big-archive.ru

Большой информационный архив

                       

Отто Юльевич Шмидт

(1891 — 1956)

 

Отто Юльевич Шмидт

 

О. Ю. Шмидт принадлежал к числу наиболее выдающихся деятелей науки и культуры нашего времени. Это был ученый-энциклопедист, имя которого одинаково хорошо известно и математикам, и геофизикам, и астрономам, и географам.

Деятельность О. Ю. Шмид та как географа и путешественника связана главным образом с его работами по изучению полярных стран. Сочетая в себе качества выдающегося ученого и крупного государственного деятеля, О. Ю. Шмидт по справедливости оказался во главе тех замечательных, составивших целую эпоху дел, которые в 1928 — 1940 годах осуществили советские моряки, ученые и летчики, исследуя и осваивая полярные пространства нашего государства.

О. Ю. Шмидт родился в г. Могилеве. Окончив с золотой медалью Киевскую классическую гимназию, он поступает в 1909 г. на физико-математический факультет Киевского университета. По окончании университета Шмидт был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В течение 1915 — 1916 гг. он сдает магистерские экзамены, получает звание приват-доцента и в 1917 г. начинает чтение лекций в Киевском университете.

После победы Октябрьской революции Шмидт отдает все свои силы делу строительства нового, социалистического государства. В 1918 г. он вступил в Коммунистическую партию. В том же году О. Ю. Шмидт избирается членом коллегии Наркомпрода и последующие 10 лет ведет огромную напряженную государственную работу. В течение этого периода Шмидт являлся членом коллегии Наркомпроса (1920 — 1921 и с 1924 — 1930), заместителем председателя Государственного Ученого совета (1920 — 1928), заведующим Главпрофобром (1920 — 1921), членом коллегии Наркомфина (1921 — 1922), заведующим Госиздатом (1921—1924), членом президиума Госплана (1929 — 1931), заместителем начальника Центрального статистического управления (1928 — 1929), членом президиума Коммунистической академии и заведующим секцией естественных наук академии (1925 — 1930) и др.

В 1921 — 1924 гг., когда О. Ю. Шмидт руководил работой Госиздата, было возобновлено издание в нашей стране научных журналов. В 1924 г. по его инициативе и при самом непосредственном его участии была организована Большая Советская Энциклопедия. В течение семнадцати лет он являлся бессменным ее руководителем и главным редактором.

Свою деятельность в энциклопедии, которая сама по себе могла бы служить украшением целой жизни, О. Ю. Шмидт совмещал с большой работой во многих государственных органах, успешной работой в науке и преподавательской деятельностью. Он являлся профессором Московского лесотехнического института (1920 — 1923), профессором 2-го Московского университета (1924 — 1928), профессором и заведующим кафедрой алгебры 1-го Московского университета (1929 — 1948), профессором Московского университета (1949 — 1951), заведующим геофизическим отделением физического факультета Московского университета (1951 — 1956).

В 1928 г. Шмидт принимает участие в первой советско-германской Памирской экспедиции в качестве руководителя альпинистской группы. В результате работ экспедиции был обследован и нанесен на карту самый большой в Советском Союзе ледник Федченко, открыты верховья рек Ванч и Язгулём, совершены два восхождения (оба с участием О. Ю. Шмидта) на высоту 6000 м.

В 1929 г. начинается новый этап в жизни и деятельности О. Ю. Шмидта. Вернувшись с Памира, он направляется в Арктику в качестве руководителя большой советской экспедиции на ледокольном пароходе «Г. Седов». Основной задачей экспедиции являлось закрепление за Советским Союзом архипелага Земли Франца-Иосифа путем организации здесь постоянно действующей геофизической обсерватории.

21 июля 1929 г. «Г. Седов» вышел из Архангельска и спустя восемь дней — 29 июля подошел к южному берегу острова Гукера. В соответствии с декретом правительства от 15 апреля 1926 г., согласно которому Земля Франца-Иосифа объявлялась входящей во владения Советского Союза, на острове Гукера был водружен советский флаг. Местом для строительства обсерватории была выбрана бухта Тихая. Через месяц полярная геофизическая обсерватория в бухте Тихой, являвшаяся тогда самой северной в мире, вступила в строй. Во время строительных работ «Г. Седов» совершил плавание в северную часть архипелага, прошел через Британский канал и, следуя мимо острова Рудольфа далее на север, достиг широты 82° 14'. Это была первая весьма успешная по своим результатам попытка советских исследователей проникнуть на ледоколе в собственно океаническую область Арктического бассейна.

В следующем, 1930 г. Отто Юльевич вновь возглавляет арктическую экспедицию на том же ледокольном пароходе «Г. Седов». На этот раз районом работ экспедиции была почти совершенно тогда еще не исследованная северная половина Карского моря. Посетив Землю Франца-Иосифа, где была произведена смена зимовщиков обсерватории в бухте Тихой, «Г. Седов» на правился к Новой Земле, вошел в начале августа в Русскую Гавань, принял здесь добавочный запас угля и затем, обогнув мыс Желания, взял курс на северо-восток, где, по предположению В. Ю. Визе, должна была существовать еще неизвестная земля.

13 августа эта земля, теоретически открытая шесть лет на зад за письменным столом, была открыта фактически. Ее назвали островом Визе. Следуя от этого острова на восток, экспедиция открыла острова Исаченко, Воронина, Длинный, Домашний; открыла западные берега Северной Земли и высадила на острове Домашнем Североземельскую экспедицию в составе Г. А. Ушакова, Н. Г. Урванцева, В. В. Ходова и С. П. Журавлева.

На заключительном этапе работ экспедиция открыла еще один остров, который был назван в честь начальника экспедиции островом Шмидта.

По возвращении из экспедиции, осенью того же 1930 г., Шмидт был назначен директором Всесоюзного арктического института. Это назначение не было случайным. Исследовательские работы на севере с каждым годом все более и более расширялись.

В 1932 — 1933 гг. проводился, как известно, 2-й Международный полярный год. Масштаб научно-исследовательских работ, произведенных в 1932 г. в Советской Арктике, сразу же выдвинул Советский Союз на первое место среди других государств.

В этом году Всесоюзный арктический институт открыл самую северную в мире полярную станцию на острове Рудольфа, станции на мысе Желания, мысе Челюскина, острове Котельном, мысе Северном и др.

Советские морские экспедиции 2-го Международного полярного года охватили своими исследованиями почти все моря Советской Арктики. В том же году Североземельская экспедиция Арктического института закончила большую работу по изучению совершен но еще неисследованного архипелага Северной Земли.

Научно-исследовательские работы, организованные в Арктике в 1932 г., рассматривались Советским Союзом, в противоположность другим государствам — участникам 2-го Международного полярного года, не как временное мероприятие, проводимое раз в 50 лет, а как этап дальнейшего, еще более широкого и систематического изучения Арктики. Среди мероприятий 2-го Международного полярного го да наиболее видное место принадлежало экспедиции на «Сибирякове», которая ставила

 

Плавания В. Ю. Визе и О. Ю. Шмидта по Северному морскому пути и экспедиция на Северный полюс

 

перед собой задачу пройти весь Северный морской путь в одну навигацию.

План этой экспедиции был выдвинут и разработан Всесоюзным арктическим институтом. Вспоминая о подготовке к этой экспедиции, выдающийся полярный исследователь В. Ю. Визе писал, что еще в 1930 г., плавая на «Г. Седове» совместно с О. Ю. Шмидтом, «...мы неоднократно беседовали по вопросу о северо-восточном проходе... Здесь на борту «Седова» мы впервые конкретно поставили вопрос о необходимости коренного пересмотра проблемы практического использования Северного морского пути».

Благодаря энергичной деятельности О. Ю. Шмидта план Арктического института был одобрен правительством, и 28 июля 1932 г. «Сибиряков» вышел из Архангельска в свой знаменитый поход. Руководство экспедицией было поручено О. Ю. Шмидту. Научную часть возглавил В. Ю. Визе; капитаном «Сибирякова» шел в этом рейсе В. И. Воронин.

На пути от острова Диксон к Северной Земле экспедиция открыла остров Сидорова. Далее на восток «Сибиряков» пошел не через пролив Вилькищкого или Шокальского, как намечалось по плану, а в обход Северной Земли. Ни до «Сибирякова», ни последнего ни один корабль не ходил этим путем. Море Лаптевых и Восточно-Сибирское были пройдены без особых затруднений. Наиболее тяжелые льды экспедиция встретила на последнем участке своего пути — у Чукотского побережья. Но и они были успешно преодолены, и 1 октября 1932 г. «Сибиряков» вышел на чистую воду Берингова пролива. Северный морской путь впервые в истории был пройден в течение одной навигации.

О подвиге сибиряковцев заговорил весь мир. И это понятно. Установление возможности сквозного плавания по Северному морскому пути было для нашей страны событием огромного значения. Эксплуатация этого пути создавала исключительно благоприятные условия для экономического освоения природных богатств севера Сибири и открывала возможность морского сообщения между Европейской частью Союза и Дальним Востоком по наикратчайшему пути, целиком пролегающему в отечественных водах.

После доклада О. Ю. Шмидта правительству об итогах экспедиции на «Сибирякове» Совет Народных Комиссаров СССР вынес в конце 1932 г. постановление о создании Главного управления Северного морского пути. Перед этим управлением ставилась задача «проложить окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути». Начальником Главсевморпути был назначен О. Ю. Шмидт.

Чтобы показать, сколь энергично, с каким размахом и с каким глубоким пониманием дела осуществлял О. Ю. Шмидт руководство совершенно новой и столь сложной организацией, какой являлось тогда Главсевморпути, приведем несколько фактов.

С 1933 по 1937 г., т. е. за пять лет, ассигнования Главсевмор пути возросли с 40 миллионов до 1,5 миллиардов. Только за три года — с 1933 по 1935 г. — количество полярных гидрометеостанций и радиостанций возросло с 16 до 51. При Главсевморпути был создан свой ледокольный флот, своя полярная авиация.

Осуществляя огромную работу по общему руководству всеми звеньями Главсевморпути, О. Ю. Шмидт всегда принимал самое активное и непосредственное участие в решении ряда, как правило, наиболее сложных конкретных задач.

В 1933 г. О. Ю. Шмидт вновь отправляется в Арктику в качестве начальника экспедиции на пароходе «Челюскин». Основная задача этой экспедиции заключалась в том, чтобы проверить возможность плавания по Северной морской трассе, на корабле не ледокольного класса.

В конце своего пути, когда до Берингова пролива оставалось пройти не более 40 — 50 миль, «Челюскин» попал в вынужденный дрейф, затем был раздавлен льдами и затонул. Экипаж корабля и личный состав экспедиции высадились на дрейфующий лед.

С формальной точки зрения поход «Челюскина» закончился неудачно. Но стойкость и организованность, которые были проявлены в знаменитом, вошедшем в историю, лагере Шмидта, показали всему миру, на что способны люди социалистического государства, объединенные благородным стремлением поста вить непокорную стихию на службу своему народу.

Гибель «Челюскина» не только не остановила работ по освоению Северного морского пути, но, наоборот, способствовала дальнейшему более правильному и целеустремленному их раз витию. Особое внимание было уделено расширению научно-исследовательских работ. Известно, что в течение первых 15 лет существования Советской власти научные работы в Арктике проводились главным образом в плане общегеографического ее изучения в целях познания основных особенностей водных пространств, климата, геологического строения и животного мира.

Большое внимание в эти годы было уделено уточнению географической карты Арктики и особенно уточнению береговой черты тех районов, вблизи которых пролегала морская трасса. Что же касается Центральной Арктики, то вплоть до 30-х годов текущего столетия наши сведения о природе этой области были крайне ограничены. Они базировались почти исключительно на результатах наблюдений, выполненных Ф. Нансеном во время его знаменитого дрейфа на «Фраме». Все последующие экспедиции и ряд полетов к Северному полюсу на самолетах и дирижаблях, организованные зарубежными странами, ничего существенно нового не внесли. Однако наблюдения Нансена далеко не освещали всех тех вопросов, решения которых настоятельно требовала практика арктического мореплавания.

Такие проблемы, как циркуляция атмосферы в Центральной Арктике, особенности движения водных масс, характер дрейфа льдов и многие другие оставались неясными. Перед арктической наукой встал вопрос об организации работ по изучению Центральной Арктики. Вопрос этот обсуждался учеными Арктического института начиная с 1929 года. В 1936 г. начальник Главсевморпути О. Ю. Шмидт представил в правительство проект изучения Центральной Арктики путем организации научной станции на дрейфующих льдах. Высадку станции предполагалось осуществить с помощью самолетов в районе Северного полюса.

