Региональная политика развития в области продовольствия, проводимая Общим рынком

С возникновения Общего рынка всегда существовала необходимость оказания помощи отсталым регионам. Для решения связанных с этим проблем был создан европейский фонд регионального развития (ЕФРР). Его главная задача состояла в «излечении» наболевших проблем, связанных с развитием городов и сел: приходящие в упадок сельскохозяйственные районы с состарившимся и малочисленным населением, индустриальные районы, в которых вымерла традиционная промышленность и ее место заняли безработица и нищета; перенаселенные города с устаревшим городским ядром.

До конца 1977 г. ЕФРР ассигновал 1,6 млрд. долл. на нужды отдельных сельскохозяйственных районов, начиная с пострадавших от засухи южных провинций Италии и кончая заболоченными районами Ирландии.

Однако экономический кризис показал неэффективность этой помощи. Различия между отдельными регионами не уменьшаются, а, наоборот, все больше увеличиваются. Различия в доходах вместо соотношения 5:1 стали 6:1. Вполне естественно, что больше всего региональных проблем в тех странах (Италия, Англия и Ирландия), которые и сами борются с большим количеством всевозможных трудностей. Круг замкнулся: региональные проблемы задерживают общее развитие, а из-за проблем общего характера трудно решить региональные проблемы.

Весь процесс упадка, разумеется, больнее всего бьет по самым слабым. Тем не менее специалисты считают, что Общий рынок стремится уберечь от упадка свои традиционные промышленные тылы, а не облегчить участь заброшенных, слаборазвитых окраин.

В течение первых трех лет Италия получила 40 % общего объема ассигнованных средств, Великобритания — 28, Франция — 15, ФРГ — 6,4 и Ирландия — 6 %. При этом Южная Италия, Ирландия, Гренландия и заморские территории Франции получили в целом 55 % общего размера фонда, хотя 26-миллионное население этих территорий составляет лишь 10 % численности населения всего Сообщества. Каждая из стран —  членов Общего рынка получила свою долю из фонда, и распределение происходило строго по странам. До тех пор, пока страны Общего рынка не объединятся в экономической и финансовой областях, не может и быть иной возможности распределения. Поскольку правительства сами решают, на какие нужды использовать помощь из общего фонда, она, естественно, используется в самых различных целях.

Фонд способствует финансированию проектов в тех отраслях промышленности и сферы услуг, в которых создаются новые рабочие места, и гарантирует существование созданных рабочих мест. Масштабы помощи зависят от количества создаваемых заново рабочих мест и, как правило, покрывают около 20 % капитальных вложений. Средства фонда содействуют сооружению инфраструктурных объектов в удаленных сельскохозяйственных районах и районах, связанных с развитием промышленности. Эта помощь может достигать 30 % стоимости капитальных вложений.

В фонд ежегодно вносится 700 млн. долл. В соответствии с Уставом фонда из этих средств в распоряжение Брюссельской комиссии предоставляется 120 млн. долл., которые могут быть использованы на осуществление проектов развития сверх средств, распределяемых между странами на основе установленных квот.

Европейский фонд регионального развития является лишь одним из тех органов, которые непосредственно или косвенно помогают отсталым районам. До конца 1976 г. было распределено более 12 млрд. долл. (в текущих ценах) на различные цели развития. Большую часть этой суммы (7,2 млрд. долл.) предоставил Европейский Инвестиционный Банк в форме выпущенных займов. Однако деятельность Банка не зависит от комиссии, и он предоставляет кредиты только под коммерческие проценты и надежные гарантии. В 1977 г. Банк предоставил заем в размере 1,9 млрд. долл., 1/3 которого получила Великобритания, и главным заемщиком была фирма «Бритиш Стил Корпорейшн».

Число безработных в странах Общего рынка в наши дни перевалило за 10 млн., но из-за демографического взрыва, наблюдавшегося в 60-е годы, до 1985 г. в этих странах потребуется создать еще 9 млн. новых рабочих мест.

Та доля фонда, которую Комиссия может использовать по своему усмотрению, будет использована ею для помощи районам, оказавшимся в бедственном положении ввиду ухудшения общей экономической ситуации, а также в целях компенсации ущерба, возникшего в результате политики, проводимой Комиссией.

Отсталость в деревне выдвигает сложные проблемы. За два истекших десятилетия в сельском хозяйстве стран Общего рынка численность занятых сократилась наполовину, что составляет около 10 млн. человек. В отсталых районах сельскохозяйственное производство осуществляется в мелких хозяйствах, основывается на предпринимательстве, не располагающем капиталами и неспособном прокормить даже одну семью. Трудоспособная молодежь покидает села, чтобы устроиться где-нибудь на заводах. В деревнях остаются старики, из всех работников в сельском хозяйстве отсталых районов — люди старше 55 лет. Эти области, главным образом Южная Италия, Юго-Восточная и Западная Франция, а также Западная Ирландия, с трудом находят средства для несельскохозяйственных капиталовложений. Здесь слишком много дел: нужно создавать рабочие места для закрепления населения, строить дороги, подводить воду для орошения, строить школы, больницы и большое число пожилых фермеров материально заинтересовать в том, чтобы они продали свои земли молодым людям, готовым трудиться на них с применением новых методов обработки.

Краткое ознакомление с господствующими в Западной Европе аграрными отношениями и существующими в этой сфере противоречиями позволяет сделать вывод о том, что ситуация, сложившаяся в сельском хозяйстве западноевропейских стран, существенно влияет на продовольственное положение во всем мире, а также на производство продовольствия в развивающихся странах.

Ясно, например, что система протекционизма, таможенных пошлин и налогов, применяемая ЕЭС в отношении товаров сельскохозяйственного происхождения, мягко выражаясь, не способствует развитию экспорта из развивающихся стран в страны Сообщества. Соглашения, заключенные в последние годы между странами Общего рынка и развивающимися странами, главным образом африканскими, предусматривают некоторые облегчения в отношении экспорта из развивающихся стран, подписавших соглашения, однако это не меняет существа дела.

В случае изменения структуры землевладения в странах Западной Европы, создания крупных сельскохозяйственных предприятий, соответствующих по масштабам требованиям современного научно-технического уровня, сельское хозяйство западноевропейских стран могло бы производить значительно больше продовольствия, чем производит. Если дополнительные товарные фонды продовольствия не лежали бы на складах ради сохранения высокого уровня цен, а использовались в интересах помощи развивающимся странам, то на современном этапе многие миллионы людей были бы избавлены от голодной смерти и полуголодного прозябания.

Наконец, следует упомянуть, что позиция Сообщества на различных международных торговых переговорах может быть названа как угодно, только не конструктивной с точки зрения развивающихся стран. Факты показывают, что ЕЭС готово подписать то или иное соглашение по товарам сельскохозяйственного происхождения только в том случае, если оно выгодно странам девятки. Часто складывается такая ситуация, что выгодные с точки зрения развивающихся стран торговые соглашения вследствие возражений Общего рынка не заключаются или заключаются не так, как этого желали бы развивающиеся страны.

По материалам книги "Мировая продовольственная проблема", 1979 г.

 

Источник—

Шаркань П. Мировая продовольственная проблема: Сокр. пер. с венгр./Науч. Ред. В. В. Милосердов.- М.: Экономика, 1982.- 216 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью