Началом организованного, политически осмысленного революционного движения против царизма было восстание декабристов. В историографии движения декабристов отчетливо проявились три главных направления общественно-политической идеологии, соответствовавших позициям трех классовых сил российского общества: дворянско-охранительная концепция, к которой приближалась либерально-буржуазная позиция; мелкобуржуазная, либерально народническая и марксистско-ленинская, советская, отражавшая идеологию пролетариата.
Большинство либерально-буржуазных историков либо замалчивали и принижали движение декабристов, как В. О. Ключевский, называвший его «исторической случайностью, обросшей литературой», либо отрицали революционность декабристов, представляя их сторонниками мирных реформ. Такую точку зрения отстаивал А. Н. Пыпин в книге «Общественное движение в России при Александре I» (1870). К ней приближался и крупнейший историк либерально-народнического направления В. И. Семевский в монографии «Политические и общественные идеи декабристов» (1909).
Научно обоснованную концепцию движения декабристов выдвинул В. И. Ленин, определивший классовый характер, место и значение декабристов в истории русского революционного движения. Ленинская характеристика декабристов как дворянских революционеров отмечает их классовую ограниченность и в то же время подчеркивает их революционность.
В 1925 г. под редакцией М. Н. Покровского было начато издание материалов следственного фонда декабристов под названием «Восстание декабристов». В конце 20-х — начале 30-х годов вышли первые крупные марксистские монографии о декабристах: М. В. Нечкиной «Общество соединенных славян» (1927) и Н. М. Дружинина «Декабрист Никита Муравьев» (1933), — явившиеся важным вкладом в советское декабристоведение.
В послевоенные годы, опираясь на указания В. И. Ленина, советские историки создали ряд новых глубоких исследований о декабристах. Большим достижением советского декабристоведения был выход в свет фундаментального труда М. В. Нечкиной «Движение декабристов» (1955, в двух томах), явившегося итогом 30-летней исследовательской работы автора и других советских историков. Изданы новые сборники документов «Восстание декабристов» под ред. М. В. Нечкиной (в 1980 г. вышел XVII том). Изданная в 1960 г. библиография «Движение декабристов. Указатель литературы. 1928 — 1959», составленная Р. Г. Эймонтовой и А. А. Соленниковой, содержит более 3500 названий. В трудах советских историков показаны революционные устремления декабристов, о которых умалчивала дворянская и буржуазная историография, выявлена их классовая дворянская ограниченность, раскрыты причины неудачи восстания и его значение.
Революционные идеи декабристов продолжали их последователи в 30 — 40-е годы.
Эпоху 30 — 40-х годов правдиво и широко отражают работы А. И. Герцена «О развитии революционных идей в России» (1851) и «Былое и думы» (1861 — 1867). Герцен одним из первых современников попытался осмыслить общественно-политическое движение второй четверти XIX в. с революционных позиций. Чернышевский в работе «Очерки гоголевского периода русской литературы» (1855 — 1856) подчеркнул самостоятельность русской общественной мысли, революционное толкование мировоззрения » деятельности Белинского и Герцена.
Дореволюционная буржуазная историография иска жала и обедняла развитие русской общественной мысли, сосредоточивая внимание на изучении либеральных течений. Идейная борьба 30 — 40-х годов сводилась ею к спорам между западниками и славянофилами. Белинский, Герцен и Огарев были отнесены к либералам-западникам. Борьба революционных демократов против сторонников самодержавия и крепостничества затушевывалась.
Подлинно научная, марксистская концепция истории революционной борьбы в России была создана В. И. Лениным. В своих работах «Роль сословий и классов в освободительном движении» (1913), «Из прошлого рабочей печати в России» (1914), «Памяти Герцена» (1912), «О «Вехах» (1909) В. И. Ленин разработал четкую периодизацию истории русского революционного движения, определил роль и значение Герцена и Белинского в русском освободительном движении, показал связь общественной мысли с интересами широких народных масс.
История общественно-политического движения 30 — 40-х годов XIX в. заняла большое место в трудах советских историков. В послевоенный период вышли крупные работы, посвященные эпохе 30 — 40-х годов. В монографии И. А. Федосова «Революционное движение в России во второй четверти XIX в.» (1953) исследованы много численные антиправительственные кружки и организации в центре и на периферии. Автор изучил программно-теоретические взгляды, тактику этих организаций, их социальный состав, показал процесс преодоления классово ограниченных построений дворянских революционеров-декабристов.
