big-archive.ru

Большой информационный архив

                       

Образовательный уровень населения

Образовательный уровень различных территориальных групп населения дает представление о населении как производительной силе (в современном обществе образование необходимо для большинства профессий) и как потребителе культурных и материальных благ. Среди показателей образовательного уровня наиболее важны: доля грамотных, доля лиц, имеющих среднее (полное или неполное), среднее специальное и высшее образование. Однако очень трудно сравнивать такие показатели для разных государств мира, поскольку в одних долю грамотных определяют в процентах к численности населения в возрасте старше 9 лет (в СССР), в других — в процентах к населению в возрасте 15 лет и старше, либо к возрастной группе 15 — 65 лет, 15 — 54 года или 14 — 64 года (в США).

Из 2300 млн. людей старше 15 лет на земном шаре 750 млн. (по некоторым данным 800 млн.) на конец 1970 г. не умели читать и писать, причем за 1960 — 1970 гг. число их даже увеличилось на 70 млн. человек, так как в развивающихся странах не все дети охвачены школьным обучением. По данным ЮНЕСКО, к началу 70-х годов неграмотных в возрасте 15 лет и старше в Африке было около 81%, в Южной Азии — 68, Восточной Азии — 42, Латинской Америке — 34%. В развитых странах численность неграмотных невелика. Однако в таких странах Европы, как Греция, Италия, Испания и особенно Португалия, доля неграмотных еще значительна.

В дореволюционной России почти 1/2 городского и 3/4 сельского населения в возрасте 9 — 49 лет были неграмотны (а народы Крайнего Севера, Средней Азии, Казахстана почти полностью неграмотные). В советский период уже к 1926 г. процент грамотных повысился до 81% в городах и до 51% в сельской местности, к 1939 г. — соответственно до 94 и 84, к 1959 г. — до 98,7 и 98,2%. Перепись 1979 г. показала, что неграмотных в возрасте 9 — 49 лет среди городского населения всего 0,1%, среди сельского — 0,3%. Это преимущественно те, кто не смог учиться по причине физических недостатков или хронической болезни. Завершается переход от обязательного 8-летнего ко всеобщему полному среднему (10 лет) обучению.

 Рост образовательного уровня различных групп населения СССР 

Огромные средства, направляемые Советским государством на нужды общего и профессионального образования, обеспечили непрерывное и быстрое увеличение численности подготовленных кадров. С 1939 по 1979 г. число лиц с высшим или средним (полным или неполным) образованием на 1000 человек в возрасте 10 лет и старше возросло со 108 до 638 (в том числе с высшим образованием — с 8 до 68). Эти цифры говорят о глубоких изменениях общекультурного уровня советского народа, что очень важно и для профессиональной подготовки кадров, соответствующей высоким требованиям современного производства. Происшедшие изменения отразились и на потребностях населения, его образе жизни, интересах, демографическом и миграционном поведении. Повышение уровня образования народа было одной из важных предпосылок и вместе с тем одним из следствий экономического и культурного развития нашей социалистической страны.

В СССР сильно сближается уровень общеобразовательной подготовки мужчин и женщин, горожан и сельских жителей, а также представителей разных социальных групп (рис. 17). Однако некоторые различия, в частности между городом и селом, между рабочими и колхозниками, еще значительны. Следует учитывать и влияние возрастной структуры населения. Во многих сельских местностях доля пожилых и старых людей выше, чем в городах; доля пожилых женщин больше по сравнению с мужчинами, люди старших возрастов составляют основную часть лиц, которые не смогли в свое время получить образование. В настоящее время образовательный уровень населения различных союзных республик более или

Рост и выравнивание образовательного уровня населения союзных республик СССР       

менее выровнялся. В 1979 г. наиболее высокий показатель отмечен в Армении — 713 человек на 1000 жителей в возрасте 10 лет и старше, наиболее низкий в Литовской ССР — 558 человека. В 1939 г. некоторые республики превосходили другие по доле лиц со средним и высшим образованием в 3 — 4 раза (рис. 18). Несколько ниже эти показатели для Молдавии и Литвы, так как советская система всеобщего образования в них могла быть осуществлена фактически лишь после 1945 г., поэтому ею не охвачены многие лица старшего возраста. Сравнительно пониженные показатели по Таджикской и Узбекской ССР, поскольку в этих республиках преобладает сельское население.

Имеющиеся различия, хотя и сильно сглаженные, обусловлены специализацией хозяйства (так как разные его отрасли предъявляют неодинаковые требования к квалификации и общей подготовке работающих), степенью урбанизации, особенностями исторического развития данной местности. И очень заметна зависимость этого среднего показателя от возрастного состава населения: он ниже там, где более высока доля пожилых людей или подростков в возрасте 10 — 15 лет (последние, естественно, еще не имеют среднего образования).

В СССР в 1979 г. на 1000 горожан в возрасте 10 лет и старше приходилось 723 человека с полным или неполным

средним образованием, незаконченным высшим или высшим. Выше этих средних были показатели для столичных городов, а также Ленинграда и некоторых других крупнейших городов и во многих городских поселениях районов пионерского освоения в Сибири, на Дальнем Востоке, на Европейском Севере. Для сельского населения, при среднем показателе по СССР в 1979 г. 492, самый высокий уровень образования был там, где в сельской местности преобладало несельскохозяйственное и молодое население.

Особенно быстро возрастало и продолжает расти число лиц с высшим образованием среди тех народов СССР, для которых при царизме даже элементарная грамотность была редким явлением (в Сибири, Средней Азии и Казахстане, Закавказье). Если общее число людей с высшим образованием в СССР за 1939 — 1970 гг. увеличилось с 8 до 42 человек на 1000 взрослых, т. е. в 5 раз, то в Туркмении оно возросло с 4 до 33, т. е. в 8 раз, в Узбекистане — с 4 до 36, т. е.. в 9 раз, а в Таджикистане — с 3 до 29 — почти в 10 раз. О различиях в насыщенности кадрами, имеющими высшее образование, по союзным республикам и экономическим районам дает представление табл. 3.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

 

                       

  Рейтинг@Mail.ru    

Внимание! При копировании материалов ссылка на авторов книги обязательна.