Художественная культура во второй половине

В пореформенную эпоху были созданы такие образцы искусства в России (в литературе, музыке, живописи, архитектуре и т. п.), которые заняли достойное место в сокровищнице мировой культуры. Сила национального искусства заключалась в его художественных достоинствах, реализме, в чувстве гражданственности и демократической направленности.

Русский критик В. В. Стасов писал, что «первыми и главными чертами нового русского искусства явились реализм и национальность», а последствием их — «серьезная содержательность нашего искусства».

Искусство второй половины XIX в., как никогда, близ ко подходит к выражению реальной жизни (современный социальный роман, бытовой жанр в живописи). Искусство критического реализма, показывая реальную жизнь, анализирует ее, пытается раскрыть и объяснить свойственные ей социальные противоречия. В искусстве находит отражение тесная связь с общественной мыслью и идейной борьбой.

В 1855 г. Н. Г. Чернышевский защитил диссертацию «Эстетическое отношение искусства к действительности», в которой выдвинул тезис о «приговоре» искусства над жизнью; искусство, по его мысли, должно быть «учебником жизни», давать «объяснение жизни». Революционно-демократическая эстетика и критика оказывали огромную воздействующую роль на развитие литературы и искусства.

80-е годы, пришедшие на смену общественному подъему первых пореформенных десятилетий, породили некоторые новые элементы в художественной культуре. Для многих ее деятелей становится характерным постепенный отход от острой социальной обличительное. Внимание писателей, художников, композиторов все больше начинают привлекать философско-обобщенные, общечеловеческие, нравственно-психологические проблемы.

Литература второй половины XIX в. представляет собой «яркое созвездие великих имен» (М. Горький). Дух обличительства, критического отношения к существующей действительности был присущ произведениям передовых русских писателей. Русская литература не только обличала общественное зло, но и показывала пути борьбы с ним. Правда, эти пути по-разному понимались русскими писателями. И если одни видели избавление от социальных несправедливостей в обращении к прошлому, в религиозно-нравственном самоусовершенствовании (Л.Н.Тол стой, Ф. М. Достоевский), то другие призывали к активной борьбе за общественное преобразование (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев). Литература все чаще начинает обращаться к современной жизни («Что делать?» Чернышевского, «Отцы и дети» Тургенева), ее героем становится разночинец и фабричный рабочий (романы Н. Г. Помяловского и Ф. М. Решетникова). Анти нигилистический роман («Некуда» Н. С. Лескова, «Взбаламученное море» А. Ф. Писемского и др.) был выражением резкой идейно-художественной борьбы в литературе 60-х годов.

Русская классическая литература оказывала сильное влияние на формирование мировоззрения молодого поколения. Вершиной развития литературы XIX в. стало творчество Л. Н. Толстого, которое, по словам Ленина, было шагом вперед в художественном развитии человечества. Произведения Ф. М. Достоевского отличаются масштабностью, глубиной изображаемых событий, которые позволили Горькому сравнить их с творениями Шекспира. В 1880 г. в литературу приходит А. П. Чехов. В журнале «Стрекоза» был опубликован его первый рассказ «Письмо ученому соседу». В творчестве Чехова уже довольно определенно начала сказываться общая идейная атмосфера, порожденная эпохой реакции 80-х годов.

В литературе в это время начинается известный отход от принципов критического реализма, в творчестве некоторых писателей находит распространение натурализм (П. Д. Боборыкин, И. Н. Потапенко), появляются первые признаки декадентства. Эти явления выражали собой уже намечающийся кризис буржуазной культуры в целом.

Развитие театра во второй половине XIX в. неразрывно связано с именем А. Н. Островского. Он создал русский национальный театр, который считал «признаком зрелости нации, так же как и академии, университеты, музеи». Реалистические, полные глубокого психологизма пьесы А. Н. Островского, как и драматургия А. В. Сухово-Кобылина, Л. Н. Толстого и других, способствовали утверждении? критического реализма на русской сцене. Главными центрами театральной культуры продолжали оставаться Малый театр в Москве и Александринский — в Петербурге.

Помимо императорских столичных театров имелись театры в провинции, многие из которых смогли стать центрами подлинного театрального искусства. Провинциальная сцена дала столичным театрам немало выдающихся деятелей театра (М. С. Щепкин, П. М. Садовский, М. Г. Савина, П. А. Стрепетова, В. Н. Давыдов, А. А. Остужев и др.).

Музыка в России во второй половине XIX в. переживала необыкновенный расцвет. К этому времени относится творческая деятельность композиторов «могучей кучки» (М. А. Балакирев, А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков и др.), П. И. Чайковского, братьев Н. Г. и А. Г. Рубинштейнов, ни создали также неповторимые по силе выразительности, правдивости и эмоциональности музыкальные произведения, составляющие славу и гордость русской культуры и вошедшие в золотой фонд мирового музыкального искусства.

На творчестве композиторов «могучей кучки» сказа лось воздействие передового общественного движения 60 — 70-х годов. Эти композиторы стремились передать в музыке правду жизни, человеческие чувства. Одной из коренных черт их эстетики и музыкального творчества было стремление к утверждению народно-национального характера искусства.

Национальна и народна по своему характеру и вместе с тем необыкновенно лирична и проникновенна музыка П. И. Чайковского. Его сочинения, отличающиеся неповторимой мелодической красотой, мастерством гармонии, обладают редкостной силой эмоционального воздействия; для них характерен глубокий психологизм, проникновение во внутренний мир человека, сложный и противоречивый. Наряду с лирическим жизнеутверждающим началом музыке Чайковского присущи и черты трагедийности, которые особенно проявились в таких его произведениях, как опера «Пиковая дама», Патетическая (Шестая) симфония, созданные им в последние годы жизни.

Возникновение консерваторий в Петербурге (основа на А. Г. Рубинштейном в 1862 г.), а затем в Москве (была открыта по инициативе Н. Г. Рубинштейна в 1866 г.) и в других городах положило начало специальному музыкальному образованию в стране и свидетельствовало об успехах русской музыкальной культуры.

Подъем в общественной жизни 60-х годов нашел свое отражение в живописи. Академия художеств, тесно связанная с придворными кругами, оказавшаяся в стороне от передовых общественных настроений, в этот период стала главным оплотом рутины и косности в изобрази тельном искусстве. Засилье религиозных и мифологических сюжетов, отрицательное отношение к жанровой живописи мешали развитию национального демократического искусства. Протест группы молодых одаренных художников, отказавшихся писать конкурсную работу на обязательный мифологический сюжет, выражал требования передового искусства, которое не могло развиваться в узких академических рамках. Художники во главе с И. Н. Крамским ушли из Академии (бунт 14-ти) и создали «Артель художников», которая сменилась «Товариществом художественных передвижных выставок». Передвижники последовательно отстаивали принципы критического реализма и народности в искусстве.

Художники проявляли особый интерес к социально-бытовому жанру; обличительные мотивы живописи были созвучны с передовой русской литературой того времени. Это особенно ярко выражено в картинах В. Г. Перова «Проводы покойника», «Тройка» и др. Важнейшее место в жанровых картинах передвижников принадлежало крестьянской теме; в передвижнической живописи появились произведения, впервые запечатлевшие образы рабочих, демократической интеллигенции.

В начале 70-х годов в живописи появилось имя И. Е. Репина, творчество которого составило одну из замечательных страниц русской культуры. И. Е. Репин был художником глубокой жизненной правды и поразительной разносторонности. Ему была доступна область жанра, портрета, исторической живописи; его картины поражают глубиной содержания и мастерством исполнения. Миро воззрение И. Е. Репина складывалось в эпоху общественного демократического подъема. Идеи 60-х годов питали его замечательное искусство, помогали художнику осмыслить, понять многие вопросы общественной жизни. Совершенно новое, не известное искусству 60-х годов отношение к теме народа показал Репин в картине «Бурлаки». Раньше народ выступал главным образом как жертва насилия и угнетения, изображался с целью обличения несправедливости общественного устройства (картины В. Г. Перова). Репин видит в бурлаках могучие, самобытные характеры, ощущает в народе огромную силу.

В 70-е и особенно в 80-е годы в русской живописи большое развитие получило искусство портрета. Художники пытались воплотить в портретах разум нации, ее совесть и величие. В 1884 г. И. Е. Репин писал П. М. Третьякову: «Портреты, находящиеся у вас теперь… представляют лиц, дорогих нации, ее лучших сынов, при несших положительную пользу своей бескорыстной деятельностью на… процветание родной земли, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею».

Важной темой в искусстве передвижников был пейзаж. Вместо парадных, экзотических итальянских пейзажей, к которым тяготели художники-академисты, передвижники утвердили в пейзаже национальную тему. Они сумели раскрыть удивительную красоту, задушевность в простой русской природе, увидеть прелесть в том, что повседневно окружало их. Пейзаж А. К. Саврасова «Грачи прилетели» был признан современниками образцом подлинной русской природы.

Вершиной в развитии русской исторической живописи было творчество В. И. Сурикова. Художника интерес вали периоды социально-политических перемен в отечественной истории, проявления народной борьбы против феодального гнета. В. И. Суриков внес в историческую живопись новый смысл, сумел связать историю с современностью. Суриковская трактовка исторических тем была тесно связана с новыми представлениями об историческом процессе и месте в нем народных масс.

Достижения скульптуры в этот период связаны с творчеством М. М. Антокольского,  А. М. Опекушина., М. М. Антокольский сыграл огромную роль в развитии русской реалистической скульптуры. Воспитанный на общественных идеях 60-х годов, близко знавший Стасова, Репина, Крамского, Антокольский по своим эстетическим воззрениям был близок к передвижникам. Для его творчества характерен интерес к историческим, морально-философским сюжетам, а также к сюжетам, взятым из жизни простых людей («Иван Грозный», «Нес тор-летописец», «Умирающий Сократ» и др.).

Имя А. М. Опекушина связано с развитием монументальной скульптуры. Он является создателем памятника А. С. Пушкину, открытого в Москве в июне 1880 г. Открытие памятника великому русскому поэту, созданного на добровольные пожертвования, было событием огромного культурного значения.

Развитие культуры второй половины XIX в. в России — одна из замечательных страниц в истории русской и мировой культуры. Это время быстрого подъема науки, особенно естествознания и техники, просвещения и печати, время расцвета русского национального искусства с его ярко выраженными чертами высокой гражданственности.

 

Источник—

Артемов, Н.Е. История СССР: Учебник для студентов ин-тов И90 культуры. В 2-х частях. Ч. 1/ Н.Е. Артемов [и д.р.]. – М.: Высшая школа, 1982.-  512 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
во второй половине">
Adblock
detector