(1843 — 1923)
Почетный академик Д. Н. Анучин — замечательный русский географ, антрополог, этнограф, археолог и видный общественный деятель конца прошлого и начала текущего столетия. Заслуги Анучина в области отечественной географии отмечены в специальном постановлении Советского правительства (1948) об увековечении его памяти. В этом документе Анучин назван «крупнейшим русским географом, создателем русской университетской географической школы».
Анучин основал кафедру географии в Московском университете, положившую начало современному географическому факультету и ставшую колыбелью большой и самобытной «анучинской» географической школы. Он — автор ряда университетских географических курсов, полевой исследователь (особенно известны его работы по изучению рек и озер в верховьях Волги), основоположник отечественной лимнологии (озероведения), основатель и долголетний редактор географического журнала «Землеведение», автор крупных работ по геоморфологии, гидрологии и страноведению, создатель антропологического и географического музеев Московского университета, выдающийся организатор крупных научных съездов.
Мировоззрение Анучина в основном сложилось в 50 — 60-х годах прошлого века, т. е. в годы подъема революционного движения, промышленного развития страны, зарождения новых отраслей знания, многих технических открытий, новых теорий в русской науке. Анучин принимал живейшее участие в борьбе за торжество дарвинизма. Идея развития живой природы, этот краеугольный камень дарвинизма, в сочетании с передовыми для того времени материалистическими философскими воззрениями стали методологической основой мировоззрения Анучина. Ранний интерес Анучина к общественным наукам и возникший позднее интерес к естествознанию привели его в конце концов к географии как комплексной науке о природе и человеке.
Анучин родился 27 августа 1843 г. в Петербурге, в семье отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 г. Будучи намного моложе своих двух братьев, Анучин рос одиноко. Предоставленный самому себе, мальчик рано пристрастился к чтению книг. Он семи лет уже свободно писал и хорошо излагал свои мысли. Под влиянием чтения книг, еще до поступления в гимназию, Анучин делал первые попытки сочинять рассказы и стихотворения.
В 1854 г. Анучин поступил во второй класс Л арийской гимназии, которая выделялась передовой для того времени постановкой учебной работы. Интересно, что Анучин впервые услышал революционные идеи именно от учителя географии. На уроках географии, как писал впоследствии Анучин, «в 6 — 7 классах мы уже читали герценовский «Колокол» и «Полярную звезду».
В 1860 г. Анучин успешно окончил гимназию. Осенью того же года он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Это было бурное время, и Анучина целиком захватили происходившие в университете события. Он был участником первого в истории Петербургского университета организованного выступления студентов «за политические свободы».
Лето 1861 года Анучин провел в Германии, в Гейдельберге, где подружился с Бородиным, впоследствии известным композитором и профессором химии, с братьями Ковалевскими, с Воейковым и другими талантливыми молодыми людьми из России, увлекавшимися естественными науками. Они склонили интересы Анучина в область этих наук; он стал брать уроки и усиленно читать книги по естественным наукам. По возвращении в Россию он избрал для продолжения своего образования естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, куда и поступил в 1863 г. После основательного знакомства со всем комплексом естественноисторических наук своей специальностью Анучин выбрал зоологию. Ближайшими его научными наставниками были весьма деятельные и талантливые профессора-зоологи А. П. Богданов, С. А. Усов и Я. А. Борзенков.
В 1871 г. Анучин занял должность ученого секретаря Общества акклиматизации животных и растений, в ведении которого находился Московский зоосад. В результате его энергичной деятельности зоосад пополнился редкими экземплярами африканских, среднеазиатских и сибирских животных. На материалах наблюдений за новыми животными зоосада Анучин написал свои первые научные работы.
Под влиянием проф. А. П. Богданова в 70-х годах Анучин начал увлекаться новой отраслью науки — антропологией.
В 1874 г. Анучин был избран в действительные члены Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. С этого времени начинается его деятельное участие в работах научных обществ. В те же 70-е годы он пишет ряд крупных работ по этнографии, археологии и антропологии, которые выдвигают его в ряды видных ученых России.
В 1876 г. Московский университет направил Анучина в научную командировку за границу. Работая в музеях Западной Европы, он по крупицам собирал материал для университета. Вернувшись в 1879 г. в Москву, он принял деятельное участие в организации Антропологической выставки 1879 г. в Москве, опубликовав, в частности, большую статью «Антропология, ее задачи и методы».
19 января 1880 г. Анучин прочитал в университете первую вступительную лекцию по курсу антропологии, а через год защитил магистерскую диссертацию на тему «О некоторых аномалиях человеческого черепа и преимущественно об их распространении по расам».
В 80-х годах Анучин участвовал в археологических съездах, на которых выступал с обстоятельными и интересными докладами по актуальным научным вопросам. В 1882 г. Московское археологическое общество совместно с Русским географическим обществом организовало археологическую экспедицию в Дагестан. Анучин, руководя ею, был первым русским ученым, начавшим в широких масштабах систематическое археолого-этнографическое изучение Дагестана.
В 1884 г. был опубликован новый университетский устав. Полагая, что кафедра антропологии может служить рассадником материализма, царское правительство предпочло исключить антропологию из состава наук, преподаваемых в русских университетах. Вместе с тем в уставе значилась новая кафедра — географии и этнографии на историко-филологическом факультете. Появлению в составе университетов кафедры географии предшествовала длительная борьба прогрессивных общественных сил за достойное положение географии в системе высшего университетского образования. В этой борьбе Анучин занимал ведущее положение.
Анучин был назначен экстраординарным профессором вновь основанной кафедры и в 1885 г. приступил к чтению лекций, начав их с курса истории землеведения.
В следующем учебном году Анучин прочитал курс общего землеведения, а в осеннем семестре 1886 г. читал древнюю географию, т. е. «географию стран, служивших театром древней истории». В дальнейшем наряду с общими курсами он читал дисциплины частной географии, преимущественно России, Западной Европы и Азии.
Все читаемые курсы Анучин предварительно писал. Так создались частью опубликованные литографским способом, а частью имеющиеся и поныне в рукописи курсы «Истории географии», «Общей географии», «Географии России» и др.
В 1889 г. кафедра географии была переведена с историко-филологического факультета на естественное отделение физико-математического факультета. В том же году совет Московского университета присудил Анучину ученую степень доктора географии без защиты диссертации — по совокупности его научных трудов по антропологии, этнографии и географии. Непосредственным поводом к этому важному событию в жизни ученого послужил выход в свет его капитальной работы — «О географическом распределении роста мужского населения России». Это исследование, тогда же отмеченное золотой медалью Русского географического общества, породило ряд аналогичных работ, обогативших русскую науку новыми антропологическими данными, вскрывающими этнические особенности населения России. В эти же годы он написал две этнографические работы — «Сани, ладья и кони как принадлежности похоронного обряда» и «К истории ознакомления с Сибирью до Ермака…» Обе эти работы — блестящие примеры умелого применения историко-сравнительного метода в сочетании с всесторонним научным анализом, основанным на огромной эрудиции в области исторической географии, фольклора и этнографии.
В 1890 г. Анучина избирают президентом Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Вскоре он организует в составе Общества географическое отделение, призванное содействовать развитию в России географической мысли и воспитывать кадры географов отечественной науки.
Летом 1890 г. Анучин вел экспедиционные исследования на Валдайской возвышенности, изучая истоки Волги, Западной Двины и Днепра. Здесь он установил, в частности, что высшей точкой Валдайской возвышенности служит гора Каменник (321 м), а не Попова гора, как считалось раньше.
Летом 1891 г. Анучин побывал на Кавказе, в районе Казбека, где изучал и оледенение в целом и отдельные крупнейшие ледники.
В 1892 г. в Москве состоялись международные конгрессы по зоологии, доисторической археологии и антропологии. В качестве одного из главных организаторов этих конгрессов Анучин ре шил, по опыту Антропологической выставки 1879 г., приурочить к ним открытие географической выставки. Созданная его трудами выставка пользовалась большим успехом среди ученых, учителей и широких слоев публики; она наглядно продемонстрировала достижения русской географической мысли 90-х годов прошлого века. Собранные на выставке коллекции послужили основанием для географического музея Московского университета.
По приглашению известного русского картографа А. А. Тилло в 1894 г. Анучин принял участие в экспедиции для исследования истоков главнейших рек Европейской России. Он продолжил начатые в 1890 г. работы в районе Верхневолжских озер и верховьев Западной Двины. Результаты исследовательских работ экспедиции 1894 — 1895 гг. были обобщены в крупной работе «Верхневолжские озера и верховья Западной Двины…», а также в ряде более мелких работ по озероведению, положивших начало изучению озер России. При изучении водоемов Анучин широко исследовал местность, во взаимодействии с которой сформировались эти водоемы. Он разработал классификацию озер по форме и генезису котловин, по свойствам воды, режиму и т. п. Как первый русский ученый, начавший систематическое научное изучение озер России, Д. Н. Анучин, говоря словами акад. Л. С. Берга, «по справедливости считается отцом русской лимнологии».
