Духовная культура Древней Руси

Народная основа древнерусской культуры наиболее ярко проявилась в устном народном творчестве — фольклоре. На примере фольклора можно проследить, как органически вливались народные элементы в феодальную культуру Древней Руси.

Народные пословицы, поговорки, заговоры включались в летописи, придавая им красочность и образность, летописные повествования о начальном периоде русской истории опирались в основном на народные предания и легенды (например, сказания о первых киевских князь Аскольде и Дире, о «вещем» Олеге, о мести княгини Ольги древлянам). Особое место в устном народном творчестве занимают былины, в которых народ прославил своих героических защитников — богатырей. Наиболее популярным героем былин был Илья Муромец, «сын крестьянский», старший на «богатырской заставе». Другой былинный герой — Микула Селянинович был смердом-пахарем. Многие былины имели историческую основу, т. е. отражали в своеобразной поэтической форме реальные исторические события.

Письменность появилась в Древней Руси задолго до принятия христианства. О «русских» надписях на камне и дереве упоминали арабские авторы X в. В Крыму уже тогда были известны книги, написанные «росьскыми письмены». Первый договор Руси с греками (912) был составлен в двух «харатьях», под одной из которых подписались русские послы. На глиняной амфоре, изготовленной в первой половине X в. русским ремесленником, была надпись «горухша» (или «горушна»). В конце X в. получил распространение древнерусский алфавит, составителями которого были болгарские миссионеры Кирилл и Мефодий; одна из систем алфавита так и называлась «кириллица».

Развитие письменности было вызвано в первую очередь потребностями церкви и феодального государства, однако грамотность получила распространение не только среди духовенства, но и в народных массах. Городские ремесленники делали надписи на своих изделиях. На штукатурке древнерусских соборов сохранились надписи, выцарапанные острыми предметами — «граффити». О массовом распространении грамотности свидетельствуют берестяные грамоты, которых найдено сейчас уже более 700. Грамотный человек не был редкостью в Древней Руси в отличие от средневековой Западной Европы. Широкому распространению грамотности способствовало использование в письменности родного языка. Судя по летописям, в Древней Руси были школы для обучения детей грамоте. При князе Владимире детей «лучших людей» отдавали в «обучение книжное».

В XI в. появились первые библиотеки. Книги собирались и хранились в соборах и монастырях, при княжеских дворах. Кроме церковных книг были и книги светского содержания: «хроники» и «изборники» исторического характера, сочинения историков и географов древности, переводная литература византийских авторов. Князь Ярослав Мудрый «собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык».

Большинство памятников древнерусской письменности погибло во время монголо-татарского нашествия. До наших дней сохранилось не более 80 рукописных книг XI XII вв. Однако и по немногим уцелевшим памятникам можно составить представление о богатой и самобытной литературе Древней Руси. Для нее характерны патриотические идеи, гордость за свой народ и родную землю, страстный призыв к объединению народных сил против внешнего врага, широкий, общерусский взгляд на исторические события. Идея независимости Руси звучит в «Слове о законе и благодати» киевского митрополита Илариона (середина XI в.). В «Поучении Владимира Мономаха» (конец XI — начало XII в.) содержится призыв к единству Руси, к объединению всех сил для войны с половцами. Этот же страстный призыв повторяет неизвестный автор «Слова о полку Игореве» (конец XII в.).

Широкое распространение получили записки русских людей о путешествиях за границу. Наиболее известным литературным произведением этого жанра было «Хождение Даниила» в Палестину (конец XI — начало XII в.). В далеких краях Даниил чувствовал себя представителем «всея Руськыя земли».

Выдающимися памятниками литературы и общественно-политической мысли были русские летописи. Древнейшая летопись была составлена при Ярославе Мудром в Софийском соборе. Она неоднократно перерабатывалась и дополнялась. В начале XII в. летописцем Нестором был составлен крупнейший летописный свод Древ ней Руси — «Повесть временных лет». В период феодальной раздробленности летописание велось во многих городах Руси. Летописцы большое внимание уделяли местным событиям, однако идея единства Руси сохранилась. В состав местных летописей включалась как общее политическое введение «Повесть временных лет». Патриотическая идея единства родной земли звучала и в литературных произведениях. В «Молениях Даниила Заточника» прославлялась сильная княжеская власть, служить которой считалось «честью и милостью». Литература поддерживала прогрессивные исторические тенденции своего времени.

В целом древнерусская культура X — первой половины XIII в. переживала период расцвета и по своему уровню стояла в одном ряду с культурой наиболее развитых стран Западной Европы. Даже страшное монголо-татарское завоевание не смогло до конца разрушить богатейшего культурного наследия Древней Руси, на основе которого позднее сложились самобытные куль туры трех братских народов — русского, украинского и белорусского.

 

Источник—

Артемов, Н.Е. История СССР: Учебник для студентов ин-тов И90 культуры. В 2-х частях. Ч. 1/ Н.Е. Артемов [и д.р.]. – М.: Высшая школа, 1982.-  512 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
Adblock
detector