Начало размежевания революционно-демократической и либеральной идеологии

В 40-х годах XIX в. усилились острота и напряженность идейных исканий. Одновременно происходило идейное размежевание между революционно-демократическим лагерем и буржуазным либерализмом.

В кругах либерального дворянства на рубеже 30 — 40-х годов возникло идейное течение, получившее название славянофильства. Наиболее крупными представителями этого течения были ученые, литераторы и общественные деятели: А. С. Хомяков, братья И. В. и П. В. Киреевские, братья К. С. и И. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев и др. Все они являлись выходцами из среды поместного дворянства. В учении славянофилов противоречиво переплетались черты буржуазного либерализма и дворянского консерватизма. Славянофилы враждебно относились к революционному движению и пытались «теоретически» доказать невозможность и ненужность революции в России. Они выдвинули идею об особом, самобытном пути исторического развития страны. Главные особенности русского исторического процесса славянофилы усматривали в наличии поземельной общины и в господстве право славной церкви. Сельскую общину и православную церковь они считали залогом будущего спокойствия и преуспевания России. Славянофилы идеализировали старину и отрицательно относились к реформам Петра I. Вместе с тем они отстаивали и либеральные идеи.

Славянофилы выступали за освобождение крестьян от крепостного права с землей, однако хотели сохранить помещичье землевладение, феодальные повинности крестьян и власть помещика над общиной. Они являлись также сторонниками развития промышленности и торговли в России, строительства железных дорог, применения машин и наемного труда в промышленности и сельском хозяйстве. Политическая программа славянофилов была ограниченной. Славянофилы вы ступали за сохранение самодержавия в России, но вы сказывались за созыв Земского собора — представительного собрания от всех сословий, за свободное выражение общественного мнения, за введение свободы печати, гласности суда, за отмену телесных наказаний, обличали произвол и бюрократизм царских чиновников.

Теории славянофилов вызвали жаркие споры в русском общественно-политическом движении. Полемика велась в московских литературных салонах, на страницах журналов и газет. Противниками славянофилов были так называемые западники, социальный состав

которых по сравнению со славянофилами был менее однороден. Публицисты и литераторы А. П. Боткин, П. В. Анненков, М. Н. Катков, А. В. Никитенко, профессора Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин и другие выступали как идеологи либерализма и буржуазного пути развития, но были противниками революции. В противоположность славянофилам они доказывали общность исторического развития Западной Европы и России, высказывались за широкое сближение с западноевропейскими странами, идеализировали их политический строй и воспевали буржуазные свободы. В то же время они критиковали существовавшие в России крепостнические порядки, показывали преимущества наемного труда над крепостным, стремились ускорить отмену крепостного права, выступая за сохранение помещичьего землевладения и наделение крестьян землей за выкуп. Политическим идеалом западников был буржуазно-парламентарный, конституционный порядок западноевропейских монархий, прежде всего Англии и Франции. Они являлись апологетами буржуазных порядков.

При всех различиях во взглядах западники и славянофилы являлись представителями буржуазно-помещичьей идеологии, возникшей в среде дворян под влиянием нарастающего кризиса крепостного строя.

В 30 — 40-х годах XIX в. в русской общественно-политической мысли формировалась уже новая, революционно-демократическая идеология, отражавшая на строения и чаяния угнетенных крестьянских масс. Ее представителями были выдающиеся просветители и революционные демократы — Белинский, Герцен, Огарев. Революционные демократы возглавили борьбу против славянофильской идеологии. На страницах передовых журналов того времени они опубликовали ряд замечательных памфлетов, направленных против славянофилов и идеологов «теории официальной народности». Но в то же время они разоблачали и буржуазный либерализм западников. Революционные демократы были непримиримыми борцами против крепостничества и самодержавия, развивали идеи революции и социализма. Размежевание революционно-демократического и либерального направлений все больше углублялось.

А. И. Герцен как «смелый вольнодумец, весьма опасный для общества», по определению царских властей, в 1835 г. был сослан в Пермь, оттуда переведен в Вятку, а позднее во Владимир. Только в 1840 г. ему разрешили вернуться в Москву, а затем переехать в Петербург. Но в столице он прожил недолго. В 1841 г.  за резкий отзыв в частном письме о преступлениях царской полиции Герцена выслали в Новгород. Снова поселиться в Москве ему разрешили лишь в 1842 г.

Герцен сыграл выдающуюся роль в развитии русской материалистической философии. Уже в 40-е годы им были написаны замечательные философские произведения «Дилетантизм в науке» и «Письма об изучении природы», проникнутые духом диалектики и материализма. Они поставили Герцена на один уровень «…с величайшими мыслителями своего времени».

Герцен занимался также литературной деятельностью. В 40-е годы вышли его талантливые повести «Док тор Крупов», «Сорока-воровка», роман «Кто виноват?». В этих произведениях он смело обличал самодержавно-крепостной строй. Центральное место в литературно-художественном наследии Герцена занимает его эпопея «Былое и думы», созданию которой он посвятил свыше 15 лет. В этом крупнейшем произведении художественной публицистики Герцен выступает как политический борец и первоклассный художник слова.

В крепостной России 40-х годов Герцен, будучи выходцем из дворян, не видел еще сил, способных на борьбу с самодержавием, испытывал колебания либерально го характера. Но несмотря на все колебания Герцена, «…демократ все же брал в нем верх». Его мировоззрение всегда оставалось революционным, антикрепостническим. Герцен являлся одним из величайших революционных просветителей своей эпохи. Его вдохновляла горячая вражда к крепостному праву и ко всем его порождениям. Однако его творчество было сковано преследованиями царизма. Поэтому в январе 1847 г., будучи уже сложившимся демократом, революционером и социалистом, А. И. Герцен уехал за границу. Значение деятельности Герцена для русского революционного движения глубоко проанализировано в работе «И. Ленина «Памяти Герцена». В. И. Ленин отмечал, что Герцен сыграл «…великую роль в подготовке русской революции».

Зачинателем революционно-демократического движения в России являлся В. Г. Белинский, оказавший могущественное влияние на общественное движение 40-х годов. В. И. Ленин называл его «предшественником полного- вытеснения дворян разночинцами в нашем освободительном движении».

После исключения из университета Белинский все цело посвятил себя литературной деятельности. С 1833 г. он выступил как литературный критик и публицист, сотрудничая сначала в московских, а с 1839 г. — в петербургских журналах.

Белинский прошел трудный и сложный путь развития. Уже в 30-е годы он являлся убежденным революционным просветителем. Однако Белинский тогда еще верил в возможность мирного преобразования крепостной России, выступал за развитие просвещения, за распространение нравственности. В конце 30-х годов под влиянием идеалистической философии Гегеля он пришел даже к ошибочному выводу о необходимости «примирения» с российской действительностью, с самодержавием и крепостным правом. Однако уже в 1840 г. он понял свою ошибку. «Проклинаю мое гнусное стремление к примирению с гнусной действительностью», — писал Белинский. Отказавшись от «насильственного примирения с действительностью», он окончательно перешел к революционному демократизму и утопическому социализму.

В 40-е годы в полную силу развернулась деятельность Белинского как революционера-демократа. Понимая, что существующий строй является тормозом на пути прогрессивного развития страны, Белинский требовал уничтожения самодержавия и крепостничества. Влияние его на русское общество, особенно на молодежь, было очень велико. Имя Белинского в 40-е годы стало знаменем освободительного движения в России-

Белинский сыграл большую роль в теоретической разработке основ революционно-демократического мировоззрения. В 1847 г. появилось его крупнейшее бес цензурное произведение — «Письмо к Гоголю» в ответ на опубликованную Гоголем в 1846 г. реакционную книгу «Выбранные места из переписки с друзьями», в которой писатель выступал за сохранение самодержавия и крепостного права. Белинский гневно разоблачал в нем официальную идеологию николаевской реакции, опровергал ошибочные взгляды Гоголя и подверг беспощадной критике всю социально-политическую систему самодержавно-крепостной России, называя ее «ужасным зрелищем страны, где люди торгуют людьми». К числу «самых живых, современных национальных вопросов» России Белинский относил уничтожение крепостного правд. «Письмо к Гоголю», являвшееся политическим завещанием Белинского, стало своеобразным манифестом революционной демократии. Оно в тысячах рукописных экземпляров разошлось по всей России.

Деятельность Белинского и Герцена имела огромное значение для формирования революционно-демократической идеологии и развития революционного движения в России. В. И. Ленин называл Герцена и Белинского предшественниками русской социал-демократии.

Выдающуюся роль в идейной борьбе 40-х годов сыграли журналы «Отечественные записки» и «Современник», выходившие в Петербурге. Оба журнала, в которых главную роль играл В. Г. Белинский, стояли в то время на революционно-демократических позициях.

 

Источник—

Артемов, Н.Е. История СССР: Учебник для студентов ин-тов И90 культуры. В 2-х частях. Ч. 1/ Н.Е. Артемов [и д.р.]. – М.: Высшая школа, 1982.-  512 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью