Неудачи царизма в войнах с Францией в 1805 — 1807 гг. подорвали престиж правительства Александра I внутри страны. В столице стали поговаривать о возможности нового дворцового переворота. Чтобы обезопасить свою власть, царь назначает военным министром крайнего реакционера, преданного престолу, — графа А. А. Аракчеева. В то же время, стараясь отвлечь общественное мнение от военных и дипломатических неудач, Александр I продолжал игру в либерализм. Одному из наиболее способных чиновников — М. М. Сперайскому было поручено разработать проект «государственного преобразования». Сперанский благодаря своим личным качествам, широкому кругозору и начитанности сделал блестящую карьеру, став статс-секретарем при императоре.
К осени 1809 г. Сперанским был составлен проект реформ под названием «Введение к Уложению государственных законов». Он сохранял крепостное право, самодержавие, сословный строй и привилегии дворян. Вместе с тем в России предполагалось ввести выборные представительные учреждения: Государственную думу и местные думы (губернские, окружные, волостные). Избирательные права получали только дворяне, купцы, мещане и государственные крестьяне, обладавшие определенным имущественным цензом. Помещичьи крестьяне, рабочие, ремесленники и домашние слуги лишались избирательных прав. Государственная дума должна была обладать определенными законодательными правами: обсуждать и одобрять законы, налоги и государственный бюджет. Для предварительного рассмотрения законопроектов намечалось создать Государственный совет. Право окончательного утверждения законов принадлежало императору.
Проведение в жизнь проекта Сперанского могло бы содействовать постепенному превращению России в буржуазную монархию. Однако проект так и остался прожектом. В 1810 г. был учрежден лишь совещательный орган при императоре — Государственный совет, состоявший из высших чиновников. Сперанский стал государственным секретарем (по существу, премьер-министром) Аракчеев был назначен председателем департамента
военных дел Государственного совета. В 1811 г. были созданы министерства полиции и путей сообщения, введен государственный контроль над деятельностью министерств, уточнены функции министерств и приняты меры по улучшению состава чиновничества.
Проект Сперанского вызвал недовольство консервативно настроенного дворянства, которое усматривало в нем проявление «революционного духа» и потрясение вековых устоев. Сперанского стали обвинять в ущемлении дворянских привилегий, в предательстве интересов России, в шпионаже и сочувствии Наполеону. Историк Н. М. Карамзин, выражая настроения консервативного дворянства, составил «Записку о древней и новой Рос сии», в которой выступал против всяких нововведений. Эта «Записка» была передана царю. Накануне новой войны с Наполеоном Александр I нуждался в поддержке дворянства. В 1812 г. Сперанский был отстранен от дел и выслан из Петербурга.
Во время переговоров в Тильзите Наполеон усиленно подталкивал Александра I к войне со Швецией, которая являлась союзницей Англии. Царизм стремился прочнее укрепить свои позиции на Балтийском море и компенсировать тильзитскую неудачу за счет Швеции и Турции. В феврале 1808 г. русская армия перешла шведскую границу и овладела большей частью Финляндии. Русские войска под командованием П. И. Багратиона и М. Б. Барклая-де-Толли в марте 1809 г. совершили беспримерный ледовый поход через Ботнический залив и нанесли шведам поражение. В сентябре 1809 г. в Фридрихсгаме был подписан мирный договор. Швеция уступила России Финляндию, Аландские острова и присоединилась к континентальной блокаде. Это укрепило позиции России на Балтике и ликвидировало опасность превращения Финляндии в плацдарм для нападения на Петербург. В связи с важностью стратегического положения Финляндии ей была предоставлена некоторая автономия. Она была включена в состав России под названием «Великое княжество Финляндское» сохранила в урезанном виде право на собственное Управление с сеймом и конституцией. Но права, предоставленные Финляндии, постоянно нарушались.
В начале XIX в. усилилась деятельность русских переселенцев на Камчатке, Чукотке, Аляске, Курильских и Алеутских островах. Для освоения русских земель
в Северной Америке и управления ими в 1799 г. создается «Российско-Американская компания». В 1809 г. на о-ве Ситка был основан Новоархангельск, ставший центром русских владений на Американском континенте. В Калифорнии на берегу залива Сан-Франциско воз никло селение Росс. Русские внесли значительный вклад в освоение обширных земель Дальнего Востока и Западного побережья Северной Америки. В 1801 — 1812 гг. в состав России были включены также Восточная и Западная Грузия, Азербайджан, Дагестан, Ингушетия и Молдавия.
Таким образом, в условиях нарождавшихся новых капиталистических отношений царизм по-прежнему стремился сохранить и укрепить самодержавный крепостной строй в России. Проведенные мероприятия в области внутренней политики не привели к изменениям ни в государственном строе, ни в социальных отношениях. Дальнейшая бюрократизация государственного аппарата способствовала укреплению самодержавия. Внешняя политика России определялась обстановкой, сложившейся в Европе в начале XIX в. На нее продолжали влиять враждебные отношения феодально-абсолютистских монархий и Французской революции. Однако революционные войны Франции стали превращаться в захватнические, империалистские войны наполеоновской империи. Поэтому войны России с Францией в начале XIX в. в целом носили оборонительный характер. Восточное направление внешней политики, с одной стороны, диктовалось стремлением феодально-крепостнического государства к расширению своей территории, а с другой — общенациональной потребностью обеспечить безопасность и развитие южных районов страны. Присоединение к России народов Закавказья, Северного Кавказа и Молдавии, несмотря на колониальный характер политики царизма, имело важное значение для их дальнейшего развития.
—Источник—
Артемов, Н.Е. История СССР: Учебник для студентов ин-тов И90 культуры. В 2-х частях. Ч. 1/ Н.Е. Артемов [и д.р.]. – М.: Высшая школа, 1982.- 512 с.
Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава