Попытки возобновления деятельности Второй Камчатской экспедиции

8 июня 1753 г. П. И. Шувалов поднял в Сенате вопрос о необходимости продолжить «бывшую Камчатскую экспедицию», от которой «оказался и великий капитал в одних бобрах с Берингова о-ва получен». Сенат поручил сибирскому губернатору В. А. Мятлеву «стараться о способнейших перед прежним провозах и прочих потребностях к той экспедиции, дабы через оное к бессмертной… славе и пользе империи действо произвести и более о неизвестных сторонах открытность получить, а от обретенных пользоваться» (Сенатский архив, 1901, стр. 93 — 95).

Последовавшие мероприятия по возобновлению деятельности Второй Камчатской экспедиции имели мало общего с тем, что предпринималось в 1733—1743 гг., и не дали существенных результатов.

В конце 1753 г., по представлению В. А. Мятлева, Сенат утвердил проект строительства судов в районе слияния Ингоды и Аргуни. Одним из мотивов этого решения опять-таки было желание наладить снабжение хлебом населения острогов на восточных берегах Тихого океана, перевозя (при согласии Китая) грузы по Амуру и далее по морю. Кроме того, имелось в виду удобство снаряжения из этого района морских экспедиций для поисков неизвестных земель. В дальнейшем предполагалась постройка верфи и крепости у устья Амура, откуда и должны были совершаться плавания.

Постройка первых двух судов была поручена Ф. И. Соймонову. Участие в возобновлении деятельности Второй Камчатской экспедиции было первой порученной ему правительством работой, после того как он был реабилитирован.

В распоряжение В. А. Мятлева передавались четыре офицера геодезии, оставшиеся в Сибири офицеры и служители Второй Камчатской экспедиции, а также пленные японцы в качестве переводчиков. Адмиралтейств-коллегия должна была направить в Иркутск людей, необходимых для постройки судов (Сенатский архив, 1901, стр. 206—215).

Все дело держалось в строгом секрете. Ф. И. Соймонов, назначенный «экилажмейстером», выехал в 1754 г. из Тобольска в Нерчинск, куда прибыл во главе команды из 51 человека, в которую входили и двое его сыновей. По пути он организовал в Иркутске и в Нерчинске две навигационные школы. Приехав в Нерчинск, Ф. И. Соймонов сделал опись и промеры р. Шилки и ее устья, а также устья Аргуни и выяснил, в каких районах возможно хлебопашество. Результаты этих исследований были направлены в Сенат (Берх, 1833, стр. 151—152). Грузовые суда были заложены в устье р. Перчи.

Но этим мероприятиям не суждено было развиться, так как в 1757 г. китайский богдыхан не разрешил русским плавать по Амуру, протекавшему, начиная от р. Горбицы, по территории Китая (Бантыш-Каменский, 1882, стр. 278). В связи с этим указом от 17 июня 1765 г. было предложено «учрежденную Тобольскую секретную комиссию уничтожить», а лиц, участвовавших в ее работах, использовать по усмотрению тобольского губернатора (Сгибнев, 1870, стр. 78—79).

 

Источник—

Греков, В.И. Очерки из истории русских географических исследований в 1725-1765 гг./ В.И. Греков.- М.: Издательство академии наук СССР, 1960.- 425 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
Adblock
detector