Наука и техника во второй половине

Отличительной чертой русской науки второй половины XIX в. было преимущественное развитие естествознания. Эпохой «пробуждения естествознания» назвал К. А. Тимирязев третью четверть XIX в., и истоки его он видел в общественном подъеме 50 — 60-х годов, оказавшем огромное влияние на всю духовную жизнь того времени. В 60-е годы появились выдающиеся исследования И. М. Сеченова, Д. И. Менделеева. Мировую известность приобрели работы К. А. Тимирязева, И. И. Мечникова. Русские ученые-естествоиспытатели выступали страстными пропагандистами и продолжателями учения Ч. Дарвина. Идеи дарвинизма были широко распространены а России; К. А. Тимирязев писал, что отношение к Дарвину в 60-е годы «было мерилом современности или отсталости научных взглядов». Книга Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» появилась в России уже через пять лет после ее первого издания в Англии в переводе профессора Московского университета С. А. Рачинского.

Вторая половина XIX в. была временем крупнейших географических открытий, которым способствовали путешествия П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Н. Пржевальского, Н. Н. Миклухо-Маклая.

Успехи русского естествознания нельзя понять без связи с развитием материализма. Научные идеи русских ученых-естествоиспытателей развивались под влиянием материалистического мировоззрения, характерного для эпохи демократического подъема. В свою очередь, достижения передовой русской науки укрепляли материализм как философское направление.

Мировое значение приобрели и достижения в точных науках: в математике, химии, физике. П. Л. Чебышев, Д. И. Менделеев, А. М. Бутлеров, А. Г. Столетов с большим успехом выступали на международных конгрессах.

Открытия в точных науках пролагали новые пути в технике. Россия явилась родиной великих технических открытий: радиотелеграфа А. С. Попова, электрической лампочки П. Н. Яблочкова и А. Н. Лодыгина, первого самолета А. Ф. Можайского и др.

Академия наук, университеты, различные научные общества при них, которых к концу 1872 г. насчитывалось 23, были основными научными центрами. Большое значение в научной жизни во второй половине XIX в. стали приобретать всероссийские съезды ученых-естествоиспытателей, врачей, археологов, агрономов, способствовавшие обмену опытом среди специалистов, популяризации науки, распространению практики.

Успехи естествознания в России оказали огромное влияние на культурное развитие общества в целом, на общий склад мышления, и в частности на высшую и среднюю школу. В 60-е годы наблюдалось значительное расширение реального образования и некоторое уравнение его в правах с классическим.

 

Источник—

Артемов, Н.Е. История СССР: Учебник для студентов ин-тов И90 культуры. В 2-х частях. Ч. 1/ Н.Е. Артемов [и д.р.]. – М.: Высшая школа, 1982.-  512 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
во второй половине">