Глубоким исследованием общественного движения и идейного развития второй четверти XIX в. отличается работа С. Б. Окуня «Очерки истории СССР. Вторая четверть XIX века» (1957). Революционные организации 40-х годов и отдельные проблемы данной темы рассматриваются в работах А. С. Нифонтова «Россия в 1848 году» (1949), П. А. Зайончковского «Кирилло-Мефодиевское общество» (1959), В. Р. Лейкиной-Свирской «Петрашевцы» (1965) и др. Написано много работ, посвященных мировоззрению и деятельности великих революционеров-демократов. Исторические взгляды, Белинского, Герцена и Огарева освещаются в исследованиях В. Е. Иллерицкого, Н. М. Пирумовой, С. А. Покровского и др.
За годы Советской власти издано много новых мате риалов о деятельности Белинского, Герцена, Огарева, Шевченко и петрашевцев. Впервые осуществлено полное академическое издание сочинений и писем Белинского (1953 — 1959); опубликованы избранные социально-политические и философские произведения Огарева (1952 — 1956), философские и общественно-политические произведения петрашевцев (1953), издано следственное дело петрашевцев (1937 — 1951) и др.
Предреволюционные годы ознаменовались началом первой революционной ситуации. В работе «Крах II Интернационала» В. И. Ленин изложил свое учение о революционной ситуации.
Наиболее значительный труд по истории первой революционной ситуации представляют сборники научных статей, сообщений и публикаций под общим названием «Революционная ситуация в России в 1859 — 1861 годах». Это монументальное издание осуществлено группой по изучению первой революционной ситуации, образованной в 1958 г. при Институте истории Академии наук СССР под руководством академика М. В. Нечкиной. Сборники о революционной ситуации представляют важнейший вклад в историю революционного движения эпохи реформ. Первый сборник вышел в 1960 г. к 100-летию первой революционной ситуации. Он содержит вводную статью М. В. Нечкиной, в которой проанализирована революционная ситуация в целом, освещена историография вопроса и дана характеристика разделов книги. Том 7 опубликован в 1978 г.
Серьезное значение имеет также межвузовский научный сборник «Освободительное движение в России», издаваемый в Саратове. К 1980 г. опубликовано 9 вы пусков сборника. В нем содержится много новых мате риалов, особенно о А. И. Герцене и Н. Г. Чернышевском.
Проблемы революционной ситуации освещаются также в монографии ленинградского историка Н. Г. Сладкевича «Очерки истории общественной мысли России в конце 50-х — начале 60-х годов XIX в. (Борьба общественных течений в годы первой революционной ситуации)» (Л., 1962). Автор изучил проблему в целом, опираясь на большой круг источников и литературы.
Важными источниками изучения жизни и творчества А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова служат их сочинения, многократно издаваемые в Советском Союзе. Таковыми являются «Колокол», «Полярная звезда», «Голоса из России». Помогают изучению жизни и трудов Н. Г. Чернышевского и его соратников воспоминания современников, в частности опубликованные в Саратове в 1958 — 1959 гг. два тома книги «Н. Г. Чернышевский в воспоминаниях современников» под ред. Ю. Г. Оксмана.
Второй революционно-демократический период в российском освободительном движении, отличавшийся более широким и массовым крестьянским и революционно-демократическим движением, начался в 1861. Широкой волной по стране разлилось крестьянское движение.
В 1955 г. опубликованы книга М. Е. Найденова «Крестьянское движение в пореформенной России (1861 — 1863)» и вышедшая позднее монография Н. Н. Лещенко «Крестьянское движение на Украине в связи с проведением реформы 1861 года (QO—e годы XIX ст.)» (Киев, 1959). Книга Лещенко — первое обобщающее исследование не только по истории крестьянского движения, но и по всей проблеме падения крепостного права на Украине.
Высокую оценку советских ученых-историков получили труды старейшего советского историка-марксиста профессора Б. П. Козьмина, посвятившего исследованию революционного движения 60-х и 70-х годов около 40 лет жизни.
Наиболее значительные труды Б. П. Козьмина собраны в опубликованном уже после смерти историка сборнике его статей «Из истории революционной мысли в России. Избранные труды» (М., 1961), содержащем 11 работ ученого. Его исследования раскрывают сложный процесс поисков правильной революционной теории. Б. П. Козьмин внес большой вклад в изучение революционного прошлого нашей страны.
В обобщенном виде история революционного движения в 60 — 70-е годы изложена в книге Ш. М. Левина «Общественное движение в России в 60 — 70-х годах XIX века» (М., 1958).
Источниками о революционном движении, помимо названных выше работ, могут служить опубликованные в разное время собрания документов «Крестьянское движение после отмены крепостного права» под ред. академика Н. М. Дружинина (М. — Л., 1949, ч. 1 — 2) и др.
С конца 60-х — начала 70-х годов начинается новый народнический этап революционно-демократического движения. Методологической основой при изучении это го этапа служат труды классиков марксизма-ленинизма. Материалы об отношениях К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими революционерами имеются в книге «Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями» (2-е изд. М., 1951), а также в работе Ц. П. Грина «К. Маркс и Ф. Энгельс и революционная Россия. К 160-летию со дня рождения К. Маркса» (М., 1978).
На подлинно научной основе теория и практика народничества и в целом движение 70-х — начала 80-х годов рассмотрены В. И. Лениным в таких работах, как «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» (1894), «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве» (1894 — 1895), «От какого наследства мы отказываемся?» (1897). В. И. Ленин вскрыл социальную сущность народнической революционности как революционности мелкобуржуазной, показал ее двойственность, проистекавшую из психологии крестьянина-труженика и собственника. Ленин указал на слабые и сильные стороны народничества, выделил основные элементы народнического мировоззрения, определил этапы революционного движения. Он показал сходство и различия между революционно-демократическими просветителями 60-х годов и революционно-демократическим движением 70-х годов, особо остановившись на антиреволюционном характере народничества конца 80 — 90-х годов. В. И. Ленин дал оценку основных моментов либерального движения этих десятилетий и внутренней политики самодержавия. Его труды стали отправной точкой для историков-марксистов, занимающихся изучением общественного движения 70-х годов.
Источниковедческая база рассматриваемой темы значительна и разнообразна. Это научно-литературное наследство идеологов и руководителей народничества — труды М. А. Бакунина, П. Л. Лаврова, П. Н. Ткачева, Н. К. Михайловского. Обширны судебно-следственные материалы и программные документы народничества, издававшиеся в разное время. Важнейшие источники собраны в двухтомнике «Революционное народничество 70-х годов XIX в. Сб. документов и материалов в 2-х томах» (М., 1965). Значительное место занимает мемуарная литература участников движения 70-х годов. Та ковы воспоминания О. В. Аптекмана «Общество «Земля и воля» 70-х годов» (Пг., 1924); В. Н. Фигнер «Запечатленный труд» (М., 1924, т. 1—2); Н. А. Морозова «Повести моей жизни» (М., 1965, т. 1 — 2); С. М. Степняка-Кравчинского «Избранное» (М., 1972). Материалы по истории народничества широко освещались в журналах «Былое», «Каторга и ссылка», «Красный архив», «Пролетарская революция» и др.
Хотя сочинения дворянско-охранительного и буржуазно-либерального направления о народническом движении многочисленны, они представляют лишь историко-графический интерес для специалистов и серьезного научного значения не имеют.
После Октябрьской революции значительно возрос интерес к революционному наследству. В это время рас ширяется и источниковедческая база трудов (большинство документов и воспоминаний изданы именно в 20 — 30-е годы). Однако теоретическая концепция народничества тогда еще не была разработана, и историки преувеличивали его положительные стороны. В дальнейшем оценка народничества в советской исторической литературе испытала крутые изменения. Со второй половины 30-х годов стало общепринятым отрицание революционного характера народничества 70-х годов и изображение народников как врагов марксизма. От этого примитивного и ошибочного взгляда советские историки освободились в 50-е годы, когда вновь пробуждается интерес к событиям 70-х годов, и прежде всего к народническому движению. Появляется ряд монографий об идеологии и практике народничества; а также о раз личных этапах народнического движения, например, Б. С. Итенберга — «Движение революционного народничества» (М., 1965), В. С. Антонова — «Революционное народничество» (М, 1965), М. Г. Седова — «Героический период революционного народничества» (М., 1966), С, С. Волка — «Народная воля» (Л., 1966). Были подвергнуты серьезному анализу теоретические воззрения народничества (Твардовская В. А. Социалистическая мысль России на рубеже 1870 — 1880-х годов. М., 1969; Малинин В. А. Философия революционного народничества. М., 1972). Обстоятельно изучались различные аспекты второй революционной ситуации (Хейфец М. И. Вторая революционная ситуация в России. М., 1963; Зайончковский П. А. Кризис самодержавия на рубеже 1870 — 1880-х годов. М., 1964).
Пристальное внимание историков вызвала деятельность народников среди рабочих и история первых рабочих организаций (Москвичи. М., 1974; Итенберг Б. С. Южнороссийский союз рабочих. М., 1974). Усилился интерес историков и к личным характеристикам народников, к судебным процессам и поведению революционеров на них (например Антонов В. С. — И. Мышкин — один из блестящей плеяды революционеров 70-х годов. М., 1959; Виленская Э.— С. Худяков. М., 1969; работы Н. М. Пирумовой о П. Кропоткине и М. Бакунине).
Большой интерес к народническому движению проявляют буржуазные историки США, Англии. Пытаясь выявить идейные корим народничества, буржуазные историки видят их в славянофильской идеологии 40-х годов XIX в. Как правило, они преувеличивают консервативные элементы народничества, принижая демократическое содержание их теорий. Изображая народничество отсталым учением по сравнению с западными утопическими теориями, зарубежные противники марксизма в то же время пытаются приписать ленинизму народнический характер, чтобы таким образом подкрепить концепцию национальной ограниченности ленинизма, применимости его только к социальным особенностям России как аграрной и отсталой стране. Поэтому в любом курсе отечественной истории чрезвычайно важно правильное освещение теории и практики народничества.
О стачечном движении в России в 80 — 90-х годах XIX в., и в частности о крупнейшей Морозовской стачке, говорится в брошюре В. И. Ленина «Объяснение закона о штрафах, взимаемых с рабочих на фабриках и заводах» (Поли. собр. соч., т. 2, с. 15 — 60) и в его статье «О стачках» (Поли. собр. соч., т. 4, с. 288 — 298).
Количество монографий и статей на эту тему особенно возросло за последние 20 лет. Исследуются такие аспекты рабочего движения, как процесс формирования кадров промышленного пролетариата, положение рабочих и их жизненный уровень, этапы и формы рабочего движения, статистика стачек, рабочее движение в Центральной России и в отдельных ее районах и городах, пропаганда марксизма среди рабочих и другие вопросы. Есть обобщающие исследования, в которых нашли отражение все эти проблемы. К их числу относятся коллективная монография «История рабочего класса России 1861 — 1900 гг.» (М., 1972), книга А. С. Трофимова «Пролетариат России и его борьба против царизма (1861 — 1904)» (М., 1979). Наиболее полное и в научном отношении ценное собрание документальных материалов об истории рабочего движения и распространении марксизма в России содержится в сборнике документов «Рабочее движение в России в XIX веке» под ред. А. М.Панкратовой (М., 1952, т. 3, ч. I — II). Обобщенный анализ истории распространения марксизма дан в монографии Ю. 3. Полевого «Зарождение марксизма в России (1883 — 1894)» (М., 1959).
В середине 90-х годов XIX в. освободительное движение в России вступило в новую фазу своего развития. Закончился разночинский и наступил пролетарский этап революционной борьбы. Переход к новому этапу означал также изменение социального состава участников революционного движения, теории, под знаменем которой шла борьба, объективной цели, к которой вела эта борьба, программы и тактики борьбы. На смену разночинцу как главной фигуре освободительного движения предшествующего периода пришел пролетарий. Место субъективно-идеалистических концепций исторического развития и теории утопического крестьянского социализма заняли исторический материализм и пролетарский, научный социализм.
Наступление пролетарского периода революционной борьбы знаменовалось соединением стихийного рабочего движения с научным социализмом. Оно стало возможным в результате нового подъема рабочего движения в 90-е годы, объединения усилий разрозненных марксистских кружков, сокрушительного разгрома народнической идеологии и утверждения марксизма. О на чале пролетарского периода в русском освободительном движении и о петербургском «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса» рекомендуется прочесть в статьях В. И. Ленина «Задачи русских социал-демократов» (Поли. собр. соч., т. 2, с. 433 — 470), «Из прошлого рабочей печати в России» (Поли. собр. соч., т. 25, с. 93 — 101) и в его листовке от имени «Союза» «К рабочим и работницам фабрики Торнтона» (Поли. собр. соч., т. 2, с. 70 — 74).
Важнейшими источниками и пособиями при изучении этого времени являются: «Рабочее движение в России в XIX веке. Сб. документов и материалов в 4-х т.» (М., 1961, т. 4, ч. I. 1895 — 1900); «Воспоминания о В. И.Ленине в 5-ти т.» (М, 1968 — 1969, т. 1 и 2); «Листовки петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса. 1895 — 1897» (М., 1934); «Краткая история рабочего движения в России. 1861 — 1917» (М., 1962); «История Коммунистической партии Советского Союза в 6-ти томах» (М., 1964, т. 1).
—Источник—
Артемов, Н.Е. История СССР: Учебник для студентов ин-тов И90 культуры. В 2-х частях. Ч. 1/ Н.Е. Артемов [и д.р.]. – М.: Высшая школа, 1982.- 512 с.
Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава