События, связанные с введением опричнины, пора жали современников своей необычностью. В декабре 1564 г. царь со всем двором неожиданно покинул сто лицу и переехал в Александровскую слободу. В царских грамотах, присланных в Москву, бояре обвинялись в «измене», но тут же объявлялось, что на горожан царь «не гневается и опале их не подвергает». В Москве начались волнения. Купцы и горожане заявили, что сами готовы «потребить» всех «изменников», проси ли Боярскую думу вернуть царя. Послы от митрополита и бояр приехали в Александровскую слободу. Иван IV потребовал всей полноты власти, чтобы «опалы свои класть, а иных казнить и животы их имати». Условия царя были приняты, и в январе 1565 г. он объявил о решении «учинить в своем государстве опричнину».
Вся территория страны была разделена на «опричнину» и «земщину». Опричнина управлялась особым «государевым двором», имела свой приказный аппарат и войско; земщиной по-прежнему управляла Боярская дума. Первоначально в состав опричного «удела» вошли дворцовые волости, обширные северные уезды с богатыми городами, откуда поступали средства в опричную казну (Вологда, Устюг Великий, Двина), основные центры солеварения, приносившие постоянный доход (Старая Руса, Каргополь, Соль Галицкая, Соль Вычегодская, Балахна). Позднее в опричнину были взяты обширные земли в других районах страны, в основном вдоль западной и южной границ. Эти земли имели большое стратегическое значение. Началось выселение знати из опричных уездов, конфискованные земли вместе с крестьянами передавались опричникам, которые набирались «из князей и дворян и детей боярских и городовых». Численность опричного войска увеличилась с 1 до 5 тыс. человек. Опираясь на него, Иван IV начал наступление на княжеско-боярскую оппозицию. Опричные земельные «переборы» подорвали экономическое могущество феодальной знати. Многие княжеские фамилии подверглись опале, наиболее влиятельные представители княжеской знати были казнены. Погиб двоюродный брат царя Владимир Старицкой, в котором княжеско-боярская оппозиция видела своего вождя, его «удел» был ликвидирован. Опричный террор обрушился и на крупных бояр. Из 33 бояр, членов Боярской думы, 15 были казнены, 3 насильно пострижены в монахи. Дума пополнялась представителями Дворянства и приказной бюрократии — думными дворянами и думными дьяками. Экономическое и политическое ослабление феодальной знати в результате опричнины объективно способствовало централизации страны. В проведении своей политики Иван IV столкнулся с сопротивлением церковной верхушки, тесно связанной с крупными феодалами. Митрополит Филипп, происходивший из знатного рода бояр Колычевых, открыто вы ступил с обличениями царя в напрасных опалах и казнях. Филипп был сначала сослан из Москвы, а затем по решению церковного суда, обвинившего его «в порочном поведении», смещен. Церковь вынуждена была подчиниться царской власти.
Особое место в истории опричнины занимает поход на Великий Новгород. Богатый северный город был своеобразным территориальным оплотом оппозиции. Сюда вели нити боярских заговоров, новгородские бояре вступали в прямые отношения с польско-литовским королем. В 1570 г. опричное войско во главе с царем вошло в Новгород. Начались массовые казни, которые коснулись не только новгородского боярства, но и простых горожан. Богатства Новгорода, включая казну монастырей, были вывезены, город разграблен. Бывшая столица «боярской республики» превратилась в рядовой город, полностью подчиненный царской администрации.
Опричнина привела к резкому возрастанию политической роли дворянства. Представители дворян сидели в Боярской думе, в приказах. Подавляющее большинство имели дворяне в Земских соборах, которые стали собираться для обсуждения важнейших государственных дел. Так, в составе Земского собора 1566 г. было 204 дворянина и только 30 бояр. Это способствовало усилению царской власти.
Советские историки, оценивая опричнину в целом как систему чрезвычайных мероприятий, направленных на борьбу с княжеско-боярской оппозицией и на усиление центральной власти, вместе с тем обоснованно указывают и на ее отрицательные последствия. Опричный террор коснулся не только политических противников Ивана IV, но и других слоев населения. Опричные «походы» сопровождались массовыми казнями крестьян и горожан, насилиями и грабежами. Только в «Синодике опальных» Ивана Грозного упоминается о 3 — 4 тыс. казненных. Опричнина привела к усилению феодального гнета, к значительному ухудшению положения народных масс. Последствия опричнины и тяготы затяжной Ливонской войны привели к хозяйственному разорению страны. Началось запустение центральных уездов государства, крестьяне массами бежали на окраины.
Между тем война продолжалась. Польско-литовский король Стефан Баторий, опытный и способный полководец, собрал большую армию и перешел в наступление. Русские полки с трудом сдерживали его натиск. Активизировал свои нападения крымский хан. В 1571 г. крымские татары прорвались в центральные уезды страны и подошли к Москве. В 1572 г. они повторили исход, но были разгромлены в сражении при д. Молоди; главную роль в этом сражении сыграли «земские» вое воды и «земские полки». Неудачи опричного войска и всеобщее недовольство грабежами и насилиями опричников привели к ликвидации опричнины. В 1572 г. она была заменена «государевым двором», упоминание слова «опричнина» было запрещено под страхом жестокого наказания. Однако общее направление политики Ивана Грозного сохранилось до конца его царствования. В ведении «двора» осталось большинство опричных земель, продолжали функционировать «дворцовые» приказы, «чины» по-прежнему делились на «дворцовые» и «земские», было свое войско.
Продолжавшаяся Ливонская война требовала от России огромных усилий. В 1579 г. Стефан Баторий захватил Полоцк, в 1581 г. осадил Псков. Гарнизон Пскова героически оборонялся. За 132 дня осады русские воины отбили 231 вражеский приступ и выстояли. В 1582 г. было заключено перемирие. Стефан Баторий возвратил все захваченные им русские земли, однако выход к морю Россия так и не получила.
В последние годы своего царствования Иван Грозный пытался провести некоторые мероприятия по укреплению феодального хозяйства, в первую очередь помещичьего. Дворянам были предоставлены налоговые льготы, в их интересах в 1581 г. были объявлены «заповедные годы», т. е. временное запрещение крестьянского «отказа» даже в Юрьев день. Были ликвидированы привилегии монастырей, которые позволяли им переманивать крестьян. Крестьяне-«закладчики» вывозились из монастырских вотчин и возвращались прежним владельцам. Однако, эти меры не смогли вывести страну из экономического кризиса.
Крупным успехом был поход в Западную Сибирь, организованный в 1581 г. приуральскими купцами и промышленниками Строгановыми. Отряд Ермака разбил войска «царя» Кучума, послы Ермака «били челом» Ивану Грозному еще одним «Сибирским царством». Однако достаточной военной помощи Ермак не получил и закрепить его завоевания не удалось.
Царь Иван IV, по прозвищу «Грозный», умер в 1584 г., на 53 году жизни. Современники и историки давали ему самые противоречивые оценки. Его обвиняли в излишней жестокости, непоследовательности, писали даже о душевной болезни царя, омрачавшей последние годы его правления. Конечно, Иван Грозный был сыном своего жестокого века и в условиях острей шей борьбы со своими политическими противниками допускал излишние казни и опалы, опричные «походы» принесли народу немало горя и жертв. Однако объективные результаты его государственной и военной деятельности дают основание считать его выдающимся историческим деятелем своего времени. Политика централизации, которую проводил Иван Грозный, достигла заметных успехов, привилегии и влияние феодальной знати были подорваны, создана прочная система приказного управления, аппарат власти на местах фактически попал в руки дворянства, политическое возвышение которого создавало условия для дальнейшей централизации. Присоединение к Российскому государству всего Поволжья имело огромное значение для страны. Иван Грозный был человеком сильной воли, для своего времени образованным, обладал значительным литературным даром, который проявился, например, в его пере писке с князем Курбским. Не случайно о «грозном царе Иване Васильевиче» с уважением говорилось в народных песнях.
—Источник—
Артемов, Н.Е. История СССР: Учебник для студентов ин-тов И90 культуры. В 2-х частях. Ч. 1/ Н.Е. Артемов [и д.р.]. – М.: Высшая школа, 1982.- 512 с.
Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава