Классовая борьба в России в середине и второй половине

Крестьянская война под предводительством Ивана Болотникова и борьба с польско-шведской интервенцией, в которую были вовлечены народные массы, привели к некоторому ослаблению крепостничества. Однако вскоре правительство Михаила Романова (1613 — 1645) взяло курс на дальнейшее закрепощение крестьянства. Правительство поощряло рост помещичьего землевладения, раздавало дворянам государственные земли с крестьянами. Растущие государственные расходы на содержание бюрократического аппарата и армии привели к увеличению налогов. Особенно усилился налоговый гнет в конце 40-х годов, когда правительство возглавлял родственник царя боярин Морозов. Было уменьшено жалованье стрельцам, пушкарям и другим мелким служилым людям, жестко собирались с населения недоимки за прошлые годы. Морозовым был введен высокий косвенный налог на соль. В стране зрело всеобщее недовольство политикой правительства. Особенно острыми были социальные противоречия в городах.

Горожане были недовольны не только ростом налогов. Феодальное государство стесняло свободу торгово-промышленной деятельности. Феодалы захватывали пригородные земли, угодья, леса, а в самих городах им принадлежали «белые» дворы и слободы, не платившие посадского тягла. Городское население, экономическое и политическое значение которого в жизни страны значительно возросло, не желало мириться с таким положением. Недовольство посадских людей вылилось в ряд городских восстаний, прокатившихся по разным городам России в середине XVII в.

Самым крупным было восстание в Москве в 1648 г., которое дореволюционные историки называли «соляным бунтом». В действительности налог на соль послужил поводом для выступления, а причины восстания коренились в недовольстве горожан политикой правительства и злоупотреблениями феодалов. Посадских людей поддержали стрельцы, мелкие служилые люди, даже некоторые дворяне. Два дня город находился в руках восставших. Правительство боярина Морозова пало, сам он был отправлен в ссылку.

Следом за Москвой восстание охватило другие го рода: Устюг Великий, Соль Вычегодскую, Владимир, Козлов, Воронеж, Курск, Елец. В 1650 г. произошли крупные городские восстания в Пскове и Новгороде. Движение посадских людей было настолько сильным, что царь Алексей Михайлович вынужден был пойти на уступки. В новом своде законов, — Соборном уложении 1649 г. — многие требования горожан были удовлетворены. «Белые» дворы и слободы были возвращены на посады, и на них распространилось посадское «тягло». Городам вернули пригородные земли и угодья, захваченные феодалами. Посадские люди получили монопольное право торговли в городах.

После выхода Соборного уложения городские выступления постепенно пошли на убыль. Последним отголоском было восстание 1662 г. в Москве, известное в дореволюционной исторической литературе под названием «медный бунт». Непосредственным поводом для восстания было введение правительством вместо серебряных денег медных, которые быстро обесценивались. Однако главной причиной восстания было резкое усиление налогового гнета в связи с затяжной войной.

Однако с затуханием городских выступлений классовая борьба в стране не прекратилась. Во второй половине XVII в. значительно усиливается классовая борьба крестьянства. Соборное уложение 1649 г., несколько облегчив положение посадских людей, завершило про вес оформления крепостного права. Резко усилилась феодальная эксплуатация крестьянства, все больше свободных людей попадали в крепостную зависимость. Единственным средством спастись от произвола бояр и помещиков было бегство. Крестьяне бежали из центральных уездов на окраины: на Дон и Яик, на Урал и в Сибирь. Правительство, уступая требованиям дворянства, предпринимало общегосударственные «сыски» беглых крестьян. Это еще больше накаляло обстановку.

Особенно много беглых скопилось на Дону. Здесь началось антифеодальное движение, вылившееся впоследствии в грандиозную крестьянскую войну под предводительством Степана Разина.

Предвестником крестьянской войны был поход казацкого отряда под командованием Василия Уса на Воронеж и Тулу в 1666 г. К казацкому отряду, насчитывавшему 500 человек, по пути присоединялись тысячи крестьян. Царским войскам удалось защитить Тулу и заставить Василия Уса отступить на Дон. Широкая поддержка восставших со стороны крестьян показала, что условия для массового антифеодального выступления уже создались. Нужен был авторитетный вождь, за которым пойдет мятежное крестьянство. Таким вождем стал Степан Разин.

Первый поход Степана Разина не имел ярко выраженного антифеодального характера, он был похож на обычный для казацкой голытьбы поход «за зипунами». Со своими сторонниками Разин вышел на Волгу, где захватывал города и грабил караваны, затем через Каспийское море ушел в Северную Персию. Через два года, с богатейшей добычей, в ореоле славы удачливого атамана, Разин возвратился на Дон. Он не распустил свою «ватагу», как делали обычно атаманы, а обосновался в укрепленном Кагальницком городке. К нему массами стекались крестьяне, холопы и прочий «простой народ». Богатая персидская добыча позволила кормить и вооружать будущую армию. Весной 1670 г. крестьянская война началась.

Армия Степана Разина взяла Царицын, двинулась вниз по Волге к Астрахани. При поддержке горожан разинцы взяли сильно укрепленный город. Власть перешла к казацкому «кругу». В Астрахани остался Василий Ус, а Степан Разин с главными силами двинулся вверх по Волге. К нему присоединялись горожане волжских городов, крестьяне и холопы, представители нерусских народностей Поволжья (чуваши, марийцы, мордва, татары). Казацкий поход приобрел характер настоящей крестьянской войны.

