Культура народов Закавказья и Средней Азии в

Народы Закавказья и Средней Азии в V — начале XIII в. создали высокую материальную недуховную куль туру.

В конце IV в. монах Месроп Маштоц создал армянский алфавит. Почти одновременно (в V в.) возникло грузинское и албанское письмо. Открываются школы для изучения богословия, риторики, философии, поэтического искусства. Появляется переводная и оригинальная литература.

В литературе видное место занимают исторические произведения. Мовсес Хоренаци (V — начало VI в.) создал монументальный труд по истории Армении («История армян»), которым оказал большое влияние на последующую армянскую историческую науку. Крупным армянским историком был Лазарь Парбеци. Три книги «Истории» Парбеци — ценный источник по древней истории Армении Грузии и сопредельных стран. В VII в. была написана история Албании («История агван»).

В Грузии в XI XII вв. написаны: «Летопись Грузии», «История Афонского монастыря», труды, посвященные деятельности Давида Строителя и царицы Тамары. Армянский ученый-энциклопедист Ананий Ширакаци написал труды по географии, астрономии, космографии. В них он развил передовые для того времени представления о шарообразности Земли. Им сделан большой вклад в развитие математики, написан древнейший из дошедших до нас учебников по арифметике «Вопросы и решения». В Грузии при Давиде Строителе были открыты академии в Гелапти и Икалто. Роль культурных центров играли монастыри.

Наряду с наукой развивались литература и искусство. Свидетельством высокого развития культуры в Грузии являются дошедшие до нас памятники грузинской церковной литературы «Мученичество Шушаники» Якова Цуртавели (V в.), «Мученичество Евстафия Мцхетели» (VI в.). Армянским народом был создан героический эпос «Давид Сасунский», в котором отразилась борьба армян против арабского владычества. Эпос проникнут чувством патриотизма и гуманизма. В Грузии и Азербайджане мировых высот достигла светская литература. Среди грузинских придворных кругов создавались рыцарские романы, слагались оды в честь бес страшных витязей. Венцом литературы эпохи средневековой Грузии было гениальное творение Шота Руставели — поэма «Витязь в тигровой шкуре», написанная в честь царицы Тамары, современником которой был поэт. Поэма поражает высочайшим поэтическим мастерством, эрудицией, гуманизмом и передовым мировоззрением автора.

Великими современниками Шота Руставели были азербайджанские поэты Низами Гянджеви (1141 — 1209) и Хакани. Низами — автор всемирно известной «Пятерицы» (пяти больших поэм): «Сокровищница тайн», «Хосров и Ширин», «Лейла и Меджнун», «Семь красавиц» и «Искандер Намя». Кроме того. Низами написано много лирических стихотворений. Поэзия Низами удивительно лирична, изящна, мудра, высоконравственна, проникнута уважением к человеку, его чувствам, желаниям, к свободе.

Хакани блестяще начал карьеру поэта при дворе Ширваншахов, но, не угодив повелителям, попал в тюрьму, где создал свои знаменитые «тюремные эллегии».

Высокого уровня достигло зодчество. В раннефеодальный период (до IX в.) в Армении были построены Эчмиадзинский собор, патриарший собор в Двине, архитектурный ансамбль Звартноц близ Эчмиадзина. Круглокупольный храм Звартноц, разрушенный в X в. и реконструированный по раскопкам 1901 — 1907 гг., представлял собой трехъярусную ротонду с уменьшающимися кверху объемами. Фасады храма имели богатую рельефную отделку Архитектура Звартноца оказала большое влияние на зодчество всего Закавказья (VII XI вв.). Замечательные образцы архитектуры были созданы раннефеодальной Грузии — храмы Болниси (V в.), Джавари (VI в.), на горе Мцхеты, Цроми (VII в.) с мозаичной стенной росписью.

Из архитектурных памятников раннефеодального Азербайджана (Албании) известны храмы в Ляките, Кум (Кахском районе), на горе Бешидат (Акдамский район), в Массивине, крепостные стены в Дербенте, запиравшие узкий проход между морем и торами.

Еще более монументальные произведения архитектуры были созданы в период развитых феодальных отношений, особенно в XI — начале XIII в. Столицу Анийского государства г. Ани в Армении украшали велико лепные соборы и церкви: церковь Спасителя (XI в.), Кафедральный собор (XII в.), храм, построенный Гагиком, церковь Тиграна Оненца. Храм, построенный Гагиком, по форме и отделке фасадов весьма похож на знаменитый Звартноц. Церковь Тиграна Оненца имела богатую стенную роспись с изображением царя Тиридата III. В этот период были созданы шедевры грузинской архитектуры: Кафедральный собор Ошки (X в.), храм Баграта в Кутаиси (XI в.), монументальный купольный Патриарший собор Свети-Сховели Мцхети (XI в.), храм Алаверди (XI в.), ансамбль Гелатского монастыря в пригороде Кутаиси (XII в.). Необычным выдающимся сооружением является пещерный монастырь Вардзия XII в.), высеченный ярусами в туфовой скале. В монастыре сохранились росписи и портреты царей Георгия III и Тамары.

Представление о высоком уровне азербайджанской архитектуры дают мавзолеи Юсуфа ибн Кусейира (XII в.), Момине Хатун в Нахичиване, мавзолеи в Мараге иУрмии.

В Средней Азии задолго до арабских завоеваний существовала яркая культура. В городах развивались различие ремесла, в том числе художественные. На высоком уровне находилось ювелирное ремесло, производство стекла и изготовление стеклянных изделий. Совершенствование письменности привело к появлению согдийского и хорезмийского слитного письма. На согдийском языке были созданы многочисленные произведения религиозной, исторической и астрономической литературы.

О высоком уровне изобразительного искусства дают представления открытые в Варахше — столице бухархудатов (правителей Бухары) — развалины большого дворца, залы которого украшены великолепной стенной росписью VII в. В одном из залов изображены герои сидящие на слонах и сражающиеся с фантастическими животными, в другом запечатлены сцены битвы конных воинов и охоты. Не менее богатая дворцовая и храмовая живопись VII в. найдена при раскопках царской цитадели и храмов в Педжикенте (Таджикская ССР).

Новый взлет культуры народов Средней Азии па дает на период освобождения от арабского ига и образования самостоятельных государств, прежде всего государства Саманидов. В IX XI вв. из Средней Азии вышли великие ученые, мыслители ал Хорезми, ал Бируни, Ибн-Сина, поэт Фирдоуси, обогатившие своими трудами сокровищницу мировой культуры.

Уроженец Хорезма Хорезми внес неоценимый вклад в развитие математики. От его имени происходят термины «логарифм» и «алгорифм». От названия его работы алджебр пошло название науки алгебры. Он глубоко знал наследие математиков Вавилонии, Индии, Древней Греции. Труды Хорезми переводились на латинский язык и сыграли основополагающую роль в раз витии европейской математической науки. Хорезми был также выдающимся географом. Ему принадлежит географический труд «Книга картины Земли» — подробное землеописание Старого Света с составленными им самим картами.

Великим ученым был другой хорезмиец — ал Бируни. Уже в юношестве Бируни знал греческий, арабский, сирийский, древнеиндийский (санскрит) языки. Это позволило ему черпать знания из многих источников и стать ученым-энциклопедистом. Он был математиком, географом, астрономом, физиком, этнографом, историком. Бируни точно определил угол наклона эклиптики к экватору, длину радиуса Земли, длину одного градуса по меридиану, утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца, признавал закон земного тяготения. Труды Бируни по математике, астрономии, географии в отдельных своих частях не потеряли своего значения до сего времени.

Огромное влияние на мировую науку оказал Ибн-Сина (980 — 1037), или Авиценна, как его называли в средневековой Европе. Авиценна оставил более ста сочи нений по медицине, физике, философии, математике, астрономии, ботанике, стихи на фарси и арабском языках и другие произведения. Его «Книга исцеления» и «Канон врачебной науки» были положены в основу лечебной практики во всем тогдашнем мире вплоть до эпохи Ренессанса. Он предсказывал существование бактерий, считая, что эпидемии вызываются «мельчайшими животными».

В конце X в. творил замечательный поэт Востока Фирдоуси, создавший поэму «Шах-Намэ» («Книга царей»). Поэма написана на персидском языке. Фирдоуси работал над ней 38 лет, собирая народные предания до арабского периода Средней Азии.

Бурное развитие культуры народов Закавказья и Средней Азии было прервано нашествием орд Чингисхана.

 

Источник—

Артемов, Н.Е. История СССР: Учебник для студентов ин-тов И90 культуры. В 2-х частях. Ч. 1/ Н.Е. Артемов [и д.р.]. – М.: Высшая школа, 1982.-  512 с.

 

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Оцените статью
Adblock
detector