Настоящий сборник, как и прежние, содержит статьи, освещающие отдельные актуальные вопросы общей большой проблемы — охраны природы. Опасность загрязнения уникального водоема — озера Байкал, эрозия почвы и борьба с нею, охрана природы, и в частности животного мира пустынь, лесные пожары и борьба с ними, охрана ландшафтов и др. — все эти проблемы имеют в жизни государства и общества первостепенное значение.
Развитие техники, основывающейся на использовании природных богатств, поднимает вопрос о рациональном их потреблении.
В природе немалую роль играют процессы самовосстановления и самоочищения. Но и они во многом зависят от деятельности человека: при несоблюдении определенных требований влияние этих процессов может прекратиться.
Какие же необходимо принимать меры, чтобы с развитием техники природа не страдала?
Делая общественное дело, организуя какое-нибудь производство и руководя им, участвуя в выполнении или составлении государственного плана, каждый советский человек не должен забывать и об окружающем, ему непосредственно не подчиненном и не порученном,— о природе, он должен быть лично заинтересован в бережном, любовном ее сохранении, т. е. быть хорошим хозяином в государственном масштабе.
Охрана природы зависит от сознательного к ней отношения. Мало того: нужна любовь к природе.
Воспитание чувства любви к природе должно начинаться в школе, прежде всего на уроках биологии и географии. Нужно, чтобы учащиеся имели общение с самой природой. Этого не могут заменить никакие практические занятия и уголки живой природы в стенах школы. Необходимы частые экскурсии, походы, вылазки, дальние поездки в природу. Еще большее значение имеет самостоятельное практическое участие учеников в охране природы: посадка деревьев, подкормка птиц, работы на огороде, в лесу, в поле, в колхозе, уход за домашними животными и т. п.
Развивать любовь к природе можно и через эстетическое восприятие ее красот.
Нельзя не любоваться восходом и заходом солнца, нетронутым травяным покровом на опушке леса, цветущим весенним садом, бурным морским прибоем и т. п.
Нельзя оставаться спокойно-безразличным, когда слышишь на зорьке трели соловья или скромную песенку жаворонка над полем, свист иволги, осеннее курлыканье отлетающих журавлей, рокот ручейка в лесном овраге, крик петуха в соседней деревне и многое, многое другое.
Но красоту в природе замечает далеко не всякий человек, особенно подросток, да еще в группе своих товарищей. Здесь требуется помощь преподавателя.
Большую роль в воспитании подрастающего поколения в духе любви к природе играют художественная литература и живопись.
Любование красотами природы рождает любовь к ней, скрашивающую жизнь и облагораживающую человеческие отношения. Развитие любви к природе содействует формированию моральной личности гражданина.
Никогда не нужно забывать о том, что охрана природы — это охрана Родины, охрана советского человека, его настоящего и будущего, забота о благополучии будущих поколений.
Настоящий сборник составлен из 12 стаей, написанных учеными, членами секции охраны природы Московского Дома ученых.
Г. И. Галазий. Природа Байкала.
Главный водоем Восточной Сибири — Байкал. И по качеству воды и по физико-географическим и биологическим свойствам Байкал — уникальная ценность мирового масштаба.
Байкал и другие водоемы Восточной Сибири необходимо охранять от загрязнения.
Л. О. Карпачевский. Охрана почв необходима.
Почвенный слой в разных местах планеты неодинаков по составу, толщине и свойствам. Это зависит прежде всего от географического расположения, от климата. В местах, где господствуют ветры, почва, не одетая растительным покровом, развеивается и разносится порой на далекое расстояние. Там, где количество атмосферных осадков велико, почва размывается текучей водой и переносится в места, лежащие ниже по течению.
Самое тяжелое явление в жизни почвы — эрозия, приводящая к образованию оврагов. С этим злом необходимо (и можно!) бороться разработанными наукой приемами: соответствующей обработкой почвы, засаживанием оврагов растительными полосами, заботливым надзором за состоянием почвы.
B. Д. Стерлигов. Районная планировка и охрана ландшафта.
Когда строится новый поселок или отводится место для эксплуатации земных недр в каком-либо районе, неизбежно должен измениться и существующий ландшафт. Поэтому при районной планировке необходимо поступать так, чтобы внешний вид и внутренняя сущность ландшафта не были испорчены, а оставались гармоничными.
C. В. Викторов. Охрана природы пустынь.
Некоторые считают, что с пустыней нужно бороться и безоговорочно ее уничтожать, забывая, что пустыня — это особый географический ландшафт, который нуждается в охране.
Охрана природы пустынь сводится в основном к глубокому, всестороннему, комплексному изучению всех природных взаимосвязей, существующих в пустынях, знакомству с хозяйственным освоением пустынь в прошлом, разработке мер ограничительного характера.
B. С. 3алетаев. Охрана животного мира пустынь.
Влияние человека на природу пустынь приводит к изменению прежде всего мира насекомых, а также растительности пустынь, А это отражается на видовом составе птиц и млекопитающих. Развитие в пустынных районах скотоводства, сведение саксауловых лесов и промысел копытных неблагоприятно отражаются на фауне пустынь.
Необходимо охранять обитающих в пустынях птиц, млекопитающих и пресмыкающихся, находящих там для себя благоприятную среду.
C. А. Xлатин. Сохраним кедровые леса.
Кедр отличается рядом свойств, отсутствующих у других видов деревьев. Он многолетен (растет до 500 лет), имеет высокие, стройные стволы и мощную корневую систему. Его древесина плотна и потому стойка по отношению к атмосферным агентам. Кедр приносит высокоценные орехи, содержащие значительное количество ценного масла.
Группа энтузиастов-комсомольцев организовала особое образцовое хозяйство, ведущееся на научной основе,— Кедроград.
С. П. Анцышкин. Охрана лесов СССР от пожаров.
Главный враг леса — пожары, большая часть которых (до 97%) возникает по вине человека. Для предупреждения и ликвидации пожаров создана особая лесная охрана. Выработаны правила пожарной безопасности в лесу. Немалую помощь в борьбе с лесными пожарами могут оказать школы.
Ю. Б. Пукинский. Редкие хищные птицы.
Автор называет так свою статью потому, что крупные хищные птицы — орлы, соколы и др. — действительно находятся на грани исчезновения.
Некоторые считают, что могучих красавцев орлов и соколов нужно уничтожать, как врагов нехищных птиц. Но хищные птицы истребляют преимущественно слабые экземпляры птиц, что приводит к улучшению качества птичьего поголовья. Уничтожают крупные птицы-хищники и мелких млекопитающих лесов и полей — грызунов, наносящих немалый вред сельскому хозяйству. Поэтому этих птиц надо заботливо охранять.
К. Н. Благосклонов. Комсомольская дружина по охране природы.
На биолого-почвенном факультете МГУ в 1960 г. была организована студенческая комсомольская дружина по охране природы. Вначале дружина поставила своей задачей борьбу с браконьерами. С течением времени она расширила деятельность — прежде всего в сторону связи со школами. Затем дружина стала проводить симпозиумы и заседания по отдельным вопросам охраны природы с привлечением видных ученых и участием широкой массы студенчества.
Н. А. Гладков. Забота Советского государства об охране природы.
Для организации охраны природы партия и правительство с момента прихода к власти в 1917 г. начали предпринимать реальные шаги. За подписью главы государства В. И. Ленина стали выходить декреты об охране вод, о рациональном использовании леса, об организации заповедников и т. д. И до сего дня государственной властью неуклонно проводятся в жизнь мероприятия как по общей охране природы, так и по защите отдельных ее объектов.
Т. С. Сушков. Охрана природы — всенародное дело.
Автор показывает, какое участие в деле охраны природы принимают государственные и общественные организации, постоянная Комиссия Верховного Совета РСФСР. В статье раскрыто сознательное отношение пионеров и школьников Владимирской области к природным богатствам.
М. Г. Рябова. Роль методического совета в приобщении школьников к природе.
Автор рассказывает об участии молодежи Волгоградской области в охране и воспроизводстве природных ресурсов под руководством методического совета.
—Источник—
Пелевин, В.И. Охрана природы/ В.И. Пелевин. – М.: Просвещение, 1971.- 120 с.
Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава