Политика централизации при Иване

В последней четверти XV — первой трети XVI в. были сделаны крупные шаги по. централизации, по внутренней перестройке государства от феодальной раздробленности к централизованному государству. Деятельность Ивана III в этом направлении была успешной.

Изменился характер отношений великого князя с другими феодалами, из «первого среди равных» он превратился в «государя». Феодальное право «отъезда» крупных феодалов было отменено. «Отъезд» к другому государю теперь приравнивался к государственной измене. Из вассалов великого князя, имевших определенные феодальные привилегии, удельные князья и бояре превратились в подданных. Опираясь на большое войско из дворян и «детей боярских», «Иван III повел решительное наступление на права феодальной знати, за претил им принимать на свои земли военных слуг великого князя, требовал беспрекословного повиновения. Даже своего младшего брата Андрея великий князь приказал заточить в тюрьму, когда тот отказался прислать войско. Непокорных бояр Иван III казнил или подвергал «опале».

Иван III старался возвеличить великокняжескую власть, подчеркнуть ее принципиальное отличие от власти прежних князей. Он называл себя «божией милостью государем всея Руси», а в некоторых дипломатических документах — даже «всея Руси императором». При Иване III были приняты особые знаки великокняжеского достоинства: «шапка Мономаха», которая ста да символом самодержавия, драгоценные оплечья-бармы и скипетр; государственным гербом стал двуглавый византийский орел. Идеологическим обоснованием неограниченной власти великого князя была так называемая «теория третьего Рима», смысл которой заключался в признании великого князя наследником римских и византийских императоров. Монах Филофей писал: «Блюди и внемли, яко два Рима падоша, и третий (Москва) стоит, а четвертому не быти!» Не без дальнего политического прицела Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, ввел пышный придворный церемониал по византийскому образцу. Великий князь гордо и независимо держался с самыми могучими государями Европы. Когда германский император предложил ему титул короля, Иван III ответил: «Мы божиею милостью государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставление имеем от бога, как наши прародители. Поставления как прежде мы не хотели ни от кого, так и теперь не желаем!» Послы римского папы, венгерского короля, молдавского господаря, персидского шаха искали дружбы с могущественным «государем всея Руси».

При Иване, III началось формирование центральных органов власти — приказов. Делопроизводство в приказах вели дьяки и подьячие. В начале XVI в. в Российском государстве насчитывалось до десяти приказов, часть из которых выросла из старого дворцового управления. Дворцовый приказ ведал собственными владениями великого князя, посольский — внешними сношениями, разрядный — военными делами и т. д.

Важную роль в централизации страны сыграл общерусский Судебник 1497 г., который устанавливал единый порядок судебно-административной деятельности, важнейшие дела передавались великокняжескому суду, по остальным бояре должны были судить вместе с шорными из местных дворян «судными мужами» и дьяками. Одной из главных задач Судебника было упрочение власти феодалов над крестьянами. Выступления против феодального строя («татьба», «разбои») карались смертной казнью. Судебник положил начало Юридическому оформлению крепостного права в массах всей страны, установив единый ограниченный срок крестьянского перехода от одного феодала к другому. Статья 57 гласила: «А христианом отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесех полтина…»

Значительные изменения произошли в организации военных сил страны. Военные отряды отдельных феодалов и «пешие рати» горожан и крестьян-ополченцев объединялись в полки, воеводы которых назначались великим князем; назначения воевод заносились в «раз рядные книги». Основу войска составляли «государевы служилые люди», дворяне и «дети боярские», получавшие за службу землю в условное держание. Они «испомещались» на дворцовых и черных землях, их число быстро увеличивалось. Дворянская поместная конница несла постоянную службу по охране границ. В полном распоряжении великого князя были также полки «служилых царевичей», татарских феодалов, переходивших  на службу к Ивану III. В случае военной опасности набиралась «посошная рать» из крестьян. Русское войско имело на вооружении огнестрельное оружие: пушки, пищали и «ручницы». Великий князь считался верховным командующим всеми вооруженными силами страны.

Однако, несмотря на крупные шаги по пути централизации, в стране сохранялись пережитки феодальной раздробленности. Бывшие удельные князья, влившиеся в состав московского боярства, сохраняли свое привилегированное положение и в системе единого государства. При великом князе постоянно действовал совет крупных феодалов — Боярская дума, с которой великий князь обсуждал важнейшие вопросы. Сложилась система местничества, по которой главные посты в государстве и войске замещались феодальной аристократией. На местах власть находилась в руках наместников и волостелей, которые назначались из знатных бояр, часто потомков удельных князей. Они сами собирали налоги на свое содержание («корм»). Бояре-кормленщики мало зависели от центральной власти. Феодальная автономия отдельных уделов сохранялась и в рамках единого государства. Политическое влияние крупных феодалов основывалось на их экономической мощи: в руках «княжат» и бояр-вотчинников оставалась большая часть земель и крестьянских дворов.

Политику централизации продолжил великий князь Василий III. Он ограничивал феодальные привилегии княжеско-боярской аристократии, выдвигал на государственные должности людей незнатного происхождения, из дворян и «детей боярских». Постоянной заботой великого князя было расширение поместного землевладения. Усиление дворянства способствовало укреплению центральной власти. Однако земель для раздачи дворянам-помещикам было мало. Удобные для обработки и населенные земли были давно уже захвачены боярами и монастырями. Перед Василием III остро встал вопрос о перераспределении земельного фонда. Видимо, с этим связана поддержка, которую великий князь оказал «нестяжателям» (противникам церковного землевладения). Нил Сорский и другие «заволжские старцы» призывали к аскетическому образу жизни, к отказу церкви от богатств и земельных владений. Противниками «нестяжателей» были «осифляне» (по имени игумена Иосифа Волоцкого, сторонника сильной и богатой церкви). В конечном итоге Василий III встал на сторону «осифлян» — сильная церковь была опорой великокняжеской власти. Церковный собор 1533 г. осудил Нила Сорского и его сторонников.

Василий III значительно ограничил права владетелей последних «уделов», запретил им чеканить собственную монету, но окончательно ликвидировать уделы не решился. Им была введена централизованная система государственных налогов, которые были распространены и на боярские вотчины. Однако крупные феодалы часто получали от великого князя «тарханные грамоты», освобождавшие их владения от «тягла». В результате экономические и политические позиции крупных феодалов остались достаточно сильными. Великокняжеской власти предстояло вести длительную и сложную борьбу за внутреннюю централизацию страны. Весь XVI век за полнен ожесточенными столкновениями между велико княжеской властью и княжеско-боярской оппозицией. Особенной остроты достигла эта борьба при Иване IV Васильевиче (1533 — 1584).

 

Источник—

Артемов, Н.Е. История СССР: Учебник для студентов ин-тов И90 культуры. В 2-х частях. Ч. 1/ Н.Е. Артемов [и д.р.]. – М.: Высшая школа, 1982.-  512 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
Adblock
detector