Митрофан Степанович Боднарский

Отечественные физико-географы.

(1870 — 1953)

 

Митрофан Степанович Боднарский

 

Среди географов, получивших специальное образование в Московском университете в начале XX века под руководством Д. Н. Анучина и составивших плеяду известных исследователей в разных областях географии (Л. С. Берг, А. А. Борзов, А. С. Барков, Б. Ф. Добрынин и др.), видное место занимает М. С. Боднарский. Он работал преимущественно в сфере вопросов истории географии и географических открытий; в этих областях ему принадлежат весьма значимые по глубине и точности исследования, оригинальные труды и сводки: «Ломоносов как географ», «Великий Северный морской путь», «Первый русский географический словарь», «Первые русские географические атласы», «Очерки по истории русского землеведения» и др. С 1912 по 1953 год, на протяжении 40 лет, Боднарский вел педагогическую работу в Московском университете, в ряде других высших учебных заведений, преподавал в средней школе, на разнообразных курсах; работал в системе учреждений Главного управления геодезии и картографии, в географических экспедициях, в научных обществах.

Внешне жизнь Митрофана Степановича была небогата событиями. Это был жизненный путь скромного и неутомимого труженика, поднявшегося от простого деревенского мальчика, сына учителя начальной школы, до профессора Московского университета. Родившись 24 декабря 1870 г. в селе Сверщеве Холмского уезда Люблинской губернии, он провел детские годы со сверстниками и младшими братьями среди природы живописных окрестностей своего села. Рано обучившись грамоте, он особенно увлекался книгами о путешествиях. В холмской гимназии он окончил пять классов, а затем по настоянию родителей был переведен в духовную семинарию, где его наибольшим вниманием пользовались литература и история. По окончании семинарии — длительная служба в Варшавской банковской конторе помощником бухгалтера и контролером. Поездка в Западную Европу (1900) и слушание лекций по естественным наукам в Берлинском и Парижском университетах изменили дальнейшее направление деятельности Боднарского.

Он решил получить университетское образование по естествознанию. Однако попытка поступить в Московский университет не увенчалась успехом — не были сданы экзамены на аттестат зрелости. Когда Боднарскому было уже за тридцать лет, он переехал в Москву, вновь сел за школьные учебники и одновременно как вольнослушатель стал посещать на естественном отделении физико-математического факультета Московского университета лекции профессоров Умова, Тимирязева, Зелинского, Сабанеева, Анучина. Стремление поступить в университет осуществилось лишь в 1906 г., после сдачи экзаменов за гимназический курс.

Еще в студенческие годы Боднарский под влиянием Д. Н. Анучина, читавшего курсы географии, увлекается историей этой науки, особенно историей открытий и исследований Арктики, и пишет первые свои научно-литературные работы: «Природа арктических стран» и «Исследование Северного морского пути». Тогда же по его инициативе в университете организуются географический и антропологический кружки. Первыми докладами в кружке были: реферат Боднарского «География, ее предмет и методы» и «Исторический очерк арктических экспедиций включительно до Кука и Пири», затем «Ломоносов как географ» и «Завоевание полюсов».

Учитывая сложившееся научное направление мысли и интерес к истории географии, Д. Н. Анучин оставил Боднарского по окончании университета (1910) «для подготовки к профессорскому званию». Через два года Боднарский уже вел практические занятия и семинары со студентами по курсам, читаемым Анучиным. Наряду с этим Боднарский преподавал географию и естествознание в средних школах (в женской гимназии Румянцевой, слушателям общеобразовательных курсов, в Клинском реальном училище). Он выступал ярым поборником новых методических основ преподавания географии, заложенных в программах, учебниках и хрестоматиях известной «чет верки» авторов (А. С. Барков, А. А. Крубер, С. Г. Григорьев, С. В. Чефранов), пропагандируя их учебники и методическую систему в ряде рецензий.

В советскую эпоху его научно-педагогическая и организационная деятельность расширяется. Сдав в 1918 г. магистерские экзамены, он читает курсы географии не только в университете, но и в Военной академии имени Фрунзе (1918 — 1927) и в Военно-педагогическом институте (1919 — 1924), откликнувшись одним из первых деятелей университетской науки на задачу подготовки географически образованных командиров Красной Армии. В 1925 г. Боднарский был утвержден в звании профессора, а в 1936 г. — в ученой степени доктора географических наук без защиты диссертации. В Московском университете вместе с А. А. Борзовым он принимает деятельное участие в перестройке университетского географического образования, изменяя его методологические основы и приближая его к практическим потребностям социалистического строительства.

Особенно большие усилия Боднарский вложил в организацию производственной практики студентов географической специальности. Он стремился вооружить своих учеников методикой и навыками полевой исследовательской работы. При его ближайшем участии были созданы при университете первые учебные географические станции в Подмосковье и налажена производственная практика студентов в экспедициях.

Это улучшение географического образования Боднарский усиленно проводил и в дальнейшем, как заведующий кафедрой географии в Институте инженеров геодезии, картографии и аэрофотосъемки (1933 — 1939), работая в Государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина и в Городском педагогическом институте имени Потемкина (1935 — 1939), а также читая курсы лекций в Воронежском государственном университете и Могилевском педагогическом институте.

На протяжении своей сорокалетней педагогической деятельности Боднарский читал в Московском университете и в других вузах более десяти специальных географических дисциплин: общее землеведение, математическую географию, гидрологию суши, географические карты специального назначения, физическую географию СССР, страноведение славянских государств, общую теорию статистики и ее применение в естествознании и географии, демографическую статистику, географию населения, методику школьной географии в ее историческом развитии.

Однако любимым его курсом, который он читал на протяжении многих лет студентам и аспирантам, была история землеведения.

Научно-исследовательская работа Боднарского самым тесным образом переплеталась с педагогической. И если труды по созданию курсов лекций зафиксированы им в рукописных конспектах и отчасти в опубликованных статьях, то разработка курсов истории землеведения сопровождалась многочисленными публикациями по отдельным вопросам истории географических исследований и завершалась крупными монографиями и сводками.

Для изучения истории географических знаний и идей с древнейших времен Боднарский изучил древнегреческий, латинский и древнеславянский языки. Для ознакомления с современной литературой по истории географии он изучил также языки немецкий, французский, итальянский, испанский, польский. Знание многих языков позволило ему обращаться в своих исследованиях непосредственно к первоисточникам. Так, например, при составлении одного из своих последних трудов — книги для чтения «Античная география» — Боднарским был лично сделан перевод отрывка из сочинения Аристофана «Облака», а все остальные переводы избранных мест из сочинений античных мыслителей и географов им были тщательно проверены.

Для составления обобщающих сводок по истории землеведения ему иногда приходилось углубляться в изучение частных вопросов, результатом чего явились работы: «Ломоносов как географ», в которой он впервые довольно полно осветил географические идеи и труды великого помора-академика; исследование о польском географе XVII века Томаше Маковском; исследование о первом русском географическом словаре; о первых русских географических атласах, о развитии картографии в древнее время в России и в СССР; о книгах Г. И. Шелихова; об экспедициях Ф. Минина, Э. Норденшельда, Р. Амундсена и др. Л. С. Берг весьма высоко оценил исследование Боднарского о первых русских атласах, называя его классическим.

К крупным обобщающим работам Боднарского по истории географии относятся три. Первая — это «Великий Северный морской путь», повествующая о героической борьбе мореплавателей с труднейшими условиями природы полярных стран за освоение Северного морского пути — с древнейших времен вплоть до 1923 г. Работа эта, показывающая громадный вклад русских людей в решение вековой проблемы, несомненно, послужила полезным источником знаний в развитии решающих мероприятий по освоению Северного морского пути в наше время советским флотом. Вторая работа — «Очерки по истории русского землеведения», ч. 1 — освещает длительный путь развития географических знаний в России со времени составления первой русской «Повести временных лет» («Летописи Нестора») до половины XIX века.

В этой монографии, содержащей обильный фактический материал, Боднарский охватил развитие землеведения в России в четырех основных аспектах: а) фактический ход исследований громадной территории России, омывающих ее морей, зарубежных стран и Мирового океана русскими путешественниками географами и экспедициями и в связи с этим накопление географических знаний; б) развитие русской картографии от первых «чертежей» до капитальных атласов и географической литературы, от летописей и описаний «хождений» до монументальных монографий о природе Земли; в) развитие географической научной мысли и г) история географического образования в России и отчасти его методических основ.

Более полной сводки по истории землеведения в России после труда Боднарского пока не появилось. Во многих случаях он показал самобытность русской географии и ее идей, а также документально обосновал приоритет русских путешественников и географов во многих географических открытиях.

Наконец, третий, обобщающий труд по истории землеведения, оставшийся неопубликованным, освещает историю географических знаний вообще с древнейших времен до XVIII века, с особенно детальным изложением событий в эпоху великих географических открытий, приведших к революции в географических представлениях и в естествознании в целом.

В других областях географии Боднарским также сделано не мало. Занимаясь картографией, он трудился над вопросами типологии карт и атласов, над выяснением законов топонимики и правил транскрипции географических названий, над определением объема номенклатуры на картах разных масштабов, типов и целевого назначения (см., например, «Номенклатуру географической карты»), над созданием и редактированием новых типов учебных карт для средней школы.

Учебное руководство Боднарского по географии СССР и западных окраинных государств для средней школы (написанное совместно с Б. П. Дитмаром) выдержало два издания; учебник географии РСФСР и сопредельных стран (1922), а также очерк экономической географии СССР (литограф, изд., 1926) для военных учебных заведений с большой пользой служили учебному делу на протяжении ряда лет.

Не чужд был Боднарский и широкой популяризации географических знаний. Его научно-популярные статьи в изданиях «Хочу все знать», «В мире науки и техники» и другие пользовались успехом и признанием самых широких кругов читателей. Он же был инициатором нового издания и редактором столь известной научно-популярной книги, как «Завоевание земли» Н. К. Лебедева.

Боднарский принимал также живое участие в энциклопедических изданиях: в Большой Советской Энциклопедии, в подготовке тома «Земля» Детской энциклопедии и сам составил «Словарь географических названий» для учителей географии и учащихся.

 

Источник—

Отечественные физико-географы и путешественники. [Очерки]. Под ред. Н. Н. Баранского [и др.] М., Учпедгиз, 1959.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
Adblock
detector