Просвещение и печать в первой половине

Степень распространения просвещения в значительной степени определяет культурный уровень общества. В первой половине XIX в. в развитии просвещения были Достигнуты известные успехи. Промышленность нуждалась в технически грамотных специалистах, растущий государственный аппарат — в образованных чиновниках. 1809 г. был издан указ об образовательном цензе для чиновников. Все это заставляло правительство проводить меры, способствующие развитию в стране образования при сохранении принципа сословности.

Сравнительно быстро развивалось университетское образование. В первую четверть столетия возникли университеты в Дерпте (1802), Вильно (1803), Казани (1804), Харькове (1805). В Петербурге главный педагогический институт (1802) был преобразован в университет (1819). В 1834 г. открылся университет в Киеве. За два года до этого правительство закрыло университет в Вильно в связи с участием студентов в революционных событиях. Наряду с университетами создавались закрытые учебные заведения — лицеи: Царскосельский, Нежинский, Демидовский (в Ярославле), Ришельевский (в Одессе).

Университеты были важными центрами научной и общественно-культурной жизни и сыграли большую роль в развитии просвещения, в формировании демократической интеллигенции.

В первой половине XIX в. в России возникали средние специальные учебные заведения — Технологический институт в Петербурге, Институт корпуса путей сообщения, Лесной институт, Ремесленное училище в Москве.

Начальная школа в первой половине XIX в. наиболее сильно испытывала на себе реакционную политику правительства. Устав 1804 г. в области народного образования фактически не был введен в жизнь; сельские школы не созданы, уездных и городских училищ было очень немного. Наступление политической реакции со второй четверти XIX в. неблагоприятно отразилось на развитии народного образования. Рескрипт 19 августа 1827 г. запрещал прием крепостных крестьян в гимназии и университеты. В 1828 г. был введен в действие школьный устав, в котором наиболее полно отразился сословный принцип. Каждый тип школы становился замкнутым и сословно обособленным. Приходские одноклассные училища предназначались для детей «самых низших состояний», в них обучали закону божию, грамоте и четырем правилам арифметики. Уездные трехклассные училища создавались для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей; в программе училища были русский язык, арифметика, первая часть геометрии, история и география. В гимназиях обучались главным образом дети дворян и чиновнике. В целом все же наблюдался известный рост школ, по ведомственных министерству народного просвещения увеличивалось количество учащихся в них.

Некоторую роль в распространении грамотности сыграли ведомственные профессиональные школы, находившиеся вне ведения министерства народного просвещения. Кроме того, с 30-х годов получила развитие сеть волостных школ министерства государственных имушеств, подготовлявших грамотных писарей для волостных и сельских управлений. При некоторых фабриках возникали школы для обучения грамоте и элементарным техническим знаниям рабочих.

Однако следует подчеркнуть, что сословные меры правительства в области просвещения, скудность материальных средств, недостаток учителей, учебников и учебных пособий определили чрезвычайно слабое развитие сети начальной школы в дореформенной России.

Изучение грамотности, степени ее распространения имеет важное значение для понимания многих проблем историко-культурного процесса. Грамотность составляет основу процесса демократизации культуры, одного из ведущих процессов культурного развития XIX в.

Показателем развития просвещения в стране был значительный рост издания книг, журналов, газет.

В начале XIX в. в России издавалось 143 книги в год, к концу 50-х годов — уже около 2 тыс. Вновь от крылись частные типографии, запрещенные при Павле I. В 1813 г. в стране было 66 типографий, из которых 18 находилось в Петербурге, 8 в Москве. Частные типографии имелись в Рязани, Пензе, Пскове, Уфе, Петрозаводске.

Широкую известность в первой половине XIX в. полу ила деятельность книгоиздателя А. Ф. Смирдина, который стал широко знакомить русскую публику с произведениями русской литературы. Смирдин издал произведения более 70 писателей, и среди них А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, В. А. Жуковского, И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова. Рост спроса на книги, увеличение числа читателей из среды разночинцев позволяли Смирдину значительно повысить тиражи из Дании, продавать книги по низким ценам, делать их доступными по цене «для небогатых людей».

За полвека увеличилось более чем в 3,5 раза число периодических изданий (с 64 до 230 названий). Изданы общественно-литературные, научные, ведомственные журналы. С 30-х годов начала выходить газета «Губернские ведомости». Тиражи некоторых журналов были значительными для того времени. Так, в 30-е годы журнал «Библиотека для чтения» выходил в количестве 5 — б тыс. экземпляров. Тираж «Современника» в 40-е годы составлял 3 тыс. экземпляров, в конце 50-х годов — около 5 тыс.

Журналы играли большую роль в общественно-идейной борьбе. «Они вбирают в себя все умственное движение страны»,— писал Герцен. Для журналистики 30 — 40-х годов характерна более четко выраженная общественная позиция, в целом совпадающая с определенным направлением в общественной мысли. Консервативно-охранительной, официозной журналистике («Москвитянин», «Северная Пчела») противостояло растущее демократическое направление, выразителем которого в 20-е — в первой половине 30-х годов были «Московский телеграф» Н. А. Полевого и «Телескоп» Н. И. Надеждина, а в последующий период — «Современник» и «Отечественные записки». С приходом в «Современник» Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова журнал превратился в боевой орган революционной демократии.

Показателем развития просвещения является возникновение и рост таких общественно-культурных учреждений, как библиотеки, выставки, музеи. В пред шествующий период были распространены личные библиотеки, принадлежавшие, как правило, аристократам и доступные небольшому кругу книголюбов. Существовала старейшая библиотека Московского университета, открытая в 1756 г. В 1814 г. в Петербурге возникла первая в России публичная библиотека. Правда, библиотека открывалась для читателей только три раза в неделю и в первый год число ее посетителей не превысило 400 человек. Примерно в это же время в столице поя вилась коммерческая библиотека. За небольшую плату читатели получали книги на дом. Это было большим новшеством для своего времени. В 30 — 40-е годы около 40 публичных библиотек открылись в губернских и уездных городах. Несмотря на неблагоприятные условия, публичные библиотеки в известной степени способствовали росту просвещения, образования в стране. Во многих городах библиотеки были единственным местом где можно было получить нужную книгу, журнал ил газету.

В первой половине XIX в. известное развитие получили выставки — новое явление в общественно-культурной жизни России. Наиболее известными были всероссийские промышленные выставки, первая из которых проходила в Петербурге в 1829 г., сельскохозяйственные выставки (первая состоялась в 1843 г.), ежегодно устраивались выставки произведений живописи в Академии художеств.

 

Источник—

Артемов, Н.Е. История СССР: Учебник для студентов ин-тов И90 культуры. В 2-х частях. Ч. 1/ Н.Е. Артемов [и д.р.]. – М.: Высшая школа, 1982.-  512 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
в первой половине">
Adblock
detector