Проект был одобрен правительством. Вскоре под начальством М. В. Водопьянова состоялся пробный полет двух самолетов в район работ экспедиции. Затем на острове Рудольфа была создана, база экспедиции, и 22 марта 1937 г. небывалая в истории исследования Арктики экспедиция на пяти тяжелых самолетах вылетела из Москвы на Северный полюс. Руководство воздушной экспедицией к Северному полюсу было поручено Отто Юльевичу Шмидту. Его ближайшими помощниками были М. И. Шевелев, М. В. Водопьянов и И. Д. Папанин.

21 мая флагманский самолет экспедиции совершил посадку на дрейфующий лед вблизи полюса. К 5 июня все снаряжение станции было переброшено с острова Рудольфа на полюс, и 6 июня 1937 г. дрейфующая полярная станция «Северный полюс», в состав которой входили И. Д. Папанин, П. П. Ширшов, Е. К. Федоров и Э. Т. Кренкель, была объявлена открытой. В тот же день самолеты покинули полюс, благополучно перелетели на остров Рудольфа и 25 июня с триумфом прибыли в Москву. Высадив научно-исследовательскую станцию на дрейфующих льдах, советская полюсная экспедиция явилась событием, которое ознаменовало собой новый этап в истории исследования Арктики — этап всестороннего и систематического ее изучения.

Полюсная экспедиция доказала также, что самолет может садиться на паковые льды Центральной Арктики без всякой предварительной их подготовки.

Оценивая это важное обстоятельство с точки зрения перспектив дальнейших исследований, Шмидт писал в 1937 г.: «Возможность самолета, как орудия исследования, значительно выше, чем предполагалось. Наряду с возможными повторными высадками на лед такой станции, как папанинская, на полюсе или в другом месте Центральной Арктики, можно будет широко применять временные посадки на лед для производства научных работ в течение нескольких дней или недель. Такая переносная обсерватория сможет в один сезон поработать в разных местах Арктики. Выгода этого метода состоит в том, что самолет можно послать в ту именно точку, изучение которой особенно нужно для данной конкретной научной задачи».

Именно этот метод, так ясно сформулированный О. Ю. Шмидтом в 1937 г., и явился основным методом при осуществлении тех больших работ по изучению Центральной Арктики, которые проводятся в последние годы советскими и американскими исследователями.

Из сказанного нетрудно видеть, что все важнейшие события в истории исследования и освоения Арктики в советский период связаны с именем О. Ю. Шмидта. Ряд географических объектов (остров в Карском море, мыс в Чукотском море) заслуженно носит его имя.

В последние годы своей жизни О. Ю. Шмидт создал новую теорию происхождения Земли.

Согласно теории О. Ю. Шмидта, планеты солнечной системы возникли в результате захвата солнцем первичного газово-пылевого облака и последующей эволюции этого облака под действием тяготения, теплового излучения и светового давления.

Теория О. Ю. Шмидта впервые объяснила с единой точки зрения все основные черты строения и закономерности движения планет солнечной системы. Она сблизила космогонию с науками о Земле. Выводы, вытекающие из теории О. Ю. Шмидта относительно возраста Земли, первично холодного ее состояния, относительно внутреннего строения Земли и т. д., подтверждаются фактами, расчетами и хорошо согласуются с теоретическими представлениями современной геофизики, геохимии и геологии.

Весь жизненный путь Отто Юльевича — это путь ученого и коммуниста, вся творческая деятельность которого была теснейшим образом связана с решением важнейших общегосударственных задач и в области экономики и в области культуры, с решением кардинальных проблем советской и мировой науки. Имя Отто Юльевича Шмидта широко известно ученым кругам всего мира. Его научная и государственная деятельность высоко оценена научной общественностью страны и Советским правительством. Он являлся депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва, был избран действительным членом Академии наук СССР и Украинской Академии наук, являлся первым вице-президентом АН СССР (1939 — 1942), почетным членом Географического общества СССР, почетным членом Московского математического общества и Московского общества испытателей природы, был удостоен высокого звания Героя Советского Союза и награжден шестью орденами, в том числе тремя орденами Ленина.

Это был замечательный ученый и человек, отдавший служению науке и родине всю свою жизнь, весь свой могучий талант.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

 

                       

  Рейтинг@Mail.ru    

Внимание! При копировании материалов ссылка на авторов книги обязательна.