Литература и общественная мысль

Середина и вторая половина XVIII в. дала многих ярких, самобытных писателей и мыслителей, сторонни ков просвещения. Для литературы того времени был характерен классицизм, служивший делу национального единства, отличавшийся гражданским пафосом, просветительными тенденциями, элементами реализма.

Человеком обширных познаний, знатоком европейских и древних языков, активным просветителем был Антиох Кантемир. Он перевел на русский язык и снабдил примечаниями книгу французского академика Фонтенеля «Разговоры о множестве миров», запрещенную Синодом за призыв «к безбожию», а также познакомил русских читателей с открытиями Коперника, Ньютона, Левенгука и др. В своих «Письмах о природе и человеке» Кантемир писал о безграничных возможностях человеческого разума. Память человека он называл «удиви тельной книгой», состоящей «из материи тонкой и нежной». Мир вечен и бесконечен, утверждал мыслитель, он существует независимо от сознания человека. По тому времени это были передовые философские взгляды. В. Г. Белинский называл Кантемира «первым светским поэтом на Руси». В своих ярких «сатирах» Кантемир высмеивал паразитизм и невежество дворян, лицемерие и стяжательство духовенства. Будучи русским послом в Англии, а затем во Франции, Кантемир поддерживал связи с передовыми людьми этих стран, перевел на русский язык труды французского просветителя Ш. Монтескье.

Мастерством, богатством и выразительностью языка отличались творения поэта Г. Р. Державина (1743 — 1816). Державин был «бичом вельмож», прославлял победы русского оружия, его произведения проникнуты глубоким патриотизмом.

Писатель-сатирик Д. И. Фонвизин (1744 — 1792) в комедии «Недоросль» обличал жестокость и невежество Дворян, а в своих стихах осмеивал церковников, которые «стараются обманывать народ» и «себе карманы набивают». Пороки крепостнического общества, произвол Царских чиновников заклеймил писатель В. В. Капнист («Ода на рабство», «Ябеда»). Я. Б. Княжнин в исторической трагедии «Вадим Новгородский» прославлял восстание республиканца Вадима против самодержавной власти князя. По приказу императрицы Екатерины II книга была в 1793 г. публично сожжена.

Национально-историческим сюжетам были посвящены произведения А. П. Сумарокова (трагедия «Дмитрий самозванец») и М. М. Хераскова (поэма «Россияда»). Для XVIII в. характерен интерес к историческим знаниям, история превращается в науку, освобождается от религиозного мировоззрения. Выдающиеся дворянские историки В. Н. Татищев, М. М. Щербатов, И. Н. Болтин внесли большой вклад в развитие отечественной исторической науки.

Писатели XVIII в. овладели всеми жанрами литературного творчества — создавали трагедии и комедии, басни и эпиграммы, романы и повести, оды и лирические стихи. Они подготовили новый подъем русской реалистической литературы в XIX в. Борьбу против иноземных захватчиков, любовь к родине, дружбу и братство народов нашей страны воспевали прекрасные поэты — в Грузии Давид Гурамишвили, в Азербайджане Молла Панах Вагиф, в Армении Саят Нова.

Во второй половине XVIII в. на общественную арену России впервые выступили борцы за свободу — просветители и революционеры. Они смело обличали язвы крепостничества и призывали к уничтожению существующих порядков во имя будущего. Наиболее ярким представителем русского просветительства XVIII в. был Н. И. Новиков (1744 — 1818). В сатирических журналах «Трутень» и «Живописец» писатель изобличал паразитизм дворянства, жестокость крепостного права, невежество и дикое самодурство помещиков («Недоума», «Безрассуда», «Худомысла»). Императрица Екатерина II поспешила закрыть журналы Новикова. Но он не сложил оружия, и, переехав из Петербурга в Москву, арендовал типографию Московского университета. За не сколько лет Новиков издал множество книг по всем отраслям знаний, художественных произведений русских и зарубежных авторов, основал первый в России детский журнал, познакомил русского читателя с творчеством Шекспира, Сервантеса, Бомарше. Особенно напугало Екатерину II издание произведений французских просветителей — Вольтера, Дидро, Руссо; в них она видела провозвестников французской революции, а в самом Новикове — опасного распространителя ее идей. В 1792г. Новиков был арестован и заточен в каземат Шлиссельбургской крепости. Только после смерти Екатерины И. Новиков был выпущен на свободу дряхлым и больным стариком.

А. Н. Радищев (1749 — 1802) — русский революционер-республиканец, горячий патриот и отважный бореи за свободу от крепостного гнета — родился в Москве.

Детские годы он провел в имении отца в Саратовской губернии, затем учился у преподавателей гимназии при Московском университете, окончил университет в Лейпциге. Радищев был всесторонне образованным человеком, большое влияние на него оказали труды французских просветителей и революционеров. После возвращения на родину, находясь на государственной службе, Радищев стал очевидцем вопиющих беззаконий, произвола и грабительства царских чиновников, жестокого и бесчеловечного обращения помещиков с крестьянами. «Я взглянул окрест меня, душа моя страданиями человечества уязвлена стала», — писал Радищев. Огромное впечатление произвела на него Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева, кровавая расправа царских властей с восставшими. Радищев пришел к выводу, что «самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние», что царизм — главный враг народа. Он написал оду «Вольность» с призывом к уничтожению самодержавия и установлению «собор ной» власти народа, т. е. республики. В 1790 г. Радищев издал знаменитую книгу «Путешествие из Петербурга в Москву». Страшные картины нищеты и бесправия крестьян, произвола чиновников и дворян тем более потрясли читателя, что они были правдивы и неопровержимы, убийственно разоблачали правительство Екатерины II, пытавшейся в глазах Европы представлять себя «просвещенной монархиней», заботящейся о «благе народа». Напуганная Французской революцией, царица увидела в книге Радищева «рассеивание заразы французской» и назвала автора «бунтовщиком хуже Пугачева». Книгу изъяли из обращения, Радищева арестовали и приговорили к смертной казни. Однако вскоре императрица проявила «милосердие» — Радищев был сослан в Сибирь. Только в 1801 г. ему было разрешено вернуться в Петербург. Но первый русский революционер-республиканец не сложил оружия. Он продолжал работу над рукописью «Путешествия», разрабатывал проекты законов, направленных на улучшение участи крестьян. Тогда ему пригрозили новой ссылкой. Не выдержав многолетней трав ли, Радищев покончил жизнь самоубийством.

«Путешествие из Петербурга в Москву», ода «Вольность» и другие произведения Радищева распространяясь в рукописных списках и оказали большое влияние а развитие передовой общественной мысли в России.

Факел революционной мысли, зажженный Радищевым, подхватили дворянские революционеры-декабристы. Идеи Радищева, пример его мужественной борьбы против царизма и крепостничества вдохновляли новые поколения русских революционеров. В. И. Ленин назвал Радищева «национальной гордостью» великороссов.

Пламенная проповедь Радищева явилась вершиной революционной мысли XVIII в., но «шатость» и «брожение умов» охватили многих передовых представителей русского общества. А. Я. Поленов резко критиковал крепостническую систему в целом, считая ее причиной бедствий крестьян. Я. П. Козельский считал восстания крестьян, «которые великими обидами утесняемы», справедливыми и говорил о том, что их «почесть можно за невиновных»; это было признание народной революции. Выступления Г. Коробьина и Я. Козельского в Уложенной комиссии были горячо поддержаны однодворцем Масловым, государственным крестьянином Чупровым и другими депутатами. Возросшая общественная активность была проявлением кризиса феодально-крепостнической системы.

 

Источник—

Артемов, Н.Е. История СССР: Учебник для студентов ин-тов И90 культуры. В 2-х частях. Ч. 1/ Н.Е. Артемов [и д.р.]. – М.: Высшая школа, 1982.-  512 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью