(1848 — 1904)
Адмирал Степан Осипович Макаров известен не только как замечательный патриот, бесстрашный флотоводец и теоретик военно-морского дела, «беспокойный» адмирал-новатор, сделавший крупнейшие вклады в усиление русского флота, прославленный герой русско-японской войны, но и как неутомимый путешественник, талантливый исследователь и выдающийся ученый-океанограф, исследователь Босфора, Арктики и Тихого океана. На трудном и славном поприще ученого Макаров прошел большой путь. Он начал заниматься океанографией как любитель, но благодаря своему пытливому уму и любви к науке стал в этой области ученым с мировым именем. Его труды положили начало целой эпохе в исследовании мирового океана, и имя Макарова по праву занимает одно из первых мест среди имен лучших представителей мировой географической науки.
Макаров родился в г. Николаеве 27 декабря 1848 г. в семье матроса, выслужившегося в прапорщики. «Низкое» происхождение доставляло Макарову немало унижений со стороны аристократического офицерства, не упускавшего случаев третировать «матросского сына».
Поступив в возрасте десяти лет в Николаевское-на-Амуре морское училище, Макаров с отличием окончил его в 1865 г. Во время пребывания в училище Макаров совершил несколько плаваний по Тихому океану, которые зародили в нем любовь и интерес к морю. Большое и благотворное влияние на молодого моряка оказал здесь контр-адмирал А. А. Попов. По окончании училища Макаров до 1867 г. плавал на судах Тихоокеанской эскадры, затем совершил два учебных плавания по Атлантическому океану. В 1867 г. отмечена была первая опубликованная научная работа девятнадцатилетнего Макарова — статья в «Морском сборнике» о приборе для быстрого определения девиации компаса.
В мае 1869 г. Макаров был произведен в мичманы и назначен на броненосную лодку «Русалка». Эскадрой, в состав которой входила «Русалка», командовал высокоталантливый и образованный адмирал Бутаков, оказавший стилем и методами своей работы большое влияние на формирование Макарова как офицера и исследователя вопросов морской тактики и географии морских военных театров.
С 1870 по 1873 г. Макаров снова на одном из кораблей Тихоокеанской эскадры. В 1873 г. Макаров был срочно вызван в Петербург и прикомандирован к адмиралу А. А. Попову для внедрения ряда технических усовершенствований на кораблях военно-морского флота; с Поповым Макаров работал до 1876 г. преимущественно по вопросам непотопляемости. К этому же времени относится возникновение у Макарова идеи о вооружении флота минными катерами, которые явились прообразом современных торпедных катеров. Для осуществления этой идеи ему пришлось немало бороться с косностью командования.
Во время русско-турецкой войны (1877 — 1878 гг.) Макаров командовал пароходом «Великий князь Константин». Макаров сумел вооружить пароход минными катерами, чем значительно увеличил радиус действия мин и превратил их в наступательное оружие; благодаря этому нововведению «Константин» стал невиданным до того в истории военно-морской техники боевым судном и получил, как и сам Макаров, прозвище «дедушки минного флота». В ходе войны Макаров совершил на своем корабле
несколько успешных боевых операций, в частности подорвал турецкий броненосец в Сулине. Но еще больше, чем боевые подвиги, значило завоевание Макаровым приоритета в области русской военно-морской мысли.
По окончании войны капитан 2-го ранга Макаров был направлен на Каспий в качестве начальника морской части Ахалтекинской экспедиции Скобелева. Здесь на Макарове лежало обеспечение морских коммуникаций и снабжение русских войск.
В конце октября 1881 г. Макаров был назначен командиром парохода «Тамань», стоявшего в Константинополе. Время своего пребывания на «Тамани» Макаров посвятил изучению течений в Босфорском проливе. Никогда до этого не занимаясь океанографическими исследованиями, Макаров столкнулся со значительными трудностями, которые в то время усугублялись еще незрелостью самой науки — океанографии; Макарову приходи лось разрешать самому как теоретические вопросы, так и практические затруднения. Однако Макаров так блестяще справился со своей задачей и результаты его работы были столь значительны, что сразу поставили его в число первых ученых-океанографов.
Труд Макарова «Об обмене вод Черного и Средиземного морей» был удостоен премии Академии наук и создал Макарову славу выдающегося ученого. В этом же году Макаров был избран действительным членом Географического общества.
Макаров раскрыл механизм встречных (поверхностного и глубинного) течений Босфора, применив для этого ряд оригинальных и остроумных приемов, обогативших тогдашнюю океанологию. Данные, полученные Макаровым о течениях Босфора, пролили свет на многие особенности гидрологического режима и палеогеографии Черного моря.
B сентябре 1885 г. Макаров был назначен командиром корвета «Витязь», отправлявшегося в кругосветное плавание. Это плавание Макаров также использовал для проведения океанологических исследований, на этот раз по широко задуманной программе. Плавание длилось с конца августа 1886 г. по май 1889 г. и проходило по маршруту: Кронштадт — Атлантический океан — Рио-де-Жанейро — Магелланов пролив — Вальпараисо — Маркизовы острова — Гонолулу — Иокогама — Владивосток. Из Владивостока «Витязь» совершил несколько плаваний (отдельных и в составе эскадры) в Японском, Охотском и Беринговом морях и шестимесячное плавание по малопосещаемым портам тихоокеанского побережья с целью выяснения возможностей использования их в качестве баз для кораблей русского флота. Обратный рейс корвета проходил по маршруту Владивосток — Иокогама — Сингапур — Суэц — Гибралтар — Кронштадт.
По возвращении из плавания Макаров с июня 1889 г. по октябрь 1891 г. был занят обработкой своих трехлетних океанологических наблюдений на «Витязе», которые он вел по собственной инициативе попутно с основными задачами плавания. Результатом этих трудов явилась книга «Витязь» и Тихий океан», в которой Макаров обобщал как свои собственные наблюдения, так и многолетние наблюдения в Тихом океане русских и иностранных моряков. Книга была удостоена полной премии Академии наук и Большой золотой медали Географического общества. Она была издана одновременно на русском и французском языках, стала классическим трудом по океанографии, в частности по Тихому океану, содержащим разносторонние данные о его течениях, солености, термике, климате и заслуженно доставила автору славу ученого с мировым именем, тем самым поставив нашу страну на первое место в области океанографии. Ценность этого труда не только в большом фактическом материале наблюдений, но и в богатстве оригинальных мыслей автора; большинство из них является настоящим вкладом как в теоретическую океанографию, так и в методику океанографических наблюдений.
1 января 1890 г. Макаров был произведен в контр-адмиралы с назначением младшим флагманом Балтийского флота. С октября 1891 г. по ноябрь 1894 г. он исполнял должность главного инспектора морской артиллерии. Трехлетняя работа Макарова в этой должности ознаменовалась многими нововведениями в области артиллерии (преимущественно морской). Главным из них было изобретение «мягких колпачков» для бронебойных снарядов, приведшее к усовершенствованию и выработке как новых видов снарядов, так и броневой защиты кораблей.
В ноябре 1894 г. Макаров был назначен командующим Средиземноморской эскадрой. За время своего недолгого пребывания в Средиземном море Макаров уделял время и океанографическим работам. Так, им были начаты наблюдения над колебаниями уровня моря в Халкидском проливе; однако эти наблюдения были вскоре прерваны в связи со спешным отплытием Средиземноморской эскадры в Тихий океан.
Во время перехода эскадры под руководством Макарова производились океанографические наблюдения в Красном море и Индийском океане. В октябре 1895 г. Макаровым было про изведено дополнительное (к совершенным ранее на «Витязе») исследование Лаперузова пролива. Результаты этого исследования, а также наблюдений в Красном море и Индийском океане Макаров изложил в своей работе «Гидрологические исследования, произведенные в 1895 и 1896 гг. в Лаперузовом проливе…»
Следующий период жизни Макарова связан с осуществлением его давнишней идеи — постройки мощного ледокола для плавания к Северному полюсу и открытия навигации вдоль северных берегов Сибири. Эту идею Макаров кратко и образно выразил в девизе: «К Северному полюсу — напролом!»
Постройка мощного ледокола знаменовала собой начало новой эры в арктическом мореплавании. До этого плавание во льдах было «пассивным»: кораблям приходилось выискивать путь по чистой воде среди льдов. Ледокол предназначался для активного плавания, для плавания сквозь льды, для борьбы со льдами.
Одновременно с разработкой проекта ледокола Макаров изучал весь накопленный до него опыт плавания во льдах и в 1897 г. совершил на пароходе плавание в Карское море для того, чтобы на месте познакомиться с арктическими условиями.
Ледокол был построен в 1898 г. С успехом выдержав испытание во льдах Финского залива, «Ермак» под начальством Макарова совершил в 1899 г., два плавания к Свальбарду [Шпицбергену]. Во время второго плавания ледокол достиг 81°21′ с. ш. и заходил на восток (к северу Свальбарда) до 20°05′ в. д., тем самым доказав свою пригодность форсировать тяжелые льды Арктики.
Во время этих плаваний Макаров производил океанологические наблюдения и уделял много внимания изучению льдов и их движений: наблюдения Макарова над льдами Арктики легли в основу наших современных знаний о морских льдах. Научные результаты этих двух плаваний были обобщены Макаровым в труде «Ермак» во льдах».
Небезынтересно отметить, что в этом плавании Макарова впервые была применена в географических исследованиях кино съемка. Также впервые в истории Арктики Макаровым был установлен на Свальбарде мареограф — прибор для записи колебаний уровня океана. Во время второго плавания к северу от Свальбарда «Ермак» получил незначительную пробоину. Эта пробоина послужила поводом к созданию комиссии, явной целью которой было опорочить идею Макарова, что, однако, не удалось.
Летом 1901 г. «Ермак» направился в Северный Ледовитый океан для исследования возможности плавания к устьям Оби и Енисея и для изучения. Карского моря. Однако вследствие исключительно тяжелых ледовых условий этого года ледоколу не удалось пробиться в Карское море, — «Ермак» почти на месяц был задержан льдами у берегов Новой Земли. Та кой оборот дела позволил врагам Макарова добиться отстранения Макарова от руководства его детищем — ледоколом «Ермак».
И во время этой последней экспедиции велись регулярные океанологические наблюдения; результаты изучения распределения температур и соленостей в «Арктическом бассейне были лично обработаны Макаровым и частично опубликованы с его согласия в труде Н. М. Книповича «Основы гидрологии Европейского Ледовитого океана» (1906).
Исследования Макарова ценны своей тщательностью, высокой объективностью и достоверностью. Они вполне подтверждают принцип Макарова, выраженный в крылатой фразе одним из его офицеров: «Пишем, что наблюдаем, а чего не наблюдаем, того не пишем».
Параллельно с работами океанологического характера Мака ров непрерывно трудился над разработкой новых основ военно-морской науки: например, его замечательный новаторский труд «Рассуждение по вопросам морской тактики» был первым капитальным трудом по морской тактике, созданным русским моряком. В том же году Макаров пишет о броненосных и «безбронных» судах. Макаров может справедливо считаться основоположником тактики броненосных флотов. Через все его труды по морскому делу красной нитью проходит призыв «Помни войну!», пренебрежение которым так сурово сказалось в то время, когда Япония развязала войну на дальневосточных рубежах России.
С 1899 по февраль 1904 г. Макаров занимал должность главного командира Кронштадтского порта и военного губернатора Кронштадта.
Русско-японская война началась большой неудачей для русского флота в Порт-Артуре. Тогда немедленно «вспомнили» о Макарове, всегда «помнившем о войне», и назначили его командующим флотом на Тихом океане. Прибыв в конце февраля 1904 г. в Порт-Артур, Макаров за месяц с небольшим сумел восстановить пошатнувшееся положение защиты порта. Своей кипучей деятельностью он способствовал поднятию боевого духа русских воинов и улучшению обороноспособности крепости и флота. Нет сомнения в том, что с именем Макарова были бы связаны многие славные победы русского флота над японцами, если бы не его преждевременная трагическая гибель: 31 марта 1904 г. флагманский броненосец «Петропавловск», на борту которого находился вице-адмирал Макаров, при воз вращении с боевой операции подорвался на вражеской мине и после взрыва пороховых погребов затонул.
Таков облик доблестного сына нашей Родины — Степана Осиповича Макарова, любимца и героя русского народа, боевого адмирала, передового общественного деятеля, всю свою жизнь боровшегося с рутинно-бюрократической верхушкой царской России, крупнейшего океанографа и ученого с мировым именем, бесстрашного моряка, претворившего в действительность свои крылатые слова: «В море — значит дома!»
В честь Макарова названы город, гора и река на южном Сахалине, поселок и перешеек на острове Шиашкотан (Курильские острова), остров в архипелаге Норденшельда (Карское море).
—Источник—
Отечественные физико-географы и путешественники. [Очерки]. Под ред. Н. Н. Баранского [и др.] М., Учпедгиз, 1959.
Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава