Наука и культура

Середина и вторая половина XVIII в. были временем дальнейшего развития русской науки, хотя крепостное право и самодержавие сильно мешали этому. Русские путешественники и мореплаватели, «Колумбы Российские», как называл их М. В. Ломоносов, изучали Сибирь, Дальний Восток, Арктику. Морская экспедиция во главе с В. Берингом и А. Чириковым прошла между Чукотским полуостровом и Аляской и открыла пролив, отделяющий Азию от Америки, обследовала острова Алеутской гряды и достигла берегов Северной Америки. В честь одного из руководителей экспедиции, Беринга, погибшего во время плавания, пролив и одно из морей были названы его именем. Путешественник и ученый С. П. Крашенинников изучил Камчатку и составил двух томное «Описание земли Камчатки»; это сочинение не потеряло значения до наших дней, оно переведено на многие иностранные языки. Великая Северная экспедиция положила начало изучению Арктики. Дмитрий и Харитон Лаптевы обследовали и нанесли на карту Северное побережье Азии от р. Лены до Хатанги, изучили Таймырский полуостров. В память первооткрывателей названо море Лаптевых. Во время этой экспедиции Семен Челюскин достиг самой северной точки материка Азии — мыса, названного его именем. Русские ученые и мореплаватели вписали славную страницу в историю великих географических открытий. Они побывали там, куда раньше не ступала нога европейца.

Русскую технику представляли талантливые изобретатели-самородки — выходцы из народа, которые стали образованными по своему времени инженерами. Советский металлург М. А. Павлов называл описание уральских заводов, составленное их строителем В. Генниным, настоящей «энциклопедией горного дела и металлургии» XVIII в. Знаменитый изобретатель и конструктор И. И. Ползунов, мастер одного из уральских заводов, в 1763 г. создал проект парового двигателя, который был построен через три года. По словам Ползунова, изобретая паровой двигатель, он стремился «облегчить труд по нас грядущим», «принести всенародную пользу». Уральский мастер К. Д. Фролов создал на алтайском руднике гидротехническую установку в виде системы водяных колес, с помощью которых производилась откачка воды и подача руды из шахты. Его сын Петр для перевозки руды построил конно-железную дорогу с чугунными рельсами. Изобретатель И. П. Кулибин, которого поэт Г. Р. Державин называл «Архимедом наших дней», изготовлял оригинальные приборы и инструменты, телескопы, микроскопы, барометры, изобрел семафорный телеграф и самодвижущийся речной корабль, названный им водоходом. Но царские власти пренебрегали открытиями отечественных изобретателей, многие из них жили и умирали в безвестности и нищете.

Талантливым горным инженером, строителем, географом и историком был В. Н. Татищев, автор пятитомной «Истории Российской» и других сочинений («Разговор о пользе наук и училищ», «Лексикон Российский»). Много сделал Татищев для изучения отечественной истории, составив интересные комментарии к открытым им впервые историческим памятникам — «Русской правде» и «Судебнику 1550 г.». Он собрал ценные сведения о народах Поволжья, Сибири и Южной России. Татищев проводил астрономические опыты, наблюдения над па дающими звездами (метеоритами), ископаемыми окаменелостями, лечебными свойствами кумыса и трав. Научные интересы его были необычайно широки, его по праву можно назвать русским «энциклопедистом». Подвергнутый гонениям властей и высшего духовенства, Татищев скончался под арестом в своем имении Болдино.

Целую эпоху в истории русской науки и культуры составила деятельность М. В. Ломоносова (1711 — 1765). Сын архангельского помора, Ломоносов в 19 лет пришел, пешком в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Годы учения прошли в нужде. Огромное трудолюбие и способности помогли Ломоносову преодолеть все трудности, овладеть знаниями и стать одним из выдающихся ученых XVIII в. Он закончил свое образование в Петербургской Академии наук и за границей. За четверть века своей деятельности профессора и члена петербургской Академии наук Ломоносов обогатил Русскую и мировую науку многими научными открытыми и трудами. Он был физиком и химиком, геологом и металлургом, историком и поэтом, придерживался передовых общественных и естественнонаучных взглядов. Ломоносов первый открыл и обосновал закон сохранения веществ и. движения. Он доказал, что тепло вые явления вызываются механическим движением атомов. В работе «О слоях земных» он правильно объяснил происхождение таких полезных ископаемых, как каменный уголь, торф и горючие сланцы. Ученый раз работал проект использования Великого Северного морского пути, указал на громадную роль Сибири в развитии производительных сил страны. Он изучал так же электрические явления в атмосфере, молнию и се верное сияние, и устроил «молниеотвод». Ломоносов наблюдениями впервые установил, что планета Венера окружена атмосферой. Вопреки библейскому учению о мироздании ученый доказывал, что мир (космос) бес пределен и что кроме Солнечной системы существует бесконечное множество других «миров». Поэтические строки «Открылась бездна, звезд полна. Звездам числа нет, бездне дна» —  это не только литературный шедевр, но и смелая по тому времени научная гипотеза.

Труды М. В: Ломоносова сыграли огромную роль в развитии русского литературного языка, он обогатил его многими научными терминами и понятиями. «Российская грамматика» Ломоносова явилась первой научной грамматикой русского языка. Стихотворения и оды Ломоносова воспевали победы русского оружия, в доступной форме распространяли научные знания, отличались глубоким содержанием и поэтическими достоинствами. Он смело выступал против антинаучных взглядов «норманистов» о создании русской государственности пришельцами-варягами и о будто бы «диком» состоянии древних славян. Взгляды Ломоносова были демократическими. Он требовал проявлять заботу о здоровье крестьян для «сохранения и размножения российского народа», глубоко верил в его талант, в грядущие успехи русской науки и культуры.

Осуществляя свою заветную мечту, Ломоносов создал проект первого в России университета с гимназиями для дворян и лиц недворянского происхождения. «В Университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды», — говорил великий русский ученый. В 1755 г. по этому проекту был открыт Московский университет. Первыми профессорами университета стали ученики Ломоносова. Московский университет быстро превратился в центр русской науки и передовой общественной мысли.

Советские историки связывают демократические взгляды и разностороннюю деятельность М. В. Ломоносова с прогрессивными явлениями в русской истории: с развитием капиталистического уклада, формированием русской нации, с зарождением просветительства.

Вторая половина XVIII в. была временем расцвета русского зодчества, живописи и скульптуры. Творения русских зодчих принадлежат к лучшим образцам миро вой архитектуры. Характерные черты русской архитектуры нашли выражение в творчестве В. И. Баженова (1737 — 1799). Баженов родился в бедной семье дьячка, учился в Петербургской академии художеств, изучал архитектуру в Париже и Риме. В Петербурге по его проектам был построен Михайловский замок, в Москве — дом Пашкова (старое здание Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина). Другом и сотрудником Баженова был зодчий М. Ф. Казаков (1738 — 1812). По его проектам были сооружены в Москве здание Сената (ныне здание правительства СССР в Кремле), Благородное собрание (ныне Дом Союзов), старое здание А1осковского университета, которое после пожара 1812 г. было перестроено зодчим Жилярди, Петровский дворец (ныне Военная академия им. Жуковского).

XVIII век был временем больших достижений светской живописи. Русские художники писали картины на героические сюжеты истории, сцены народной жизни, пейзажи, портреты. Особенно прославились своими портретами современников живописцы Ф. С. Рокотов, И. П. Аргунов, В. Л. Боровиковский, Д. Г. Левицкий. Картины этих художников представлены в Русском музее (Ленинград), в Третьяковской галерее (Москва), во многих местных музеях.

Одним из зачинателей русской национальной скульптуры был гениальный ваятель Ф. И. Шубин, создавший бюсты М. В. Ломоносова, полководца П. А. Румянцева и Др. Другой русский скульптор М. Козловский создал  композицию «Самсон, раздирающий пасть льва» — центральную фигуру Большого каскада фонтанов в Петергофе. К шедеврам мировой скульптуры принадлежит памятник Петру I в Петербурге («Медный всадник») — гениальное творение Э. М. Фальконе.

В России появился профессиональный публичный театр. Его основателем был великий русский актер и режиссер Ф. Г. Волков (ок. 1729 — 1763). В 1750 г. начались спектакли созданной им любительской труппы в Ярославле. С 1756 г. он руководил открытым в Петербурге «Российским для представления трагедий и комедий театром». Ф. Г. Волков впервые вывел на сцену «героев» комедии Фонвизина «Недоросль», положив начало реалистическим традициям русского театрального искусства.

XVIII век был временем зарождения национальной музыки. Творчество первых русских композиторов отличалось глубоким интересом к народной музыке. Возникла комическая и бытовая опера, были созданы скрипичные и фортепьянные произведения. Большим успехом пользовались оперы Е. И. Фомина (1761 — 1800) «Мельник, колдун, обманщик и сват», «Ямщики на подставе». Талантливый композитор и скрипач Иван Хандошкин был сыном крепостного крестьянина. Крепостные актеры играли на сценах дворянских театров, которых было много в России. Самым знаменитым из них был театр-дворец графа Н. П. Шереметева в Останкино (ныне Дворец-музей творчества крепостных). Это было лучшее театральное здание XVIII в., украшенное скульптурами, картинами, декоративной живописью; сцена театра имела подъемные механизмы и разборные декорации. Дворец был возведен крепостным архитектором П. И. Аргуновым. На сцене театра в Останкино шли оперы и балеты, драмы и комедии русских и иностранных авто ров. Среди актеров особенно прославились оперная певица П. И. Ковалева-Жемчугова и танцовщица Т. В. Шлыкова-Гранатова. Выходцы из народа обогащали своим творчеством искусство XVIII в.

Расцвет русской культуры и искусства в XVIII в. коснулся в основном привилегированной верхушки общества. Культура носила классовый, дворянский характер.

 

Источник—

Артемов, Н.Е. История СССР: Учебник для студентов ин-тов И90 культуры. В 2-х частях. Ч. 1/ Н.Е. Артемов [и д.р.]. – М.: Высшая школа, 1982.-  512 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
Adblock
detector