Юрий Федорович Лисянский

Отечественные физико-географы.

(1773 — 1837)

 

Юрий Федорович Лисянский

 

В истории русского флота и географической науки имя Ю. Ф. Лисянского связано с первым русским путешествием вокруг света, организатором и руководителем которого он являлся наряду с И. Ф. Крузенштерном. Удачное завершение первого кругосветного плавания способствовало установлению регулярных экономических и политических связей со странами Востока, и прежде всего с русскими поселениями на северо-западных берегах Америки.

Ю. Ф. Лисянский родился 2 августа 1773 г. в г. Нежине. В 1783 г. Лисянский поступил в Морской корпус. С производством в 1786 г. в гардемарины, для Лисянского начинается новая жизнь — жизнь на море: он участвует в первом плавании на Балтике на учебном судне, а в 1788 году в связи с военными событиями (войнами с Турцией и Швецией) Лисянский досрочно, до окончания корпуса, был направлен на эскадру адмирала Грейга, действовавшего на Балтике. На фрегате «Подражислав» он принимал участие в морских сражениях при Гогланде, Эланде, Ревеле. С 1790 по 1793 г. Лисянский служил в Балтийском флоте. В конце 1793 Г., уже в чине лейтенанта, Лисянский был направлен в числе лучших флотских офицеров в Англию для окончания обучения и приобретения практических навыков. Семь лет службы в английском флоте были для Лисянского прекрасной практической школой. За это время Лисянский совершил ряд дальних плаваний: с 1794 по 1796 г. он плавал на фрегате «Луазо» у берегов Северной Америки, участвовал в военных операциях против французов, совершил плавание в Вест-Индию (побывав на островах Антигуа и Нерис). В этот же период Лисянский путешествовал по Северо-Американским Соединенным Штатам — побывал в Филадельфии, Бостоне и Нью-Йорке, осмотрел коммерческие порты, верфи, доки и ряд промышленных предприятий, познакомился также с политическими деятелями Америки и был лично принят президентом Джорджем Вашингтоном.

С 1797 то 1799 г. Лисянский плавал на английских военных кораблях «Резонабл» и «Септр» в Индию. Во время этого плавания Лисянский сделал подробное описание острова Св. Елены, отметив его вулканическое происхождение; в Южной Африке он ознакомился с бытом голландских колонистов, собирал коллекции местной флоры и раковин, в Индии он наглядно увидел результаты колониальной политики англичан. Во всех своих путешествиях Лисянский не довольствовался поверхностными «туристскими» наблюдениями, в нем уже ярко сказывался пытливый ум серьезного исследователя.

В 1800 г., после семилетнего пребывания в заграничных плаваниях, Лисянский в чине капитан-лейтенанта вернулся на родину — в Кронштадт, обогащенный большим опытом и знаниями в области навигации, метеорологии, морской астрономии, а также в морской тактике; значительно пополнились его знания и в области естественных наук.

В 1803 — 1806 гг. Лисянский совершил свое замечательное кругосветное плавание, это было первое русское путешествие вокруг света.

Начальником экспедиции, для которой было решено снарядить два корабля, был назначен Крузенштерн, а его помощником — Лисянский. Вся подготовка экспедиции — покупка судов и научного оборудования, провизии и одежды, подбора команды и офицерского состава, — вся организационная работа по экспедиции была Лисянским умело выполнена.

На корабль «Нева», которым командовал Лисянский, было возложено 1) доставить факториям Русской Америки продовольственные и другие товары, 2) обследовать положение русско-американских колоний, 3) доставить оттуда партию пушнины в Кантон.

26 июля 1803 г. «Надежда» и «Нева» вышли в море. Кораблям в этом плавании предстояло пройти из Кронштадта по Северному морю к берегам Великобритании, оттуда в Атлантический океан к берегам Южной Америки; далее по Тихому океану до острова Кадьяк и Аляски, причем последний отрезок пути, от Гавайских островов до Кадьяка, «Нева» должна была совершать самостоятельно. Местом встречи кораблей на обратном пути был выбран китайский порт Кантон, откуда оба судна вместе должны были возвращаться на родину по маршруту: Индонезия — Индийский океан — мыс Доброй Надежды — Атлантический океан — Европа. Таким образом, небольшим ярусным кораблям предстояло пересечь три океана, посетить мало изученные острова и прибрежные воды, где мореплаватели могли встретить ряд опасностей.