На этом этапе движения уже оформляются антифеодальные лозунги восставших. В своих «прелестных письмах» Разин призывал всех, «кабальных и опальных» постоять «за правду», убивать бояр. Он «повсюду обещал уничтожение рабства, освобождение от ига бояр или дворян, которые, по его словам, притесняют простой народ». Резко выступая против «злых бояр», Разин не сумел освободиться от царистских иллюзий, свойственных крестьянству. Он объявил, что воюет «завели кого государя и за всю чернь». Вожди восстания распространяли слухи, что с ними идут на Москву некий «царевич Алексей» и… патриарх Никон. Не было у восставших ясности и по вопросу об устройстве России в случае успеха. Разин, по свидетельствам современников, «не хотел носить титула, говоря, что он не пришел властвовать, но со всеми вместе жить, как брат».

Армия восставших успешно наступала. Почти без боя сдались Саратов и Самара. В различных уездах страны, даже на Верхней Волге, поднимались крестьянские восстания, неспокойно было и в Москве. Под командованием Разина вверх по Волге двигалась 20-тысячная армия. В начале сентября Разин осадил Симбирск. Много численный гарнизон симбирского Кремля, состоявший из местных дворян и сильного отряда стрелецкой пехоты, отразил все приступы восставших. Началась затяжная осада, которая задержала дальнейшее продвижение восставших к Москве. Это позволило правительству собрать  карательную армию для подавления восстания.

Царь Алексей Михайлович объявил мобилизацию дворянской конницы. Под Москвой собралась 60-тысячная отборная армия, которая несколькими крупными отрядами начала наступление. Отряд князя Барятинского поспешил на помощь осажденному Симбирску. В начале октября 1670 г., после трехдневного сражения, Разин вынужден был снять осаду города и с уцелевшими сторонниками, раненый, ушел на Дон. Другое правительственное войско во главе с князем Долгоруким действовало в районе Арзамаса, с невероятной жестокостью расправляясь с восставшими. Еще одно карательное войско сражалось под Шацком. Поражение Разина под стенами Симбирска не было концом войны. Сражения восставших с царскими воеводами продолжались в Среднем Поволжье до конца 1670 г. О масштабах этого противления свидетельствуют подсчеты историков, что только во время подавления восстаний погибло до 100 тыс. человек, опустошены обширные области страны.

14 апреля 1671 г. Степан Разин был изменнически захвачен на Дону казацкими старшинами и выдан правительству. 6 июня «вождь мятежного крестьянства», как назвал Разина В. И. Ленин, был казнен. Но правительству Алексея Михайловича еще рано было торжествовать победу. На Нижней Волге появился новый атаман, Федор Шелудяк, который с 5-тысячным войском принялся «побивать изменников бояр». Он поднялся по Волге до Симбирска и благополучно вернулся в Астрахань на соединение с Василием Усом. Астрахань, последний оплот восставших, пала только 27 ноября 1771 г. Крестьянская война под предводительством Степана Разина потерпела поражение. Причины были теми же, что и в других антифеодальных выступлениях крепостного крестьянства: отсутствие класса-руководителя, который мог был возглавить движение; стихийность и не организованность, свойственная крестьянским выступлениям; царистская идеология и отсутствие четкой политической программы.

Еще одной своеобразной формой антифеодального движения в XVII в. был раскол, или старообрядчество. Патриарх Никон в 1653 г. начал проводить реформу церкви. Были унифицированы церковные обряды, вы пущены новые богослужебные книги, иконы стали рисовать по единым образцам и т. д. Нововведения вызвали протест со стороны защитников «старой веры», которые подали царю записку в поддержку «древнего благочестия» (протопоп Аввакум, Даниил, Иван Неверов). Это выступление неожиданно нашло широкую поддержку не только реакционного духовенства, но и народных масс. Крестьяне и посадские люди связывали нововведения Никона с ухудшением своего положения и в борьбе за «старую веру» видели борьбу за прежние «вольности. В русской церкви произошел раскол, а когда церковная верхушка обратилась за помощью к правительству и реформы стали проводиться силой, движение раскольников приобрело антифеодальный характер. Протопоп Аввакум призывал к восстаниям, называя их «небесным возмездием» за неправильные действия церковных и светских властей. Наиболее крупное восстание раскольников произошло в Соловецком монастыре, который восемь лет выдерживал осаду царского войска (1668 — 1676). Однако активных выступлений раскольников было немного. Они проповедовали уход от «мира», бегство на окраины, в скиты, смирение и молитву. Идеология раскольников была реакционной, они идеализировали «старину» и с ненавистью относились ко всему новому. Раскол был сложным и противоречивым явлением, под его знаменем проходили и антифеодальные выступления, и попытки консервативной боярско-княжеской оппозиции помешать процессу дальнейшей централизации.

 

Источник—

Артемов, Н.Е. История СССР: Учебник для студентов ин-тов И90 культуры. В 2-х частях. Ч. 1/ Н.Е. Артемов [и д.р.]. – М.: Высшая школа, 1982.-  512 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
Adblock
detector