Вместе с группой географов — членов географического отделения Общества любителей естествознания в 1894 г. Анучин основал журнал «Землеведение», который объединил разрозненные научные силы, учителей и любителей географии, воспитывая их в духе передовых традиций русской научной мысли. Анучину «удалось в своем журнале, — говорил А. А. Борзое, — соединить научную серьезность с большой доступностью, благодаря чему «Землеведение» так необходимо не только ученому работнику, но и преподавателю и всякому интересующемуся географией».
В 1895 г. в двух номерах «Землеведения» была напечатана большая работа Анучина «Рельеф поверхности Европейской России в последовательном развитии о нем представлений». В ней Анучин показал, как исторически одни представления о рельефе Русской равнины сменялись другими и постепенно, по мере освоения территории страны, шел процесс ее познания.
В 1896 г. Анучин был избран ординарным академиком Академии наук. Он, однако, отклонил связанное с этим предложение о переезде в Петербург и отказался от звания ординарного академика; тогда он был избран в почетные члены Академии наук, что не обязывало к переезду.
Помимо напряженной научной, педагогической и общественной работы в научных обществах, Анучин непрерывно вел интенсивную журналистскую деятельность, печатая статьи на различные научные темы в газете «Русские ведомости» и в журналах. Много статей он написал в энциклопедических словарях Брокгауза и Ефрона и Граната. Эти содержательные научные миниатюры характеризуют Анучина как весьма разностороннего ученого. Из крупных географических его статей можно отметить: «География», «Картография», «Кавказ», «Карст», «Россия», «Великоруссы».
В 1904 г. появилась в «Землеведении» обстоятельная работа Анучина по страноведению — «Япония. Географический очерк». В том же году, там же он начал печатать антропологический и этнографический очерк «Японцы», окончив его в 1906 г.
В связи с большим наводнением весной 1908 г. на территории Европейской России Водомерная комиссия Академии наук предприняла по инициативе Анучина подробное исследование причин этого наводнения. Сам Анучин занялся изучением наводнения в бассейне реки Москвы и написал статью «Наводнение в Москве в апреле 1908 г. и вопрос об изучении наводнений в России».
С годами научно-общественная деятельность Анучина занимает в его жизни все большее место. Немало труда он вклады вал, в частности, в подготовку и проведение научных съездов (Съезда русских естествоиспытателей и врачей в Петербурге в 1889 г., в Москве — в 1894 г., в Киеве — в 1898 г. В 1897 г. он возглавлял секцию антропологии на 12-м Международном съезде врачей в Москве).
В 1915 г. Анучин руководил первым съездом преподавателей географии. Ведущие методологические доклады на съезде были сделаны его учениками — А. А. Крубером, А. А. Борзовым, А. С. Барковым, А. И. Колмогоровым и др.
Октябрьскую революцию Анучин встретил в возрасте 74 лет. С первых же лет Советской власти он целиком посвятил себя делу строительства молодой Советской республики, развивая энергичную деятельность по объединению научных сил для разрешения неотложных задач, вставших перед советской наукой.
Кроме университета и педагогических институтов, Анучин работал в эти годы в Академии истории материальной культуры, в Комиссии по организации Центрального этнографического музея, в секции «Человек» Госплана, в бюро краеведения при Академии наук, в Коммунальном музее города Москвы, в Центральном естественно-педагогическом институте и в других учреждениях.
Когда в 1921 г. встал вопрос о создании первого советского учебного атласа, В. И. Ленин указал на Анучина и его ближайшего ученика А. А. Борзова, как на лиц, которых следует привлечь к выполнению этого важного для молодой Советской республики дела.
На протяжении нескольких лет Анучин занимался обработкой рукописей и дневников Н. Н. Миклухо-Маклая. Написанная им монография о Миклухо-Маклае была уже посмертно опубликована в «Землеведении» и в подготовленном Анучиным к печати первом томе сочинений Н. Н. Миклухо-Маклая.
Умер Д. Н. Анучин 4 июня 1923 г. в возрасте 80 лет.
За свою долгую трудовую жизнь он создал множество научных трудов. Если считать многочисленные газетные статьи, в которых подчас содержатся совершенно новые, оригинальные мысли, то общее число его печатных работ превышает тысячу. К этому следует прибавить редактирование как русских, так и переводных трудов.
Географию как науку Анучин понимал широко — как всестороннее изучение поверхности Земли, включая и неорганическую природу, и бесконечно разнообразный живой мир, и взаимоотношения между ними.
В соответствии с этим география, по его мнению, исторически сложилась из четырех основных отделов; астрономической (математической) географии, изучающей Землю как мировое тело, ее форму, величину, движение вокруг оси и в мировом пространстве; физической географии, выясняющей строение Земли в целом, ее географические оболочки (атмо-гидро-лито-сферы), их состав, физико-химические процессы, развивающиеся в них, и взаимодействия между сферами; биогеографии, изучающей распространение биологических форм, группировки растительного и животного мира на суше и в водной среде, закономерности их распространения; географии человека (антропогеографии), занимающейся исследованием численности населения, его расового и этнического состава, плотности по населенным частям света, природным областям, странам и государствам.
Для решения географических проблем эта наука пользуется данными топографии, картографии, истории землеведения и ряда отраслей естествознания — геологии, геофизики, метеорологии, гидрологии, почвоведения, ботаники, зоологии, а также антропологии, этнографии и др.
В этом (и только в этом!) смысле география, писал Анучин, «во всей совокупности ее отделов и вспомогательных дисциплин, может быть рассматриваема в настоящее время, как комплекс наук, способных быть предметом изучения и преподавания в особом институте.
Некоторые географы пытались эту мысль Анучина истолковать так, что он якобы вообще представлял географию как комплекс наук. Однако такое толкование было бы неправильно.
Говоря о комплексе наук, он имел в виду прежде всего подготовку специалиста-географа, который без знания «вспомогательных дисциплин» не смог бы решать географических вопросов.
Говоря о том, что географы нередко увлекаются деталями, «относящимися, в сущности, к областям других наук: геологии, геофизики и т. д., которым они и должны быть предоставлены», Анучин полагал, что география должна пользоваться ими, как и историей, «для лучшего понимания современных географических фактов и явлений».
Существо физической географии состоит, по мнению Анучина, в том, что, исследуя формы и явления, вызываемые действием различных внутренних и внешних сил Земли, она стремится уяснить «их распространение, соотношение, взаимную зависимость и причинность», иначе говоря — выяснить географические законы и закономерности.
В зависимости от пространства, охватываемого географическим изучением, география, по Анучину, подразделяется на общую (или землеведение), изучающую «всю Землю, всю ее поверхность», и частную (или страноведение), исследующую «отдельные части этой поверхности, страны и области».
Прямую и главную задачу географии в обоих случаях, как видно, составляет комплексное изучение территории и лишь для выяснения собственно географических законов и закономерностей, в методических целях, приходится, и даже необходимо, исследовать каждый из компонентов, входящих в природную обстановку какой-либо местности (области, страны, части света, моря, океана) или в ту или иную геосферу. Изучение от дельных компонентов территории, таким образом, не является конечной целью географии, хотя оно и необходимо для выяснения географических закономерностей в комплексном смысле.
Исследованиями самого Анучина в плане общей географии затронуты: рельеф суши земного шара (в капитальной работе «Суша»), где он выясняет общие закономерности строения поверхности, в частности наличие высотных ступеней, дает типологию рельефа на генетической основе; атмосфера — в литографированном курсе физической географии (1907); водная оболочка земли особенно воды суши, реки и озера с выяснением их режима в зависимости от снегового покрова, типологией озер, закономерностями их распространения («Озера», «Воды (суши»).
Большое внимание он уделял географии населения («антропогеографии»), изложив свои взгляды по этому «отделу» географии во многих своих этнографических и антропологических трудах.
Его общие идеи об океанической оболочке Земли, географии почв, биогеографии развивали главным образом уже его ученики (Л. С. Берг, А. А. Крубер, С. Г. Григорьев, В. А. Васнецов, В. П. Кальянов и др.), а обобщение данных и выявление комплексно-географических закономерностей нашли выражение в трудах Л. С. Берга («Климат и жизнь», «Основы климатологии», «Физико-географические зоны СССР» и др.) и А. А. Крубера («Общее землеведение»).
Задача частной географии, полагал Анучин, состоит в выяснении «полной, верной и ясной картины описываемой страны в географическом отношении: ее суши и вод, рельефа ее поверхности, ее климата, растительного и животного мира, человеческого населения».
Некоторые географы, противники частной географии как науки, считают, что страноведение есть простое описание территории и что оно, если и имело когда-то научный смысл, то ныне имеет лишь общеобразовательное значение.
Анучин же вкладывал в него глубокий научный смысл.
В частной географии, писал он, «приходится пользоваться всеми данными, имеющимися по картографии, физическому землеведению, биогеографии и антропогеографии, статистике, промышленно-торговому и культурному развитию (населения — А. С), чтобы получить возможно более полную и целостную картину страны, ее природы, населения, культуры, ее положения и значения среди других стран. Страноведение по необходимости предполагает сопоставление физико-биологического элемента с культурно-историческим…». Страноведение представляет до известной степени детальное развитие общего землеведения и со своей стороны дает последнему данные, подвергаемые им сравнительному анализу. Имея в виду эту научную задачу частной географии (страноведения), Анучин во многих своих работах указывал, что для географического познания стран, областей и т. п. необходимо изучать отдельные природные компоненты местности, их взаимоотношение, зависимость и взаимодействие, выяснять типы местности, и при этом постоянно иметь в виду для обжитых территорий воздействие чело1века на природу, ибо «человек внес весьма существенную перестройку в первобытные ландшафты».
С другой стороны, в задачу страноведения входит изучение и тех данных природы, которыми человек пользуется в своем хозяйстве, — естественных ресурсов и сил природы. Последнее Анучин особенно подчеркнул в своей «Записке» в Академию наук по поводу проекта об изучении производительных сил России (1915) и в статье «К изучению производительных сил России», включая в них не только данные географической среды, но и самого человека.
Примерами страноведческих работ Анучина могут служить его «Полярные страны. Географический обзор», «Центральная Азия. Географический обзор», «Япония и японцы. Географический очерк» и многие другие.
Как в общегеографических, так и в страноведческих исследованиях Анучина в основе лежат три краеугольных принципа: базирование выводов на точных фактических данных (в этом он близок И. П. Павлову, для которого факты — это «воздух ученого»), применение сравнительного метода для выяснения географических закономерностей (в этом он следовал А. Гумбольдту) и, наконец, исторический подход к выяснению сути каждого явления и познанию любой страны в ее настоящем. «Описание, — говорил он, — должно иметь в виду данный момент, но необходимо помнить, что поверхность земли испытывает постоянные изменения, что видимое и существующее в на стоящее время является результатом условий, складывавшихся постепенно в современный и предшествовавшие ему геологические периоды. Поэтому надлежащее понимание представляемых страною форм поверхности, ее ландшафтов и явлений жизни может быть получено только путем расследования ее прошлого и изучения тех процессов, которые вызывали последовательное преобразование».
Эти принципы лежат в основе материалистической методологии в географии, а во времена Анучина — в обстановке острой борьбы материализма и идеализма в условиях царской России, такие взгляды были в науке высокопрогрессивными, хотя и не обеспечивали всей полноты диалектико-материалистического понимания природы.
Анучин постоянно подчеркивал необходимость тесной связи географии с практикой, экономическим и культурным развитием народов. «Разработка чисто научных задач должна идти параллельно, но с разъяснением практических вопросов, вызываемых различными государственными и народными нуждами», — говорил он.
Своими исследованиями по истории географии Анучин положил начало глубокому изучению истории географической науки. Множество его трудов посвящено характеристике деятельности русских и иностранных путешественников и географов; частью они вновь изданы в 1952 г. в книге: «Д. Н. Анучин о людях русской науки и культуры».
Громадная заслуга ученого в том, что он создал самобытную русскую географическую школу, из которой вышло много талантливых продолжателей его научных исследований.
В стенах Московского университета под его руководством воспитывались А. А. Крубер, А. А. Борзов, Л. С. Берг, А. С. Бар ков, М. А. Боголепов, М. С. Боднарский, Б. Ф. Добрынин, С. Г. Григорьев, А. А. Ивановский, С. В. Чефранов и ряд других ученых.
Д. Н. Анучин никогда не замыкался в узкие рамки «академической науки». Он всеми силами стремился донести свои знания до широких слоев русского народа. В популяризаторской, общественной деятельности он видел долг ученого-патриота.
Имя Д. Н. Анучина занесено на географическую карту. В честь его названы: ледник на северном острове Новой Земли, гора на Северном Урале, остров и пролив в Малой Курильской гряде, ледник на северо-востоке Сибири в районе горного хребта Сунтар-Хаята.
—Источник—
Отечественные физико-географы и путешественники. [Очерки]. Под ред. Н. Н. Баранского [и др.] М., Учпедгиз, 1959.
Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава