Условия развития культуры и основные черты историко-культурного процесса

Падение крепостного права открыло новую эпоху в истории России. Капитализм внес важные перемены в условия развития культуры в пореформенное время. Феодальная Россия уходила в прошлое. «Россия сохи и цепа, водяной мельницы и ручного ткацкого станка,— писал В. И. Ленин,— стала быстро превращаться в Россию плуга и молотилки, паровой мельницы и парового ткацкого станка».

В результате завершения промышленного переворота и утверждения промышленного капитализма в России произошли коренные изменения в социальной структуре общества: завершилось формирование пролетариата и буржуазии. По мере углубления социальных противоречий, роста классовой и идейной борьбы, развития политического сознания и революционной идеологии пролетариата более четко и определенно выступило различное отношение этих двух антагонистических классов к важнейшим общественно-политическим и культурным проблемам.

В условиях капитализма чрезвычайно усилились социальная дифференциация и распад классов-сословий феодального общества — крестьянства и дворянства. Капитализм изменил весь старый хозяйственный строй и привел к изменению духовного облика населения, его быта, нравов, способствовал известному росту культурных потребностей.

Вторая половина XIX в. отмечена высокими достижениями научной мысли, русской художественной литера туры и изобразительного искусства. В этот период развертывается деятельность русских просветителей-демократов — А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, художников-передвижников, композиторов «могучей кучки» и П. И. Чайковского. Русские революционные просветители и учёные, писатели и поэты, художники, зодчие, музыканты и артисты внесли громадный вклад в отечественную и мировую культуру.

Рождение ленинизма в русской революционной мысли было громадным шагом вперед в общественном сознании, важнейшим итогом общественно-культурного развития XIX столетия.

Общественный демократический подъем периода революционной ситуации и первых лет после падения крепостного права внес много важных изменений в общественно-культурную жизнь России. С ним несомненно связана и демократизация культуры, которая является принципиально новой чертой культуры нового времени вообще. Если в эпоху средневековья духовное освобождение и прогресс в культуре шли по линии освобождения личности от духовной диктатуры церкви, то при капитализме общественно-культурный прогресс выражался в демократизации культуры, т. е. в расширении круга тех, кто создавал культурные ценности, и их потребителей.

Первые важные успехи в демократизации культуры относятся еще к 40-м годам XIX в. (начало формирования разночинской интеллигенции, возникновение революционного демократизма). В пореформенную эпоху этот процесс получил дальнейшее развитие. В период падения крепостного права разночинец, ставший главным массовым деятелем освободительного движения, становится также и ведущей фигурой в историко-культурном процессе. Благодаря сначала разночинцам, а в конце рассматриваемой эпохи — рабочим шел процесс углубления демократизации культуры. Важным показателем этого являлись уровень грамотности общества, степень распространения просвещения среди народных масс.

 

Источник—

Артемов, Н.Е. История СССР: Учебник для студентов ин-тов И90 культуры. В 2-х частях. Ч. 1/ Н.Е. Артемов [и д.р.]. – М.: Высшая школа, 1982.-  512 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
Adblock
detector