Политика в области государственного управления во второй четверти

Вторая четверть XIX в. — время нарастания кризиса феодально-крепостнического строя. Одним из его проявлений было усиление реакционного курса в политике самодержавия.

После смерти Александра I в 1825 г. престол Российской империи занял Николай I, брат Александра.

Революционное движение в Европе в первой четверти XIX в., восстание декабристов вызвали сильнейшую правительственную реакцию, связанную с именем нового императора.

Николай I получил чисто военное домашнее воспитание и образование. С раннего детства он проявлял властолюбие, своенравие и грубость. Его деятельность до восшествия на престол ограничивалась командованием гвардейской дивизией, где он усердно занимался «подтягиванием» внешней дисциплины, упавшей после походов 1812 — 1814 гг. Эти занятия сделали из Николая I отличного армейца, сурового и педантичного, не разбиравшегося, однако, достаточно глубоко в военном деле и склонного военные формы правления переносить в гражданскую жизнь. Николай I был ярым реакционером, испытывавшим ненависть не только к революционным, но я к либеральным взглядам и видевшим в абсолютизме единственно возможную форму правления. Все это, при той роли, какую император играл в самодержавной России, в значительной мере определило формы и общее направление внутриполитической жизни страны.

После окончания следствия над декабристами 6 декабря 1826 г. создается Секретный комитет, открывший начало деятельности многочисленных учреждений, состоявших из лично известных и близких Николаю лиц. Действовали учреждения в обстановке полной секретности в силу крайне недоверчивого отношения Николая I к обществу.

Участвуя в следствии над декабристами, Николай I познакомился с их критикой в адрес крепостнической России. Понимая основательность этой критики, он считал небесполезным провести самые необходимые «починки» обветшавшего российского самодержавия исподволь, сверху, в условиях строгой дисциплины и соблюдения служебной иерархии.

Формально Комитет 6 декабря создавался для рас смотрения бумаг, оставшихся после смерти Александра I, фактически же на него возлагалась разработка необходимых мероприятий по устранению наиболее вопиющих язв русской государственной и общественной жизни страны при сохранении и укреплении принципов сословности, позиций дворянства и самодержавия. Однако даже те половинчатые меры, которые мог предложить крепостнически-реакционный состав Комитета, не были претворены в жизнь, и он незаметно был расформирован. Такая же судьба постигла и остальные 9 секретных комитетов, действовавших в 30 — 40-х годах.

Государственное управление второй четверти XIX в. характеризуется крайней централизацией и бюрократизацией. Император стремился поставить всю жизнь страны под свой контроль. В связи с этим разрастается «Собственная его императорского величества Канцелярия». Через нее проходили все государственные дела, которые Николай считал наиболее важными. В то же время Государственный совет и другие центральные Учреждения страны оттесняются на задний план.

Не доверяя чиновничеству, Николай стремился все видные административные и государственные должности замещать военными.

Важнейшую роль среди государственных учреждений играло III Отделение Собственной е. и. в. канцелярии, выполнявшее функции политического сыска. III Отделению были поручены наблюдение за иностранцами, раскольниками, местами ссылки и заключения, сбор сведений об эпидемиях, пожарах и других чрезвычайных происшествиях, дела о разбоях и фальшивомонетчиках, контроль за чиновниками, дабы те не допускали превышения власти, сбор сведений о случаях неповиновения властям; но самым главным был контроль за «направлением умов», т. е. за антикрепостническими и антисамодержавными настроениями общества. Функции этого учреждения, стоявшего вне закона и над законом, были чрезвычайно широки. В качестве исполнительного органа III Отделению был придан специально созданный отдельный корпус жандармов. Страна была разделена на жандармские округа, а в каждой губернии был назначен жандармский штаб-офицер с командой. Возглавил политический сыск генерал А. X. Бенкендорф.

Наведение строгого порядка в управлении страной было бы затруднительно без приведения в систему законодательства. За 180 лет, истекших со времени издания Соборного уложения 1649 г., было создано огромное количество законодательных актов, нередко противоречивых, оседавших в архивах и забывавшихся. Это создавало почву для колоссальных злоупотреблений, так как знающий чиновник всегда мог сослаться на какой-либо полузабытый закон. Вследствие этого II Отделению Канцелярии было, поручено собрать воедино все существующие законы. В 1832 г. под руководством М. М. Сперанского было закончено создание первого Полного Собрания Законов Российской империи по 1825 г. и начато второе Собрание, а в 1833 г. вышел четырнадцатитомный Свод законов, куда вошло действующее законодательство. Разумеется, это были законы крепостнического самодержавного государства, феодальные и антинародные по своей сути, но факт кодификации законодательства был сам по себе положительным: несколько сужалось поле для волокиты, взяточничества, казнокрадства и других злоупотреблении.

Источник—

Артемов, Н.Е. История СССР: Учебник для студентов ин-тов И90 культуры. В 2-х частях. Ч. 1/ Н.Е. Артемов [и д.р.]. – М.: Высшая школа, 1982.-  512 с.

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
Adblock
detector