Все это нужно было совершить с командами, не имевшими опыта дальних плаваний, ибо русские корабли до того не плавали южнее северного тропика. И все это было успешно преодолено благодаря мужеству и отваге команд, знаниям, большому морскому опыту и навигационному искусству командиров Крузенштерна и Лисянского. Только один раз «Нева» села на коралловый риф в том месте, где по картам его нельзя было ожидать.

На протяжении всего путешествия Лисянский вел разнообразные наблюдения: он производил астрономические определения широт и долгот посещенных пунктов. Лисянский вел наблюдения и над морскими течениями, при этом он не только исправил неточности в описаниях течений, составленных Куком, Ванкувером и другими западноевропейскими учеными, но совместно с Крузенштерном открыл неизвестные тогда межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах. В описании своего путешествия Лисянский дал ряд практических указаний о наиболее удобных гаванях, возможных опасностях на пути и т. п.; произвел детальное описание береговой линии посещенных им побережий и съемку островов (Кадьяк и других) у побережья Аляски. В Аляскинском заливе было открыто два острова — Чичагова и Круза. Кроме того, в западной группе Гавайских островов Лисянским был открыт небольшой коралловый остров, названный, по настоянию команды «Невы», островом Лисянского. Открытие острова имело не только научное, но и практическое значение: лежащий посреди отмелей и коралловых рифов остров представлял немалую опасность для кораблей.

Во время путешествий Лисянский составил всестороннее географическое описание островов Тенерифа, Св. Екатерины, Пасхи, Маркизовых, Вашингтоновых, Гавайских, Кадьяка и Ситкинских, собрал богатые коллекции и обширный материал по этнографии (нравам, обычаям, языкам, хозяйству, условиям труда, религиозным верованиям) различных племен и народностей тихоокеанских земель.

На основании собранного материала Лисянским был состав лен и издан физико-географический атлас. Кроме научных наблюдений, Лисянский полностью выполнил и задачи, возложенные на него Русско-американской компанией.

Научные результаты экспедиции были весьма значительны, велико было и ее политическое значение: впервые русские корабли обошли вокруг света, проникнув в самые отдаленные от Америки страны Тихого океана — в Японию и Китай. В прославлении русского флота сыграл видную роль и самый факт безостановочного перехода «Невы» из Южного Китая в Великобританию, совершенный в 142 дня без повреждений и потерь: этот переход показал всему миру высокие качества русских моряков. До сих пор этот длительный переход является образцом искусства дальнего мореплавания и говорит о том, что Лисянский был, без сомнения, одним из лучших морских офицеров русского флота того времени.

После окончания кругосветного плавания Лисянский был произведен в капитаны 2-го ранга и награжден медалью, специально выбитой в честь первого русского плавания вокруг света.

С 1803 по 1808 г. Лисянский служил во флоте на Балтийском море. В 1809 г. в чине капитана 1-го ранга он вышел в отставку.

В 1812 г. Лисянский издал на собственный счет описание своего трехлетнего кругосветного плавания под названием «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 гг. на корабле «Нева»; в 1814 г. он сам перевел его на английский язык.

Эта книга рисует автора не только как выдающегося специалиста в области морского дела, прекрасно владевшего математикой, астрономией, навигацией и рядом других морских наук, но и как пытливого исследователя, обладавшего большим запасом географических знаний; об этом свидетельствуют и составленные им во время путешествия разносторонние географические описания посещенных мест, изданный им атлас и др.

Лисянский скончался 26 февраля 1837 г.

Именем Лисянского назван остров в группе Гавайских островов в Тихом океане, полуостров на побережье Охотского моря и гора на Сахалине.

Библиографию сочинений Ю. Ф. Лисянского и о нем см. в очерке об И. Ф. Крузенштерне в настоящем томе.

 

Источник—

Отечественные физико-географы и путешественники. [Очерки]. Под ред. Н. Н. Баранского [и др.] М., Учпедгиз, 1959.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
Adblock
detector