Развитие капитализма в промышленности

Как известно, В. И. Ленин различал три стадии в развитии промышленного капитализма: 1) мелкотоварное производство; 2) мануфактура — переходная ступень от феодализма к капитализму в промышленности; 3) фабрично-заводская промышленность, крупное машинное производство, основанное на вольнонаемном труде, современный промышленный капитализм.

Следует иметь в виду, что с победой одной из этих стадий не исчезали другие. В России имело место пере плетение всех трех стадий промышленного развития, поэтому они означали и формы, в которых развивалась русская промышленность. Мануфактурный период победил в 30 — 40-е годы XIX в. Третья стадия утвердилась в России после реформы 1861 г. Для пореформенной России господствующей формой являлась фабрика с крупной машинной индустрией.

Следовательно, развитие капитализма в России началось еще до реформы 1861 г. Саму реформу в значительной степени вызвал рост капиталистических отношений в дореформенный период.

В России крупная промышленность вырастала из мелкой и поглощала ее за счет укрупнения кустарного производства и усиления роли скупщика, превращавшегося в промышленного капиталиста.

Только переход к третьей стадии — к машинной индустрии — означал глубокий переворот во всей экономике страны. Он полностью отделял промышленность от сельского хозяйства и вел к окончательному оформлению капиталистических отношений. Этот переход и свершился после реформы.

Быстрый подъем капиталистической промышленности начался со второй половины 60-х годов. К этому времени уже успели сказаться результаты реформы, образовалась резервная армия труда, вырос внутренний рынок, скопились денежные капиталы.

Число рабочих за 25 лет, 1865 — 1890 г., увеличилось вдвое. В конце XIX в., по данным всероссийской переписи населения, в России насчитывалось более 9 млн. рабочих. Высокие темпы развития капиталистической промышленности составляли характерную черту экономического развития России.

Большим стимулом для развития тяжелой промышленности явилось железнодорожное строительство. В строительстве железных дорог были заинтересованы не только буржуазные, но и феодальные круги, нуждавшиеся в быстрой переброске сельскохозяйственной продукции в отдаленные рынки. Царизму нужны были железные дороги и в экономических и в особенности в военно-стратегических целях. Правительство активно привлекало частные капиталы. Стали складываться частные товарищества — акционерные компании как важная форма привлечения капиталов для промышленного строительства. Царские власти всемерно поддерживали частную инициативу — в железнодорожном строительстве, не отказываясь и от строительства железных дорог на казенный счет. С этой целью правительство предоставляло концессии и выдавало крупные денежные ссуды за каждую построенную версту.

В первые десятилетия после реформы 2/3 всех капиталов России было вложено в железнодорожное строительство. Если в 1861 г. длина железнодорожных путей не достигала и 11/2 тыс. верст, то к 1895 г. она составила уже 34 тыс. верст, т. е. за 35 лет увеличилась почти в 23 раза.

Железные дороги сыграли большую прогрессивную роль в истории народного хозяйства в России. Они связали разбросанную фабрично-заводскую промышленность с источниками сырья и рынками сбыта, способствуя этим росту промышленности, соединили огромные пространства Российской империи в единый хозяйственный организм. Одновременно успешно развивался и водный транспорт — речное и морское пароходство, при чем особенно быстро рос наиболее передовой вид транспорта — паровой. Железнодорожное строительство послужило мощным толчком к росту тяжелой промышленности, так как предъявляло огромный спрос на рельсы, паровозы, вагоны, уголь. Добыча угля за 30 лет поре форменного развития, I860 — 1890 гг., увеличилась по всем районам в 20 раз (с 18 млн. пудов до 367 млн. пудов), выплавка чугуна выросла за эти же годы втрое (с 20,5 млн. пудов до 56,6 млн. пудов), а производство железа и стали  — вчетверо.

Темпы развития крупной промышленности, особенно тяжелой, быстро увеличивались. Производство все более сосредоточивалось на больших предприятиях. В» И. Ленин установил, что чем крупнее были фабрики, тем быстрее росло их число. За 25 лет число крупных предприятий с количеством рабочих свыше 1000 человек увеличилось более чем вдвое, а численность занятых на этих предприятиях рабочих выросла втрое. Это свидетельствовало о высокой концентрации производства и рабочих в России. Высокая концентрация производства и рабочей силы также составляла характерную черту развития капитализма в России. По концентрации производства Россия обогнала все страны мира, не исключая и США.

Хотя крупная промышленность росла все более интенсивно, ведущими отраслями промышленного производства в те годы были текстильная и пищевая промышленность. Хлопчатобумажное производство и раньше было передовой отраслью русской промышленности. Теперь производство тканей за 20 лет, 1861 — 1881 гг., увеличилось более чем в 3 раза, а стоимость хлопчатобумажного производства возросла вчетверо, с 50 до 200 млн. руб. Из отраслей пищевой промышленности особенно большие успехи были достигнуты в производстве сахара. В Сибири в пореформенные годы усиленно разрабатывались новые золотоносные районы, быстро росла золотодобывающая промышленность, разрабатывались также угольные и рудные месторождения.

Развитие капитализма на Урале и в Сибири получило правдивое и яркое отображение в романах Д. Н. Мамина-Сибиряка «Золото», «Приваловские миллионы», «Хлеб» (последний роман писателя).

Развитие капиталистической промышленности привело к созданию новых промышленных центров, таких, как Донбасс, Баку, Грозный, Криворожье, и к вытеснению старых. Например, Донбасс с каждым годом все более вытеснял Урал. По добыче угля Донбасс выдвинулся на первое место, которое ранее занимала Польша. Новым центром нефтяной промышленности стал Бакинский район. В 60-е годы добыча нефти в Баку была ничтожна, она не достигала и 1 млн. пудов. В 1890 г. добыча нефти во всей России составила 243 млн. пудов, причем вся эта нефть добывалась в одном Бакинском районе.

Одновременно с возникновением новых промышленных центров происходило и обновление старых центров промышленного производства. Старая феодальная промышленность Петербурга перестраивалась на машинные рельсы. Здесь появились сталелитейная, военная, кораблестроительная, паровозостроительная, легкая отрасли промышленности. В Москве успешно развивалась текстильная промышленность. Большие успехи сделало и русское машиностроение, которое до реформы было в зачаточном состоянии. Машиностроительные заводы возникли в Петербурге, Коломне, Сормове; новые центры сельскохозяйственного машиностроения — в Харькове, Одессе, Бердянске, Елизаветграде. Число машиностроительных заводов увеличилось с 1860 по 1890 г. в 3,5 раза, а число рабочих на них — более чем в 20 раз.

В 80-е годы XIX в. завершился промышленный пере ворот, начавшийся во второй четверти XIX в. Использование машин окончательно вытеснило ручной труд.

В результате утверждения капитализма в России вы росли новые общественные классы — пролетариат и буржуазия, — и отныне борьба этих классов определяла дальнейшее общественное и политическое развитие страны.

 

Источник—

Артемов, Н.Е. История СССР: Учебник для студентов ин-тов И90 культуры. В 2-х частях. Ч. 1/ Н.Е. Артемов [и д.р.]. – М.: Высшая школа, 1982.-  512 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
Adblock
detector