Наука в первой половине

Социально-экономические процессы предреформенного времени оказывали благоприятное влияние на научную жизнь страны, активизировали научную и техническую мысль. Рост торгового земледелия и освоение новых земель на юге и юго-востоке страны способствовали развитию агрономии и почвоведения. Расширение внешних экономических связей обусловило развитие географических исследований. В результате экспедиций русских путешественников были сделаны важнейшие географические открытия. В 1803 г. Ю. Ф. Лисянский и И. Ф. Крузенштерн совершили первое кругосветное плавание. В 1820 г. русская научная экспедиция М. П. Лазарева и Ф. Ф. Беллингсгаузена открыла новый материк — Антарктиду. Русские ученые исследовали острова Тихого океана, Аляску, нижнее течение Амура, острова Ледовитого океана.

Настоящим переворотом в геометрических представлениях было открытие профессором Казанского университета Н. И. Лобачевским новой системы, получив шей название неэвклидовой геометрии (1826). Научные идеи Лобачевского намного опережали его время и только после смерти ученого получили всемирное признание.

В 1839 г. была создана Пулковская обсерватория, сыгравшая большую роль в развитии астрономической науки.

Важные  исследования были сделаны в области электротехники медико-хирургической Академии В. В. Петров,  демонстрировавший в 1802 г. Явление вольтовой дуги, выдвинул идею о практическом применении электрической дуги для сварки и плавления металлов. П. И. Шиллинг в 1832 г. сконструировал и осуществил в Петербурге первую линию электромагнитного телеграфа. Б. С. Якоби успешно работал в области создания электродвигателя и основ гальванотехники.

Быстрое развитие текстильной, и в первую очередь хлопчатобумажной, промышленности содействовало раз витию химии.

С именем профессора Казанского университета Н. Н. Зинина связано создание русской химической школы, давшей науке много талантливых ученых.

Главными научными центрами были Академия наук, университетские кафедры, научные общества. Большинство из них возникло при Московском университете: в 1804 г. — Общество истории и древностей Российских, в 1805 г, — старейшее в России Общество испытателей природы, существующее и до настоящего времени, в 1811 г. — Общество любителей российской словесности, С 1845 г. ведет большую исследовательскую работу Русское географическое общество. Возникновение научных обществ свидетельствовало о возраставшем интересе к определенным научным проблемам и было одним из показателей развития науки.

Гуманитарные науки, несмотря на зависимость от политики правительства, достигли некоторого подъема, который в значительной степени определялся ростом национального самосознания, развитием передовой общественной мысли. Это прежде всего относится к истории. Интерес к исторической науке был закономерным явлением развивающейся национальной культуры.

В 1818 г. были изданы первые восемь томов «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Труд вызвал огромный интерес и оживленные споры. Однако консервативно-дворянская концепция этого труда не была принята передовыми людьми России, и не случай но декабристы выступили против основной политической идеи автора. Но «История» Карамзина пробудила интерес к историческому прошлому, дала материал для многих произведений литературы и искусства.

В первой половине XIX в. зарождается новое буржуазное направление в русской историографии, связанное с именами профессоров Московского университет С. М. Соловьева и Т. Н. Грановского.

Важной проблемой становления национальной куль туры была разработка правил и норм русского литературного языка. Создание словесного факультета Московском университете (1804), усиливающиеся споры о возможности преподавания в стенах университет всех предметов только на русском языке, создание Общества любителей российской словесности свидетельствовали о новом отношении в обществе к судьбам национального языка.

 

Источник—

Артемов, Н.Е. История СССР: Учебник для студентов ин-тов И90 культуры. В 2-х частях. Ч. 1/ Н.Е. Артемов [и д.р.]. – М.: Высшая школа, 1982.-  512 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
в первой половине">