большинства… Не случайность и не какой-нибудь хитрый расчет отдельных лиц, а весь ход классовой борьбы 1905 — 1907 годов сделал неизбежным для правительства вступление на этот именно путь…; без сговора с буржуазией оно не в состоянии существовать; без попыток примирить Пуришкевичей и Марковых с буржуазным строем и буржуазным развитием России ни министерство финансов, ни все министерства вместе — жить не могут».

Главным в Думе по-прежнему оставался аграрный вопрос. Крестьянские депутаты решительно требовали передачи всей земли трудовому народу. Депутат от крестьян Пермской губернии Петров так сформулировал в своем выступлении чаяния земледельца: «Требования свои народ особенно сильно выразил в 1905 году… Я. конечно, противник частной собственности на землю и говорю, что только тогда трудовой народ получит облегчение, когда вся земля перейдет в его руки… Мы говорим, что вся земля трудящимся на ней». Крестьянские депутаты 10 мая 1908 г, представили аграрный проект, под которым стояли 42 подписи. В нем говорилось о принудительном отчуждении помещичьей земли в пользу крестьян по средней рыночной цене. Такой проект в черносотенной Думе рельефно свидетельство вал о революционном настроении крестьянской массы в России. Однако «черной Думе», как назвал ее В. И. Ленин, чужды были интересы народа. Она была опорой правительства при проведении его контрреволюционной политики.

Реакция временно торжествовала, яростно ополчаясь прежде всего на рабочий класс и большевистскую партию — главную направляющую и организационную силу революции. Тяжелая депрессия в промышленности и массовая безработица были использованы для наступления на рабочих. Предприниматели объявляли локауты, вводили «черные» списки (попавшие в них рабочие теряли возможность получить работу на другом предприятии) . Рабочий день был увеличен, расценки понижены, по-прежнему практиковались сверхурочные работы. Рабочие собрания разгонялись, профессиональные союзы закрывались один за другим. С 1907 г. по 1910 г. было закрыто 444 профессиональных союза.

По стране разъезжали карательные отряды. Тюрьмы были переполнены борцами за народное дело, свирепствовали военно-полевые суды. Данные по одному только Нарымскому краю, со всей очевидностью показывают, как выросло число ссыльных в годы столыпинщины. Если в 1906 г. там было 693 политических ссыльных, то в 1910 г. их количество достигло 1762. В тюрьмах обычной была «кулачная расправа» над заключенными, а вся кий протест вызывал рапорт начальнику и розги.

В то же время правительство выделило миллион рублей «на вспомоществование жертвам революции», т. е. на вознаграждение палачей народа: — жандармов, полицейских и т. п. Военно-полевые суды только в 1907 — 1909 гг. вынесли более 5 тыс. смертных приговоров. В июле 1908 г. Л. Н. Толстой написал протест против кровавого террора в России. «Не могу молчать!» — заявил гениальный писатель. Он гневно потребовал, что бы «кончились эти нечеловеческие дела».

Царская охранка охотилась за В.И.Лениным. Вождь революции вынужден был в декабре 1907 г. эмигрировать из России. Его эмиграция длилась почти 10 лет. Произошел временный спад рабочего движения. Так, в 1910 г. бастовало всего 46 тыс. рабочих против 176 тыс. в 1908 г. В столыпинское лихолетье рабочее движение носило преимущественно экономический характер, но оно не было задушено, как ни старались царские янычары. Уверенность в скором возрождении революционного подъема не покидала передовых рабочих и последовательных большевиков.

Поражение революции привело к разложению мелкобуржуазных партий — эсеров и меньшевиков.

Из партии эсеров выделились правое и «левое» крыло — народные социалисты (энесы), близкие к кадетам, и «максималисты», ратовавшие за осуществление программы-максимум, т. е. за введение социализма сразу. Меньшевики отреклись от революционных лозунгов; они утверждали, что буржуазно-демократическая революция не нужна, поскольку власть стала буржуазной, и предлагали ликвидировать нелегальную революционную партию, поэтому их стали называть ликвидаторами. Либеральная буржуазия сняла с себя псевдодемократическую окраску. В 1909 г. кадетские лидеры Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, М. О. Гершензон, П. Б. Струве и другие выпустили контрреволюционный сборник «Вехи», в котором благодарили царское правительство за кровавые репрессии против участников революции. О столыпинских виселицах сочинители «Вех» не обмолвились ни словом, зато всячески охаивали революцию, отрекались от традиций Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова. Сборник «Вехи» В. И. Ленин назвал «энциклопедией либерального ренегатства».

Контрреволюция повела бешеное наступление на марксистскую идеологию. Под видом ее критики протаскивались идеализм и поповщина. Не устояла против идейной реакции и часть социал-демократов (в числе их оказался А. В. Луначарский), выступивших против диалектического материализма под предлогом «дальнейшего развития» марксизма. В действительности же они проповедовали ревизионизм и идеализм, тянули к разрыву с научным социализмом. Против так называемых «богоискателей» и «богостроителей», стремившихся придать марксизму характер религиозного верования, против ревизии учения Маркса решительно выступил В. И. Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм» (1909). В этом классическом труде ревизионисты и фальсификаторы марксистского философского учения были полностью разоблачены и разгромлены.

Большевики вели активную политическую деятельность в легальных культурно-просветительных обществах и клубах, сочетая ее с нелегальной деятельностью, и этим усиливали связь партии с массами.

Под руководством В. И. Ленина передовые рабочие отстояли свою партию и во главе с ней готовили трудящиеся массы к новой борьбе.

 

Источник—

Артемов, Н.Е. История СССР: Учебник для студентов ин-тов И90 культуры. В 2-х частях. Ч. 1/ Н.Е. Артемов [и д.р.]. – М.: Высшая школа, 1982.-  512 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
Adblock
detector