Развитие капитализма в России

Капитализм как способ производства утвердился в России после отмены крепостного права; складывание же буржуазно-капиталистических отношений началось гораздо раньше, в недрах старой феодальной системы. Капитализм — новый период в истории, и необходимо ясно представлять себе, в чем состоит это новое, каковы главные отличия капиталистической формации от предшествовавшего, феодального общества.

В книге «Развитие капитализма в России» (1899) В. И. Ленин дал классическое определение основных черт феодальной системы. Основу ее производственных отношений составляла феодальная собственность на землю. Владелец земли феодал-помещик наделял крестьян сравнительно небольшими земельными участками за определенные повинности, которые взимались в форме оброка или барщины. Выполнение этих повинностей для крестьян было обязательно.

Наряду с феодальной собственностью существовала и мелкая собственность зависимых от землевладельцев крестьян или ремесленников на их орудия труда и личное хозяйство. Собственное хозяйство крестьянина являлось условием существования помещичьего хозяйства; Крестьян оно обеспечивало скудными средствами к жизни, а помещика — рабочими руками. При таком устройстве хозяйства все необходимые продукты, а также предметы домашнего обихода производились обычно внутри каждого владения, и поэтому феодализм не создавал необходимых условий ни для широкого обмена, ни для крупной промышленности, способной поставлять товары на рынок.

При капитализме основу производственных отношений составляет капиталистическая собственность на средства производства при отсутствии собственности у основной массы производителей материальных благ. Непременным предварительным условием возникновения капиталистической промышленности является лишение собственности на орудия и средства производства крестьян или ремесленников, экспроприация мелких производителей. Это социальное явление чрезвычайно ярко и убедительно показано в 24-й главе первого тома «Капитала» К. Маркса. Вместо феодально-зависимого крепостного работника, привязанного к земле помещика, появляется рабочий, юридически свободный, но вынужденный продавать свою рабочую силу.

Феодальная собственность являлась сословной собственностью. Помещичье землевладение было дворянским землевладением и оставалось в основном таковым даже после отмены крепостного права, когда был про возглашен принцип «всесословности»; капиталистическая же собственность, напротив, всегда бессословна.

Изменяются и формы эксплуатации. При феодализме эксплуатация основана на внеэкономическом принуждении, т. е. на прямом насилии или на угрозе насилия. Только таким путем феодал мог удержать захваченную им землю и заставить крепостного крестьянина, имевшего собственные орудия труда и свое небольшое хозяйство, работать на него. При капитализме господствует экономическая зависимость эксплуатируемых от эксплуататоров. Лишенный средств производства работник не имеет другой возможности существования, кроме продажи своей рабочей силы. Рабочая сила становится товаром, объектом купли-продажи.

Изменяется характер труда. При феодализме крепостной труд был преимущественно ручным, основанным на непосредственном физическом усилии работника. При капитализме господствует вольнонаемный труд, основанный на машинном производстве, более квалифицированный, требующий известной заинтересованности в конечном результате труда, а потому и более производительный, чем подневольный крепостной труд.

Капитализм меняет весь облик общества. Вместо отдельных мануфактур, основанных на крепостном малопроизводительном труде, возникают многочисленные фабрики с машинной индустрией, основанные на вольно-наемном труде. Вместо натурального замкнутого хозяйства, слабо связанного с рынком, вырастает развитое товарное хозяйство, обслуживающее растущий внутренний и внешний рынок. Сеть железных дорог соединяет прежде разобщенные районы, отдельные города и губернии в единый хозяйственный организм.

Меняется классовая структура общества. При феодализме основными антагонистическими классами были феодалы-землевладельцы и крепостные крестьяне. При капитализме главными антагонистическими классами общества стали владельцы средств производства — капиталисты и лишенные средств производства, продающие свою рабочую силу наемные рабочие — пролетариат. Таким образом, новый способ производства вызвал к жизни и новые классы.

Крестьянство при капитализме занимает промежуточное положение между пролетариатом и буржуазией.

Юридические отношения феодального общества, основанные на крепостном праве и сословном делении, при капитализме заменяются буржуазными юридическими нормами. В основе буржуазного права лежит принцип защиты частной собственности, независимо от сословной принадлежности граждан. Поэтому сословные деления и сословные привилегии утрачивают свое прежнее значение и сохраняются в России лишь как пережиток феодального права.

В отличие от других европейских стран, таких, как Англия или Франция, где уничтожение феодализма и утверждение капитализма произошло в результате буржуазных революций, в России крепостное право было отменено не в ходе революции, а путем реформы, проведенной сверху. Вследствие этого и в экономике; и в государственном строе России сохранились многочисленные остатки крепостничества. Они задерживали рост капитализма, усиливали неравномерность капиталистического развития в различных местностях.

В начале своего развития капитализм был прогрессивным способом производства. Пар и электричество, приводящие в движение сложные механизмы, железные дороги, связавшие источники сырья с производящими центрами и рынками сбыта, крупные фабрики и заводы, заменившие кустарные мастерские ремесленников, за интересованные в труде наемные рабочие — все это обусловило развитие производительных сил с невиданной ранее быстротой и в небывалых до того размерах. Капитализм, подчинив своей власти физический и умственный труд, науку и технику, за несколько десятилетий создал такие гигантские материальные ценности, каких не мог создать феодальный строй за целые столетия.

Но производительные силы, порожденные капитализмом, со временем обернулись против него. Неизбежным спутником капитализма стали кризисы перепроизводства и массовая безработица, вызванные бесплановостью и анархией капиталистического хозяйства. Чем быстрее развивались производительные силы капиталистического общества, тем острее становилось противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения. «Буржуазные отношения- стали слишком узкими, чтобы вместить созданное ими богатство».

На рубеже XIX и XX в. капитализм вступил в новый, последний этап своего развития — империализм. Но господство монополий и попытки государственного регулирования хозяйства не изменили структуры капиталистического общества, не ослабили конкуренции, не ликвидировали анархии производства и порожденных ею кризисов. Классовая борьба пролетариата против буржуазии, возникшая вместе с появлением капиталистического общества, теперь достигает своего апогея. Всеобщие стачки и вооруженные восстания — ее главные формы. Пролетарская революция стала могучим фактом истории, знаменем эпохи.

Русская литература дала изумительные по силе художественного мастерства и жизненной правды картины капиталистического развития России. Нет ни одного крупного писателя дореволюционной эпохи, который бы так или иначе не коснулся этой большой проблемы. Творчество Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова, А. М. Горького главным образом посвящено обличению пороков капиталистического, общества. Особенно ярко отобразили алчность и разбойничью природу промышленной и сельской буржуазии Д. Н. Мамин-Сибиряк и Г. И. Успенский.

 

Источник—

Артемов, Н.Е. История СССР: Учебник для студентов ин-тов И90 культуры. В 2-х частях. Ч. 1/ Н.Е. Артемов [и д.р.]. – М.: Высшая школа, 1982.-  512 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
Adblock
detector