Русская культура в

XVII век был «новым периодом русской истории» не только в экономике, но и в культуре. Изменения в социально-экономической и политической жизни страны, зарождение буржуазных отношений, обострение классовой борьбы и в связи с этим оживление общественно-политической мысли, постепенное падение влияния церкви и накопление научных знаний — вот факторы, влиявшие на развитие русской культуры. При этом нужно учитывать, что в своей основе русская культура XVII в. оставалась феодальной, новые явления в культуре с трудом пробивали себе дорогу. Однако именно в XVII в. был подготовлен переворот в области культуры, который произошел в первой четверти XVIII в. в результате преобразований Петра I.

Летописи как форма исторических сочинений посте пенно отмирают. «Новый летописец», составленный около 1630 г., носил официальный характер, обосновывал «права» бояр Романовых на русский престол. Летописи продолжали составляться в Сибири, в некоторых других городах, но они утратили общерусский характер, стали местными. На смену летописям пришли исторические повести. Цикл таких повестей был вызван к жизни событиями «смутного времени» («Сказание» Авраамия Палицына, «Временник» дьяка Ивана Тимофеева). Современники старались разобраться в причинах потрясений, обрушившихся на Россию в начале XVII в. Славному подвигу донских казаков, «азовскому сидению» была посвящена «Повесть о храбрости и мужестве атаманов и казаков Донского войска, о граде Азове, о взятии его». В исторических повестях появляется интерес к человеческой личности, события представляются как следствие деятельности людей, а не «божественной воли». Исторические сочинения приобретают все более светский характер, подготавливая пре вращение исторических знаний в науку. Крупным достижением русской историографии было создание «Синопсиса» (1674) — первого систематического описания истории с древности до середины XVII в. «Синопсис» пользовался большой популярностью и выдержал около 30 изданий. Автором его считают киевского монаха Иннокентия Гизеля. Первым светским историческим сочинением была «Скифская история» Андрея Лызлова, историка и переводчика, написанная в 1692 г. Автор излагает борьбу России с татарами и турками, которых он объединяет под общим названием «скифов».

Критика религиозного мировоззрения нашла отражение и в литературе XVII в. Широко распространились сатирические произведения, включавшиеся в многочисленные рукописные сборники: «Повесть о бражнике», «Азбука о голом и небогатом человеке», «Калязинская челобитная», «Сказка о Ерше Ершовиче», «Служба кабаку». Эти произведения создавались в посадской среде, высмеивали волокиту, взяточничество царской администрации, разгульную жизнь монахов. Нападки на церковь достигли большой остроты, множество народных пословиц, поговорок, шуточных песен клеймили церковников. Духовной монополии церкви приходил конец. В архитектуре тоже усиливались светские элементы, порывавшие с канонами церкви. XVII век — время расцвета деревянного зодчества, опыт и традиции которого широко использовались в строительстве. В традициях народного зодчества был сооружен царский деревянный Дворец в с. Коломенском, отличавшийся нарядностью и Декоративностью, сложной композицией. Традиции деревянного зодчества использовались и при создании каменных построек. На смену строгим монументальным храмам приходят посадские церкви — нарядные, с яркими красками, с бесчисленными узорами, с украшениями фигурного кирпича. Стремление к красочности, яркости было протестом против религиозного аскетизма.

Патриарх Никон специальным указом запретил строительство шатровых церквей, но они продолжали строиться в Москве, Ярославле, Костроме, Ростове и других городах. Большой нарядностью и. декоративностью отличались постройки митрополичьего двора в Ростове Великом, который называли Кремлем. Башни Московского Кремля был« украшены шатровыми покрытиями. В XVII в. получило распространение светское каменное строительство. Каменные дома строились на посадах, каменными хоромами обзаводились знать, богатые купцы. Выдающимися памятниками светского каменного строительства были дворец Алексея Михайловича в Саввино-Сторожевском монастыре, купеческие дома в Нов городе и в других городах.

Светские мотивы проникали и в живопись. Сюжеты были религиозными, но русские живописцы наполняли их реалистическим содержанием. В росписях посадских церквей Ярославля, Костромы содержался прямой вы зов церкви. Так, в церкви Спаса в Ярославле библейские сюжеты оказались лишь поводом для изображения реальной жизни, даже для изображения женского тела, правда, в образе «блудницы Вирсафии». Церковь безуспешно боролась с «обмирщением» живописи — новые тенденции в искусстве уже нельзя было остановить. Зарождалась портретная живопись.

XVII век был временем дальнейшего распространения просвещения и научных знаний. Этому способствовали развитие городской жизни, рост торговли и промышленности, расширение государственного аппарата и армии, укрепление международных связей страны. Василием Бурцевым была создана «Азбука». Мелетий Смотрицкий составил первую русскую грамматику. В 1687 г. в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия для «людей всякого чина, сана и возраста». Еще раньше были организованы частные школы. Больше стало выпускаться книг. Тиражи московского Печатного двора насчитывали десятки тысяч экземпляров, среди которых видное место занимали книги светского содержания (своды законов, уставы, учебники). Массовое распространение получили рукописные сборники — обычное чтение посадских людей и даже крестьян. Множество таких рукописных сборников, включавших сочинения как религиозного, так и светского содержания, сохранилось до нашего времени.

. Некоторого развития достигли математические знания. При межевании земель применялась геометрия, в пушечном деле — химия, физика, механика; был изобретен угломерный прибор — «четверогранец». Расширялись географические знания. Важную роль в этом сыграли русские географические открытия в Сибири и на Даль нем Востоке. Был сделан «чертеж» Амура. «Рудознатцы» обследовали обширные районы Урала и Сибири, разыскивая железные и медные руды. Итогом огромной работы был «чертеж Сибирской земли». Составлялись «чертежи» и других областей России. В конце века в Разрядном приказе их накопилось около 250. . Большие успехи были достигнуты в военном деле. Русские пищали с клиновидными затворами были новин кой для своего времени. Славилось искусство мастеров колокольного литья. В середине XVII в. мастера отлили огромный колокол весом в 12,5 тыс. пудов.

Вопреки церковным запретам, опасавшимся проникновения в Россию «латынства», расширились культурные связи с заграницей. Необходимость этого понимали передовые люди того времени. Видный государственный деятель и диломат Ордин-Нащокин писал: «Доброму не стыдно навыкать и со стороны у чужих». В России появились иностранные книги, нанимали лекарей, офицеров, переводчиков, мастеров. Уже тогда дворян и детей боярских посылали учиться за границу.

Однако перемены коснулись в основном верхушки общества. Масса населения была погружена в темноту и суеверия, грамотных людей было мало. Духовная монополия церкви была поколеблена, но ее влияние оставалось очень сильным. Для дальнейшего успешного развития русской культуры требовались решительные преобразования, которые и были проведены при Петре I.

 

Источник—

Артемов, Н.Е. История СССР: Учебник для студентов ин-тов И90 культуры. В 2-х частях. Ч. 1/ Н.Е. Артемов [и д.р.]. – М.: Высшая школа, 1982.-  512 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью