Интерес к изучению истории русской культуры воз ник в России примерно в 30 — 40-е годы XIX в. Он был связан с острой идейной борьбой этого времени, со спорами западников и славянофилов о прошлом и будущем России, о народности как факторе культурно-исторического развития.
Дальнейший этап в развитии интереса к проблемам культуры и ее изучения связан с появлением в конце XIX — начале XX в. работ по истории общественной мысли и русской интеллигенции. В работе Г. В. Плеханова «История русской общественной мысли» (Пг., 1914 — 1917, т. 1 — 3) история общественной мысли прослеживается как история взглядов отдельных мыслите лей. Автор не смог избежать зависимости от буржуазно-либеральных исследователей. Д. Н. Овсянико-Куликовский в работе «История русской интеллигенции» (М., 1906 — 1907, т. 1 — 2) историю интеллигенции рассматривает на материале русской художественной литературы.
В дореволюционный период была предпринята попытка создать общую историю культуры как историю определенной области исторических знаний. Имеется в виду труд П. М. Милюкова «Очерки по истории русской культуры» (СПб., 1898 — 1899, ч. 1 — 3), принадлежавшего к буржуазно-либеральному лагерю. Его работа отражала общий уровень и кризисное состояние буржуазной исторической науки конца XIX — начала XX в. Термин «культурная история» Милюков понимал очень широко, считая, что он «обнимает все стороны внутренней жизни: и экономическую, и социальную, и государственную, и религиозную, и эстетическую». Он, как противник монистического подхода к оценке исторических явлений, считал односторонним и неправильным рас сматривать и «развитие духовного начала, и состояние материальных потребностей» как определяющий фактор историко-культурной эволюции.
В 1915 г. М. Н. Покровский, находясь в эмиграции, издал книгу «Очерки истории русской культуры» (1915, ч. 1 — 2), в которой пытался дать иную, нежели Милюков, концепцию историко-культурного процесса в России. В отличие от всех своих предшественников в изучении культуры М. Н. Покровский доказывал, что в основе исторического процесса, в том числе и культурного, лежит развитие экономики. Однако рассмотрение областей культуры по определенным историческим ступеням: хозяйство, религия, литература — не позволило автору дать синтетический очерк истории русской культуры, где все области взаимосвязаны.
Важное методологическое значение для понимания историко-культурного процесса в России имеют работы В. И. Ленина, в которых содержатся характеристики этапов развития революционной общественной мысли, деятелей русской культуры, проблема культурного наследия в целом, вопрос о двух культурах в национальной культуре. Особенно важны в этом отношении труды В. И. Ленина «Критические заметки по национальному вопросу» (Полн. собр. соч., т. 24), «Партийная организация и партийная литература» (Полн. собр. соч., т. 12), «Памяти Герцена» (Полн. собр. соч., т. 21), «Лев Толстой, как зеркало русской революции» (Полн. собр. соч., т. 17), «Л. Н. Толстой» (Полн. собр. соч., т. 20), «Задачи союзов молодежи». (Речь на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи (Полн. собр. соч., т. 41). Все работы В. И. Ленина на эту тему опубликованы в однотомном сборнике «В. И. Ленин о культуре и искусстве» (М., 1956).
В советский период при изучении истории отечественной культуры долгое время преобладал отраслевой принцип, т. е. исследование отдельных отраслей куль туры. В результате большой и многолетней работы советские ученые создали ряд фундаментальных исследований по истории науки, техники, общественной мысли, литературы, искусства, театра и музыки. Примером могут служить такие крупные исследования, как «История Академии наук СССР» (М, — Л., 1964, т, 1 — 2); «Основы истории техники» (М., 1961), «История русской литературы» С. В. Шухардина (1941 — 1954, т. 1 — 10); «История русского искусства» под ред. И. Э. Грабаря, В. С. Кеменова, В. Н. Лазарева (АН СССР, 1955 — 1963, 1 — 13); «Очерки по истории русского драматического театра» С. С. Данилова (М. — Л., 1948); «Музыка XIX в.» Б. Штейнпресса (М., 1968) и др.
В последние десятилетия интерес к историко-культурным проблемам заметно возрос. Это находит выражение в постановке в специальной исторической литературе некоторых теоретических принципиальных вопросов проблемного характера. Следует отметить работы А. В. Предтеченского «Основные проблемы русской культуры XVIII — XIX вв.» (Ученые записки Горьковского университета, 1963, вып. 58), А. В. Фадеева «О проблемах истории культуры» (Вопросы истории, 1964, № 1), Э. А. Баллера «Преемственность в развитии культуры» (М., 1969), Б. И. Краснобаева «Русская культура в XVIII в. Предмет и задачи изучения» (История СССР, 1976, № 6), «Предмет и метод истории культуры» (История СССР, 1979, № 6). Появляются обобщающие работы по истории отечественной культуры: «Краткий очерк истории русской культуры. С древнейших времен до 1917 г.» (Л., 1967); «Очерки истории русской куль туры первой половины XIX века» В, В. Познанского (М., 1970); «Очерки истории русской культуры второй половины XIX века» под редакцией Н. Волынкина (Л., 1976) и др. Выходят серии очерков по истории русской культуры эпохи средневековья, изданные Московским университетом: «Очерки русской культуры XIII — XV вв.» (1968, ч. I — II), «Очерки русской культуры XVI в.» (1977, ч. I — II), «Очерки русской культуры XVII века» (1978, 1979, ч. I — II).
Отдельные главы по истории культуры содержатся в некоторых общеисторических трудах и вузовских учебниках по истории СССР. Эти разделы представляют известный интерес по постановке вопроса и освещению историко-культурных проблем. Главы по истории куль туры XIX в. в университетских учебниках по истории СССР (автор С. С. Дмитриев) были первыми исследовательскими работами в этой области.
Источники для изучения русской культуры чрезвычайно разнообразны. Наиболее доступный и компактный документальный материал содержится в хрестоматиях (см., например: Хрестоматия по истории СССР Сост. С. С. Дмитриев и М. В. Нечкина. М., 1952 — 1953; Хрестоматия по истории русской книги 1564 — 1917. Сост. Л. А. Везирова. М., 1965; Хрестоматия по истории русского театра XVIII—XIX вв. Сост. Н. С. Ашукин, В. Н. Всеволодский Тернгросс, Ю. В. Соболев. М. — Л. 1940). Ценные материалы собраны в историко-краеведческих, мемориальных, художественных, театральных музеях. В них сосредоточены подлинные памятники материальной и духовной культуры, предметы быта, которые дают представление о повседневной жизни людей прошлых эпох. Об этом есть полезная книга М. Т. Белявского «Работа в музеях и с историческими памятниками при изучении истории СССР» {М., 1978). Художественная литература, изобразительное искусство, классическая музыка являются одним из важнейших источников для изучения русской художественной культуры XIX в.
—Источник—
Артемов, Н.Е. История СССР: Учебник для студентов ин-тов И90 культуры. В 2-х частях. Ч. 1/ Н.Е. Артемов [и д.р.]. – М.: Высшая школа, 1982.- 512 с.
Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава